Суточный круг Богослужения


СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Суточным кругом богослужения называются те богослужения, которые совершаются в Церкви Христовой в продолжение суток. Круг суточных богослужений повторяется в течение каждого дня недели на протяжении всего года. 

Следуя установлению Ветхозаветной Церкви, основанному на Священном Писании: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1, 5), Новозаветная Церковь начинает круг суточных церковных служб с вечера.
 
Суточный круг богослужения включает в себя: вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, первый час, службу часов и Божественную Литургию.

ВЕЧЕРНЯ – церковная служба, совершаемая вечером, во время которой мы прежде всего прославляем Бога как Творца и Промыслителя всего мироздания, поскольку творение мира началось с вечера. Затем Святая Церковь напоминает молящимся о грехопадении наших прародителей Адама и Евы и побуждает нас к осознанию своих грехов. Богослужение вечерни побуждает верующих задуматься о неизбежности для каждого человека смерти и призывает к покаянию и богоугодной жизни. 

Вечерня бывает повседневная, малая и великая. 

Повседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника. В великие и средние праздники, когда по Уставу бывает Всенощное бдение, тогда совершают малую вечерню и великую вечерню.

ПАВЕЧЕРНИЦА – служба, состоящая из чтения псалмов и ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим, отходящим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Павечерница бывает малая, средняя и великая.

ПОЛУНОЩНИЦА – служба, посвященная воспоминанию ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду и совершаемая после сна. Эта служба призывает христианина быть всегда готовым ко дню Страшного Суда Божия, который придет внезапно, как «жених в полунощи», согласно притче о десяти девах.
Полунощница бывает повседневная, субботняя и воскресная.

УТРЕНЯ получила свое наименование от времени совершения. Она включает в себя чтение псалмов, которые наполнены покаянным смыслом, в которых сердце молящегося раскаивается перед Богом за содеянные грехи; дальше на утрене прославляются святые или события, соответствующие воспоминаниям церковного дня, и наконец возносится славословие Самому Господу Исусу Христу.

ПЕРВЫЙ ЧАС – богослужение, посвященное воспоминаниям того времени, когда Исус Христос был приведен от первосвященника Каиафы к Пилату и осужден на смерть. 

Первый час совершается по окончании утрени.

СЛУЖБА ЧАСОВ включает третий, шестой и девятый час. На третьем часе воспоминается сошествие Святаго Духа на апостолов. На шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Исуса Христа. На девятом часе воспоминается Крестная смерть Сына Божия – Спасителя мира. 

Часы бывают повседневные, великопостные, царские и пасхальные.
Великопостные часы совершаются с понедельника по пятницу (включительно) всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Царские часы совершаются перед праздниками Рожества Христова и Богоявления и в Великую пятницу. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На отдание праздника Пасхи 1-й час обычный, а 3-й, 6-й и 9-й часы – пасхальные.
 
Повседневные часы совершаются в остальные дни года.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ – самое главное богослужение, на котором совершается Святое Причащение, установленное Самим Христом Спасителем накануне Его Крестных страданий на Тайной Вечере. Существует три чина Божественной Литургии: св. Иоанна Златоустаго, св. Василия Великаго, св. Григорий Двоеслова (Прежесвященных Даров). Прежесвященные Дары заготавливаются по Уставу, указанному в конце Литургии св. Василия Великаго. 

Литургия св. Василия Великаго совершается 10 раз в году: в навечерие (накануне) праздников Рожества Христова и Богоявления (а если навечерие приходится на субботу или воскресенье, то в таком случае эта Литургия совершается в самые эти праздники), 1 (14) января, в воскресенье 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Она может совершаться и в честь почитаемого святого, если память ему случится на седмице (кроме субботы и воскресенья) Великого поста, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелиос. Во все остальные дни, когда не бывает Литургии св. Василия Великаго или Литургии св. Григория Двоеслова, совершается Литургия св. Иоанна Златоустаго.

Комментарии