Суточный круг Богослужения
СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Суточным кругом богослужения называются те богослужения, которые совершаются в Церкви Христовой в продолжение суток. Круг суточных богослужений повторяется в течение каждого дня недели на протяжении всего года.
Следуя установлению Ветхозаветной Церкви, основанному на Священном Писании: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1, 5), Новозаветная Церковь начинает круг суточных церковных служб с вечера.
Суточный круг богослужения включает в себя: вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, первый час, службу часов и Божественную Литургию.
ВЕЧЕРНЯ – церковная служба, совершаемая вечером, во время которой мы прежде всего прославляем Бога как Творца и Промыслителя всего мироздания, поскольку творение мира началось с вечера. Затем Святая Церковь напоминает молящимся о грехопадении наших прародителей Адама и Евы и побуждает нас к осознанию своих грехов. Богослужение вечерни побуждает верующих задуматься о неизбежности для каждого человека смерти и призывает к покаянию и богоугодной жизни.
Вечерня бывает повседневная, малая и великая.
Повседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника. В великие и средние праздники, когда по Уставу бывает Всенощное бдение, тогда совершают малую вечерню и великую вечерню.
ПАВЕЧЕРНИЦА – служба, состоящая из чтения псалмов и ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим, отходящим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Павечерница бывает малая, средняя и великая.
ПОЛУНОЩНИЦА – служба, посвященная воспоминанию ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду и совершаемая после сна. Эта служба призывает христианина быть всегда готовым ко дню Страшного Суда Божия, который придет внезапно, как «жених в полунощи», согласно притче о десяти девах.
Полунощница бывает повседневная, субботняя и воскресная.
УТРЕНЯ получила свое наименование от времени совершения. Она включает в себя чтение псалмов, которые наполнены покаянным смыслом, в которых сердце молящегося раскаивается перед Богом за содеянные грехи; дальше на утрене прославляются святые или события, соответствующие воспоминаниям церковного дня, и наконец возносится славословие Самому Господу Исусу Христу.
ПЕРВЫЙ ЧАС – богослужение, посвященное воспоминаниям того времени, когда Исус Христос был приведен от первосвященника Каиафы к Пилату и осужден на смерть.
Первый час совершается по окончании утрени.
СЛУЖБА ЧАСОВ включает третий, шестой и девятый час. На третьем часе воспоминается сошествие Святаго Духа на апостолов. На шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Исуса Христа. На девятом часе воспоминается Крестная смерть Сына Божия – Спасителя мира.
Часы бывают повседневные, великопостные, царские и пасхальные.
Великопостные часы совершаются с понедельника по пятницу (включительно) всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Царские часы совершаются перед праздниками Рожества Христова и Богоявления и в Великую пятницу. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На отдание праздника Пасхи 1-й час обычный, а 3-й, 6-й и 9-й часы – пасхальные.
Повседневные часы совершаются в остальные дни года.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ – самое главное богослужение, на котором совершается Святое Причащение, установленное Самим Христом Спасителем накануне Его Крестных страданий на Тайной Вечере. Существует три чина Божественной Литургии: св. Иоанна Златоустаго, св. Василия Великаго, св. Григорий Двоеслова (Прежесвященных Даров). Прежесвященные Дары заготавливаются по Уставу, указанному в конце Литургии св. Василия Великаго.
Литургия св. Василия Великаго совершается 10 раз в году: в навечерие (накануне) праздников Рожества Христова и Богоявления (а если навечерие приходится на субботу или воскресенье, то в таком случае эта Литургия совершается в самые эти праздники), 1 (14) января, в воскресенье 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Она может совершаться и в честь почитаемого святого, если память ему случится на седмице (кроме субботы и воскресенья) Великого поста, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелиос. Во все остальные дни, когда не бывает Литургии св. Василия Великаго или Литургии св. Григория Двоеслова, совершается Литургия св. Иоанна Златоустаго.
Комментарии
Отправить комментарий