Из воспоминаний о епископе Московском Флавиане (Вдовине). РДЦ

Епископ Московский Флавиан (в миру Фёдор Иванович Вдовин)


ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ (Эккл, 3, 5) 

Мне по службе приходилось часто выезжать в районы и гасить возникающие конфликты верующих с властями при передаче им пустующих храмов.

В штат администрации области в 1992 году ввели должность советника по социальным вопросам и связям с религиозными конфессиями. Им стал Андрей Артюхов, выпускник БИТМа. На одной из встреч мы с ним договорились объездить вместе старообрядческие приходы в западных районах области. Ему хотелось увидеть их священнослужителей, старинные иконы, а мне узнать, как старообрядцами восстанавливаются переданные им культовые здания и какая требуется от меня помощь. 
 
Я позвонил в г. Новозыбков. Архиепископ Новозыбковский, Московский и Всея Руси древле-православных христиан Геннадий был на месте и согласился принять нас в своей резиденции.
И уже назавтра рано утром мы с Андреем мчались на «Волге» по гомельской трассе на встречу со старообрядцами, предки которых осели на землях Стародубского полка, «пустынях», в конце 17 века, спасаясь от гонений никонианцев.

За три часа, пока ехали до Новозыбкова, я рассказал Андрею, что в западных районах области проживают три ветви старообрядцев: беглопоповского согласия (древле-православные христиане), белокриничского согласия и беспоповцы. Перечислил города и сёла, где сохранились их храмы.

Владыка Геннадий встретил нас приветливо. Это был крепкий 90-летний старик с седой окладистой бородой, участник Отечественной войны. Я представил ему Андрея, сообщил о цели визита.

Владыка пригласил нас в свой кабинет. За чаем он поведал, что только вчера вернулся из поездки в Румынию, где проживают более 20 тысяч потомков, переселившихся за Дунай казаков-некрасовцев, его единоверцев. За два месяца пребывания он посетил их приходы, где проводил богослужения, рукополагал священнослужителей.

Владыка показал Андрею кафедральный собор, сообщил о планах и трудностях восстановления закрытых ранее церквей. Андрея поразило богатое убранство и благолепие кафедрального храма, простота и доброжелательность архиепископа.

Получив благословение Геннадия, мы в сопровождении о. Александра направились в сторону Злынки.
 
Проехав километров пятнадцать по трассе, свернули по просьбе о. Александра на лесную дорожку. Минут через 10 лес расступился, и мы оказались на большой поляне.
- Здесь, - Александр показал рукой в сторону, где виднелось с полдесятка покосившихся от ветхости изб, - и был наш Каменский девичий монастырь. Для нас это святое место. Там ещё доживают свой век две сестры-монашки.
- А что это за новые строения посреди поляны? – поинтересовался Андрей.
- Это были помещения пионерского лагеря, - пояснил я. - В прошлом году по просьбе Владыки Геннадия мне пришлось приезжать в Злынку и уговорить районные власти передать территорию лагеря с помещениями безвозмездно старообрядцам.
- Мы открыли здесь мужской монастырь, - продолжил Александр. - Пока трое послушников. В деревянном доме их кельи и кухня. Тут же будет и духовное училище.

Подошёл, ведя на поводке лошадь, послушник, поклонился священнику. На вид ему было не больше 25 лет. Пока Андрей беседовал с парнем, Александр передал мне просьбу Владыки помочь достать кирпич и железо для храма с. Елионка.
 
В Злынке, небольшом городишке у самой границы с Белоруссией, основанном старообрядцами в 1703 году, сохранилось две каменных церкви. Одну, летнюю церковь верующие с большими трудностями восстановили. Богослужение там проводит рукоположенный в священники бывший учитель местной школы. Он и показал нам храм, где прихожане красили полы, и попросил Андрея Артюхова и меня, как представителей областной власти, оказать помощь прихожанам восстановить и зимний храм, памятник архитектуры 18 века.

Наблюдая за реакцией Андрея при знакомстве с Владыкой Геннадием, священниками-старообрядцами, его неподдельным интересом к неизвестной ему ранее ветви православия, к их быту, иконам и обрядам, я проникся к нему симпатией.

Андрей не отходил ни на шаг от молодого священника, расспрашивая его о различии в богослужении, иерархии древле-православных христиан и других ветвей русского православия.
Глава района, к которому мы зашли после осмотра храмов, пообещал помочь старообрядцам в восстановлении и зимней церкви.

- Михаил Александрович, - обратился ко мне Андрей, когда вышли из кабинета главы администрации района, - о. Александр предлагает побывать в селе Чуровичи. Там приехавший из Москвы епископ Флавиан по благословению Владыки Геннадия восстанавливает храм. Как вы?
- Время есть, крюк небольшой, поехали.

Не доехав до Новозыбкова, мы свернули на Климово, и через час подъезжали к Чуровичам – большому старообрядческому селу. Основано село старообрядцами более 300 лет назад. До революции проживало там до 5 тысяч жителей мещанского сословия.

Из двух церквей сохранилась одна, каменная, Знамения Пресвятой Богородицы. Храм не пощадили время и война: кровли не было, окна и врата зияли пустотами. Построенный в начале 20 века в стиле эклектики, он и в таком состоянии поражал своим великолепием.

В селе сохранилось несколько купеческих кирпичных построек в два этажа, окна домов были украшены резными ставнями.

Подъехали к церкви. У входа в здание виднелась куча неостроганных досок, брёвна, белый кирпич, горки щебня. На стареньком самодельном станке двое пожилых плотников строгали и пилили на бруски доски.

- А вон у станка и Флавиан, епископ Московский, - о. Александр показал на старика, поднимавшего доску.

Он же, не обращая внимания на пассажиров чёрной «Волги», продолжал свою работу.

- Владыка, - позвал Александр, - отвлекись на минутку (кстати, старообрядцы обращаются ко всем, даже к царю, только на «ты»).

Обернувшись и узнав Александра, он отключил станок и, отряхнув стружки с телогрейки, подошёл к нам. На вид ему было лет под 70. Если бы не длинная окладистая борода, завязанные в узелок волосы и священнический крест на груди, его бы не отличить от сельского жителя. Поздоровался с нами. Руки мозолистые, сильные.

- Это, Владыко, Андрей Николаевич и Михаил Александрович, - представил Александр нас епископу, - приехали из области посмотреть, как восстанавливается храм.
-Как? Да вот с Божьей помощью дело понемножку движется. Очистили от мусора. Достали лесу, напилили досок. Спасибо председателю колхоза, помогает, чем может. Разрешил разобрать на кирпич старый свинарник, дай Бог ему здоровья. Если надо, даёт трактор, машину. Денег-то у нас нет.
-А кто же работает, где реставраторы? – поинтересовался Андрей.
- Какие реставраторы? – удивился епископ. – Я тут и инженер-прораб, и мастер, и каменщик, и столяр, и чернорабочий. Да вот Никодим помогает, когда здоров, - указал он на своего напарника. - И молодые люди, и старики по выходным приходят. Храм-то всем нужен, наши деды-прадеды строили.

- Гости из области, – Александр посмотрел на меня с Андреем, – не могут понять, что заставило тебя, Владыка Флавиан, епископа Московской епархии, приехать в забытое Богом село и взвалить на себя этот непосильный труд.
- Это Божий промысел. Я родился в Чуровичах, здесь крестился и вырос. Мои родители покоятся на здешнем кладбище. По профессии я строитель. И когда власти стали возвращать храмы верующим, я дал обет Пресвятой Богородице, что остаток жизни посвящу возрождению её храма.
- А как же ваша епархия? – удивился Андрей.
- С благословения главы нашей Церкви на время моего отсутствия епархией будет управлять другой епископ.

Наступило время уезжать. Андрей всё о чём-то расспрашивал понравившегося ему старообрядческого епископа Флавиана.
О. Александр попросил высадить его в Климове.
- Будете проезжать село Елионку, - прощаясь сказал он, - увидите наш деревянный храм. Трапезную. с Божьей помощью, верующие уже восстановили.

Всю дорогу Андрей молчал, думая о чём-то своём.
- Да, прошло время разбрасывать камни, – перефразировал Андрей стих из Священного Писания, прощаясь со мной, - пришло время собирать камни.
И прибавил:
- Поучительная поездка. То, что делает Флавиан, настоящий подвиг.

В заключение скажу, что Владыка Флавиан свой обет, данный Богородице, исполнил. Церковь восстановлена, действует и взята под охрану государства, как памятник архитектуры.
Через два года он вернулся в свою епархию.

Священник о. Александр вскоре был избран епископом, архиепископом, и с 2002 года - Патриарх Московский и всея Руси Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ). Резиденцию из Новозыбкова перенёс в Москву.

Андрей Артюхов ушёл вскоре от Губернатора, успешно закончил духовную семинарию и юридический институт, профессор. Поговаривают, что намерен уйти в монастырь.
Декабрь, 2015 год.

Михаил Лазаренко


Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Чуровичи (РДЦ)



Комментарии