Свт. Климент Римский: О ересях

 

Книга VI. О ересях

Больше всего берегитесь, епископы, страшных, опасных и беззаконных ересей. Бегайте их, как огня, жгущего приближающихся к нему. Бегайте также и расколов. Ибо беззаконно склонять ум к нечестивым ересям; беззаконно и отделяться от единомысленных по любоначалию.

Еще в древности некоторые, дерзнувшие покуситься на это, не избежали наказания. Так, Дафан и Авирон, возставшие против Моисея, поглощены землею. Так и Корей и двести пятьдесят сообщников его, возмутившиеся против Аарона, сделались пищею огня. Так и Мария, укорявшая Моисея, говоря: Моисей взял себе в жену ефиоплянку, выгнана из стана на семь дней. Кроме того, и Азария или Озия, царь Иудейский, посягнувший на священство и захотевший воскурить фимиам, чего не следовало ему делать, когда первосвященник Азария и восемьдесят священников возбранили ему это, а он не послушался, - поражен проказою на челе и поспешил выйти (из храма), потому что обличил его Господь [2 Пар.26:19.20].

2. Итак, заметим, возлюбленные, какова слава мятежникам и какой приговор о них. Если возстающий против царей достоин наказания, хотя бы он был сын, хотя бы друг; то во сколько более достоин наказания тот, кто возстает против священников? Ибо во сколько выше священство царства, как подвизающееся о душе, во столько тягостнее накажется тот, кто ему дерзнет сопротивляться, нежели царству. И ни тот, ни другой не останутся ненаказанными.

Так, не остались ненаказанными ни Авессалом и Аведадан [2 Цар. 18:9, 20:1], ни Корей и Дафан, когда вступили в соперничество, первые с Давыдом о царстве, а последние с Моисеем о первенстве, и поносили - Авессалом Давыда, отца своего, как неправедного судию, говоря каждому: слова твои хороши, но выслушать тебя и оправдать тебя некому; если бы меня сделали начальником [2 Цар. 15:3.4], а Аведадан (говорил): нет мне части в Давыде, ни участка в сыне Иессеевом [2 Цар. 20:1]: явно, что они не терпели состоять под начальством Давыда, о котором сказал Бог: нашел Я мужа по сердцу Своему, Давыда, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои [Де-ян. 13:22], а Дафан и Авирон и кореяне говорили Моисею: разве мало того, что ты вывел нас из земли египетской, из земли, текущей молоком и медом? зачем еще ослепил ты глаза наши? и ты еще начальствуешь над нами? [Числ. 16:13.14]. - И собрали против него большое собрание, а кореяне говорили: неужели только с Моисеем говорил Бог? [Числ. 12:2], зачем он одному Аарону дал первосвященство? не всё ли общество Господне свято? почему же один Аарон священствует? [Числ. 16:3]. А прежде сих некто другой говорил: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? [Исх. 2:14].

3. И возстали они на Моисея, раба Божия, кротчайшего из всех и верного, и обезчестили, неблагодарнейшие, столь великого мужа, законодателя, стража, первосвященника и царя, таинника божественных дел, подобно Творцу обнаружившего действенность Творца, кротчайшего, ни малейше не надменного, терпеливого, человеколюбивейшего, который праведностью своею избавил их от многих опасностей и освободил их от различных смертей, соделал для народа столько знамений и чудес божественных, который совершил столько знамений и чудес божественных, который совершил столько славных и чудных дел в благодеяние ему, навел на египтян десять казней, разделил чермное море и поставил воды по правую и по левую стороны наподобие стены, и провел народ по морю, как по сухой пустыне, и погрузил фараона и египтян и всех бывших вместе с ними, который древом усладил для народа источник и из твердой скалы извел ему жаждавшему воду, дал ему с неба манну, а из воздуха мясную пищу, который доставил ему столп огненный для освещения и путеводства во время ночи и столп облачный для осенения от зноя солнечного во время дня, который дал ему Закон Божий, устами и руками и письмом Божиим начертанный на скрижалях каменных, совершенного числа десятословие, с которым беседовал Бог лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим, и о котором сказал Он: не воста пророк якоже Моисей [Втор. 34:10]. Вот против кого возстали кореяне и рувимляне и бросали камни в Моисея, когда он молился и говорил: не внемли на жертву их [Числ. 16:15]! Но явившаяся слава Божия одних низвергла в землю, а других сожгла огнем, и таким образом земля, разверзши уста свои, поглотила предводителей заблуждения раскольнического, говоривших: поставим себе начальника [Числ. 14:4], и шатры их и имущество их, и сошли они в преисподнюю живые, а кореян погубил Бог огнем.

4. Если Бог немедленно навел наказание на произведших раскол по любоначалию, то во сколько более накажет Он предводительствующих нечестивыми ересями? Не жесточайшее ли наведет Он наказание на тех, кои хулят Его промысл или творчество?

Но вы, братия, наученные из Писания, берегитесь производить разделения как относительно мысли, так и относительно единства вашего; ибо зачинщики беззаконного мудрования становятся стражами погибели для народов. Подобным образом и вы, народ, не приближайтесь к тем, кои преподают учения, противные воле Божией, и не будьте общниками нечестия их; ибо Бог говорит: отделитесь от общества мужей сих, чтобы не погибнуть с ними [Числ. 16:21], и опять: выйдете из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас [Ис. 52:11 ].

5. Воистину должно бегать тех, кои хулят Бога. Ибо, тогда как большинство нечестивых страждет неведением Бога, эти недугуют зломыслием, как богоборцы; ибо от злобы еретиков, как говорит пророк Иеремия, вышел разврат на всю землю [Иер. 23:15].

Господь Бог отверг уже лукавую синагогу и отринул дом, как говорит в одном месте Иеремия: оставих дом Мой, оставих достояние Мое [Иер. 12:7], и опять Исайя: оставлю виноград Мой, и ктому не обрежется, ниже покопается, и взыдет на нем, якоже на лядине, терние, и облаком заповем, еже не дождити на него дождя [Ис. 5:6]. Он оставил народ Свой, как хижину в винограднике и как шалаш в огороде, и как город сохраненный [Ис. 1:8], и, отъяв от него Духа Святого и дождь пророческий, исполнил благодати духовной Церковь Свою, как реку египетскую во дни новые, и превозвысил ее, как дом на горе или как гору превысокую, как гору холмистую и гору плодоносную, на которой благоволил Бог обитать и на которой Господь будет жить во век [Пс. 67:16.17], как у Иеремии говорит: престол славы возвышен, место святыни нашея [Иер. 17:12], и у Исайи говорит: и будет в последняя дни явлена гора Господня и дом Божий на верее гор, и возвысится превыше холмов [Ис. 2:2].

Бог, говорим, и народ Свой оставил и храм покинул пустым, раздрав завесу храма, и взяв от народа Духа Святого, ибо се, говорит, оставляется вам дом ваш пуст [Мф. 23:38], дал духовную благодать вам, кои из язычников, как говорит чрез Иоиля: и будет по сих, говорит Бог, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши видения увидят, и старцы ваши сония узрят [Иоил. 2:28], ибо, отъяв от народа иудейского всю силу и действенность слова и известное посещение, Бог перенес их на вас, кои из язычников. Поэтому диавол, завидуя святой Церкви Божией, устремился на вас и между вами произвел бедствия, гонения, нестроения, хуления, расколы, ереси. Тот народ он покорил себе чрез христоубийство, а вас, оставивших суету его, различно искушает иначе, как и блаженного Иова. Он немного противился и великому первосвященнику Исусу, сыну Иоседека [Зах. 3:1], и нас часто просил разводянить, чтобы оскудела вера наша; но Господь и Учитель наш, подвергши его суду, сказал ему: да запретит тебе, диавол, Господь, и да запретит тебе Господь, избравший Иеросалим; не головня ли он, выхваченная из огня? [Зах. 3:2]. И Кто тогда сказал стоявшим пред первосвященником: снимите с него измаранные одежды и присовокупил: смотри, Я снял с тебя беззакония твои [Зах. 3:4], Тот и ныне скажет, как сказал некогда в собрании нашем: Я молился, чтобы не оскудела вера ваша [сн. Лк. 22:32].

6. Итак, и иудейский народ имел злые ереси. От него произошли и саддукеи, не исповедующие воскресения мертвых, и фарисеи, приписывающие дела согрешающих случаю и судьбе, и мавсофеи, отвергающие Промысл, говорящие, что существующее составилось из случайного движения, и уничтожающие безсмертие души, и имеробаптисты, которые каждый день крестятся, а без того и не ядят, даже не употребляют одров и блюд или чаш, стаканов и седалищ, если не очистят их водою. От них и теперь в наше время появившиеся евиониты, желающие, чтобы Сын Божий был простой человек, утверждающие, что Он родился от Иосифа и Марии естественным образом. Отделившиеся же от всех них и сохраняющие отцовские обычаи суть ессеи.

Но это было в прежнем народе. Ныне же лукавый, умный делать зло, а что есть добро совершенно неведущий, отторгши некоторых от нас, породил и между ними ереси и расколы.

7. Начало новых ересей было так. Диавол, вошедши в некоего Симона, самарянина, из так называемого местечка Типа, по ремеслу волхва, сделал его слугою своей развращенной воли. Когда Филипп, соапостол наш, по дару Господа и действенности Духа Его, совершал в Самарии силы врачеваний, так что изумленные самаряне уверовали в Бога всего и Господа Исуса и крестились во имя Его, когда уже и сам Симон, увидев, что знамения и чудеса совершаются без всякого волшебного чародейства, и, изумившись, уверовал, крестился и пребывал в посте и молитве: мы, услышав о благодати Божией, явленной самарянам чрез Филиппа, пришли к ним, и, много благопоспешествовав словом учения и возложив руки на всех крестившихся, чрез молитвы даровали им причастие Духа.

Видя, что чрез возложение рук наших дается верующим Дух Святой, Симон, взяв деньги, принес их к нам и сказал: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого [Деян. 8:19]; диаволу хотелось ослепить нас принятием денег и таким образом отщетить от дара Божия, как лишил он Адама обещанного безсмертия чрез вкушение от древа, если бы мы согласились променять Симону безценный дар Духа на деньги.

Когда все мы смутились этим, я, Петр, усмотрев в Симоне злодейственного змия, сказал ему: сребро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил получить дар Божий за деньги. Нет тебе части в слове сем, ни жребия в вере сей; ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Господу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды [-ст. 20-23]. Тогда Симон, устрашившись, сказал: прошу, помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничего из сказанного вами [-ст. 24].

8. Когда же мы пошли проповедывать слово жизни между язычниками, тогда диавол произвел в народе, чтобы после нас послали, на осквернение слова, лжеапостолов. Прежде всех послан был некто Клеовий, который и соединился с Симоном; оба же они учились у некоего Досифея, которого и лишили начальства, превзошедши его в славе. Потом явились и другие виновники других нелепых учений: Керинф, Марк, Менандр, Василид, Саторнил. Из них учат - одни, что много богов, другие, что три бога, совершенно различные, безначальные, всегда существующие вместе, а иные, что богов безчисленное множество, и что все они неведомы; и одни отвергают брак, предполагая, что он не есть дело Божие, другие гнушаются некоторыми снедями, иные же безстыдно любодействуют, - таковы нынешние лжеименные николаиты.

Далее, Симон, встретившись со мною, Петром, сначала в Кесарии стратоновой, где верный оный Корнилий, язычник, уверовал чрез меня в Господа Исуса, покушался низвратить слово Божие. Со мною были тогда священные чада: Закхей, прежде мытарь, и Варнава, Никита и Акила, братья Климента, епископа и гражданина римского, наученного и Павлом, соапостолом и сотрудником нашим в благовествовании. Беседуя при них с Симоном о пророке и о единоначалии Божием, три раза, я силою Господа победил Симона, и, заставив его умолкнуть, вынудил его бежать в Италию.

9. Он же, быв в Риме, сильно опустошил Церковь, совращая и присоединяя к себе многих, а язычников изумляя волшебством и бесовскою силою, так что некогда, пришедши в полдень в театр их и приказав народу привести туда и меня, обещался летать на театре по воздуху. На это все устремили внимание свое, а я молился про себя.

Вот Симон, поднятый в высоту бесами, высоко уже летал в воздухе, говоря, что поднимается на небеса и оттуда снабдит народ благами. Когда народ восклицал в честь него, как бога, я, простерши ум и руки к небу, молил Бога чрез Господа Исуса, чтобы низверг губителя долу и уничтожил силу бесов, употребивших ее на обольщение и погибель людей, так однако, чтобы он, упав, не умер, но разшибся. Потом, устремив взор вверх и, смотря на Симона, я сказал: "если я - человек Божий, истинный апостол Исуса Христа и учитель благочестия, а не заблуждения, как ты, Симон; то повелеваю лукавым силам отступника от благочестия, носящим Симона волхва, перестать держать его, чтобы он низвергся с высоты на посмеяние обольщенных им".

Как только сказал я это, Симон, оставленный силами, низвергся с великим шумом и от сильного падения сокрушил бедро и оконечности ног. Тогда народ воскликнул: "Один Бог, Которого справедливо возвещает Петр воистину единым", и многие отложились от Симона, а некоторые, достойные погибели его, остались в развращенном его учении.

Так введена в Риме первая безбожнейшая ересь симониан! Но диавол действовал и чрез прочих лжеапостолов.

10. А целью у всех их было равно одно и то же безбожие - хулить Бога Вседержителя, утверждая, что Он неведом и не есть Отец Христа, ни Творец Mиpa, но неизглаголанный, неизреченный, неименуемый, саморожденный, что законом и пророками не должно пользоваться, что Промысла нет, что воскресению не должно верить, что суда и мздовоздаяния не будет, что душа не безсмертна, что должно наслаждаться одним удовольствием и уклоняться во всякое служение без разбору.

И одни говорят, что богов много, другие, что есть три безначальных, иные, что есть два нерожденных, а еще иные, что есть безчисленные эоны. И одни из них учат безженству и неупотреблению мяса и вина, говоря, что и супружество и рождение детей и принятие снедей гнусно, чтобы мнимым воздержанием своим привлечь на сторону своего лукавого учения. Некоторые же из них узаконяют не употреблять мяс не потому, что они - мяса животных безсловесных, но потому, что они - мяса животных, имеющих разумную душу, так что те, кои дерзают закалать их, подвергнутся будто бы наказанию человекоубийства. Другие же из них, сказуя, что должно воздерживаться только от свиного мяса, а что признано в Законе чистым, то надобно есть, говорили, что должно обрезываться по Закону, а в Исуса веровать, как в праведного мужа и пророка. Иные же учили любодействовать безстудно и злоупотреблять плотию и совершать всякое беззаконие, потому что этим только способом душа избежит мирских начальников. Все же они суть орудия диавола и сыны гнева.

11. А мы, чада Божий и сыны мира, проповедующие священное и правое учение благочестия, возвещаем, что один только Бог, Господь Закона и пророков, Творец всего, Отец Христа; что Он не Сам Себя произвел или не Сам Себя родил, как они думают, но есть Вечный и Безначальный и обитающий в неприступном свете; что Он не второй или третий или один из многих, но вечно Единый; не неведомый или неизреченный, но возвещенный чрез Закон и пророков, Вседержавный, Всеначальствующий, Всевластный; что Он Бог и Отец Единородного и Рожденного прежде всякой твари, Единый Бог, Отец Единого Сына, а не многих, Единого Утешителя чрез Христа, Творец других чинов, единый Создатель различного творения чрез Христа, Промыслитель и Законодатель чрез Него же, виновник воскресения и суда и мздовоздаяния, бывающих чрез Него; что этот самый Сын благоизволил соделаться человеком, пожил без греха, пострадал, воскрес из мертвых и вознесся к Пославшему Его.

Мы говорим также, что всякое творение Божие хорошо, и ничем не должно гнушаться; что все, чем мы правильно пользуемся для поддержания себя, прекрасно; ибо, по Писанию, вся добра зело [Быт. 1:31].

Мы веруем, что законный брак и рождение детей честны и нескверны; ибо различие полов образовано в Адаме и Еве для размножения рода человеческого. Душу нашу исповедуем мы безтелесною и безсмертною, как разумную и самовластную. Всяким смешением противузаконным и делаемым некоторыми против естества мы гнушаемся, как беззаконным и нечестивым.

Исповедуем также, что воскресение как праведных, так и неправедных, и мздовоздаяние будет.

Христа исповедуем не простым человеком, но Богом Словом и человеком, посредником между Богом и людьми, Первосвященником Отца.

Но вместе с иудеями мы не обрезываемся, зная, что пришел Тот, кому отложено было [Быт. 49:10] и ради Кого сохранились роды, чаяние народов, - Исус Христос, возсиявший от Иуды, Сын от леторасли, цвет от Иессея, чья власть на раменах [Ис. 11:1,9:6].

12. Так как ересь та показалась тогда весьма обольстительной, и вся Церковь находилась в опасности; то мы, двенадцать, - ибо вместо предателя причислен к нам в апостолы Матфий, получивший жребий Иуды, как сказано: епископство его да приимет ин [Пс. 108:8], - со-шедшись в Иеросалим, наблюдали вместе с Иаковом, братом Господним, что будет. И благоугодно было ему и пресвитерам проговорить к народу слово учения. Ибо некоторые, пришедшие в Антиохию из Иудеи, учили тамошних братьев, говоря: если не обрежетесь по обряду Моисея и не станете исполнять других заповеданных им постановлений, то не можете спастись [Деян. 15:1]. Когда же произошло разногласие и немалое состязание [-ст. 2], антиохийские братия, узнав, что все мы собрались для разсуждения об этом, прислали к нам верующих и искусных в писании мужей - узнать об этом разсуждении. А сии, по прибытии в Иеросалим, возвестили нам о состязании и в Антиохийской Церкви, - о том, то есть, что некоторые говорили, что должно обрезываться и исполнять другие очищения.

Когда одни говорили одно, а другие другое, я, Петр, встав, сказал им: Мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из вас меня, чтобы из уст моих услышали язычники слово Евангелия и уверовали. И сердцеведец Бог дал им свидетельство [-ст. 15]. Корнилию, бывшему сотником империи римской, явился Ангел Господень и сказал ему обо мне, чтобы призвал меня и выслушал из уст моих слово жизни; а он вызвал меня из Иоппии в Кесарию стратонову. Когда же я намеревался пойти к нему, мне захотелось принять пищи. Между тем как приготовляли ее, я в столовой молился. И вижу отверстое небо и некоторый сосуд, как бы светлое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. В нем находились всякие четвероногие, пресмыкающиеся по земле и летающие под небом. И был голос ко мне с неба: встань, Петр, заколи и ешь. Тогда в другой раз был голос, говорящий: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды. Потом сосуд поднялся на небо. Когда же я недоумевал, что бы значило видение сие, Дух сказал мне: вот, мужи ищут тебя; встань и иди с ними, нимало не сомневаясь, ибо Я послал их [Деян. 10:11-20, 11:7-12]: это были посланные сотником. Разсуждая про себя, я уразумел написанное слово Господне: всякий, кто призовет имя Господне, спасется [Иоил. 2:32], и опять: вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена язычников, ибо Господне царство и Он владеет народами [Пс. 21:28. 29]. И размышляя, как везде говорится о призвании язычников, я, встав, пошел с посланными и пришел в дом мужа того. И когда я возвещал еще слово, на него и на бывших с ним сошел Дух Святой, так же, как и на нас в начале [Деян. 11:15], и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их [Деян. 15:9]. И я познал, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему [Деян. 10:34.35], а верующие из обрезанных пришли при сем в изумление [-ст. 45]. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выю учеников тяжкое иго, которого не могли понести ни мы, ни отцы наши? Но мы веруем, что благодатию Господа спасемся также, как и они [Деян. 15:10.11]; ибо Господь разрешил нас от уз и облегчил бремя наше, и тяжкое иго снял с нас кротостью.

Когда я сказал это, всё собрание умолкло. Начал же речь Иаков, брат Господень, и сказал: Мужи братия! Послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и возсоздам скинию Давыдову падшую, и то, что в ней разрушено, возсоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки, и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий сие [Амос. 9:11.12]. Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я разсудил не затруднять обращающихся к Богу из язычников, но только написать им, чтобы воздерживались от скверностей языческих, от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда [Деян. 15:13-20], что законоположено было и древними, жившими до закона по природе Еносом, Енохом, Ноем, Мелхиседеком, Иовом и всеми подобными им.

Тогда разсудили мы, апостолы, и епископ Иаков и пресвитеры со всею Церковью, избрав из среды себя мужей, послать их с Варнавою и Павлом, апостолом язычников, тарсянином: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу - мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее:

Апостолы, пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радуйтесь!

Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас речами своими и поколебали ваши души, чего мы не поручали им; то мы, собравшись, единодушно разсудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, - человеками, предавшими души свои за Господа нашего Исуса Христа, чрез которых вы писали. Итак, мы послали с ними Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда. Соблюдая себя от этого, вы хорошо сделаете. Будьте здравы [Деян. 15:23-29].

Такое письмо послали мы, а сами довольно дней пребывали в Иеросалиме, разсуждая вместе об относящемся к общей пользе и исправлению.

13. А спустя довольно времени мы посетили братьев, утвердили их учением благочестия и убедили их бегать тех, кои под именем Христовым и Моисеевым воюют со Христом и Моисеем, и в овечьей коже скрывают волка. Это - лжехристы, лжепророки, лжеапостолы, обольстители, растлители, добычи лисиц и опустошители низменных виноградников [Пс. 62:11, Песн. песн. 2:15], чрез которых во многих охладеет любовь, а претерпевший до конца непоколебимо спасется; о которых, в предостережение наше от них, Господь объявил, говоря: придут к вам люди в овечьей одежде, а внутри они суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Берегитесь их [Мф. 7:16.15]. Ибо возстанут лжехристы и лжепророки и прельстят многих [Мф. 24:11 ].

14. Из-за них-то собравшись теперь вместе мы, Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, и Симон Кананит и Матфий, причисленный к нам вместо Иуды, также Иаков, брат Господень и епископ Иеросалимский, и Павел, учитель язычников, избранный сосуд, собравшись все вместе, написали вам это кафолическое учение для утверждения вас, которым вверено повсюдное епископство.

В нем объявляем вам, что Бог Вседержитель только един, а кроме Него нет другого; что Его одного должно почитать и Ему одному покланяться чрез Исуса Христа, Господа нашего, во Всесвятом Духе; что священными писаниями, законом и пророками должно пользоваться; что родителей должно почитать; что всякого постыдного деяния должно бегать; что воскресению должно верить; что суда и мздовоздаяния должно ожидать; что всякими творениями должно пользоваться с благодарением, как делами Божиими и ничего не имеющими в себе дурного; что вступать в супружество законное должно, ибо такой брак безукоризнен, потому что от Господа сочетавается жена мужу [Притч. 19:14], и Господь говорит: сотворивший в начале, мужа и жену сотворил их, и сказал: посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут оба одною плотию [Мф. 19:4.5].

Посему после брака непозволительно изгонять безукоризненную; ибо сохрани, говорит, духом твоим, и жены юности твоея да не оставиши, яко та общница живота твоего и останок духа твоего [Мал. 2:14.15], ибо Я сотворил ее, а не иной; ибо Господь говорит: что Бог сочетал, того человек да не разлучает [Мф. 19:6]; ибо жена есть общница жизни, соединенная Богом в одно тело из двух, а кто снова разделяет одно на двое, тот враг творчества Божия и противник Его промысла. Равным образом и кто удерживает растленную, тот нарушает закон естества; поелику держащий прелюбодейцу безумен и нечестив [Притч. 18:23]: посему отсецы ю, говорит, от плоти твоея [Сир. 25:29]; ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысл свой к другому. Сообщаем также, что и обрезывать плоть не должно, но что для верующих достаточно обрезания в сердце по духу; ибо обрежитеся, говорит, Богу вашему и обрежите необрезание сердца вашего [Иер. 4:4].

15. Равным образом и крещением должно довольствоваться только единым, даваемым в смерть Господню [Рим. 6:4], - не тем, которое дают безславные еретики, но тем, которое дают непорочные священники во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Крещения, даваемого нечестивыми, вы не принимайте. Но и крещения, даваемого преподобными, не уничтожайте вторичным крещением. Как един Бог, един Христос и един Утешитель, едина также и смерть Господа по телу: так и крещение, даваемое в оную, да будет едино. А кто принимает осквернение от нечестивых, те сделаются общниками их осуждения; ибо они не священники, потому что Бог говорит к ним: поелику ты отверг боговедение, то и Я отвергну тебя, чтобы ты не был священником Моим [Ос. 4:6]; а крещенные ими не освящаются, но оскверняются, получая не прощение грехов, но узы нечестия.

Те же, кои стараются крестить освященных в другой раз, снова распинают Господа, в другой раз умерщвляют Его, осмеивают божественное, издеваются над священным, оскорбляют Духа Святого, безчестят оную святую кровь, как обыкновенную, нечествуют на Пославшего, на Пострадавшего, на Свидетельствовавшего.

Но и тот, кто не желает креститься из презрения, осужден будет, как неверующий, и поруган будет, как неблагодарный и безсмысленный; ибо Господь говорит: если кто не крестится от воды и Духа, то не войдет в Царствие Небесное [Ин. 3:5], и опять: кто уверует и будет крещен, тот спасется; а кто не уверует, тот осужден будет [Мк. 16:16].

А кто говорит: "когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения", тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо не отлагай, говорит, обратитися ко Господу, не веси бо, что породит находящий день [Сир. 5:8, Притч. 3:28].

А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием; ибо пустите, говорит, детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им [Мф. 19:14].

16. Все это написали мы вам, чтобы вы знали, какова мысль наша, и не принимали книг, утвержденных нечестивыми надписанием имен наших. Ибо вы должны обращать внимание не на имена апостолов, но на существо дел и неизвращенную мысль. Ибо мы знаем, что Симон и Клеовий и последователи их, сочинив ядовитые книги от имени Христа и учеников Его, повсюду носят их на обольщение вас, возлюбивщих Христа и нас, рабов Его. И у древних некоторые написали апокрифические книги Моисея, Еноха, Адама, Исайи, Давыда, Илии и трех патриархов, - тлетворные и враждебные истине. Такие же книги и теперь выдумали безславные люди, оклеветывающие творчество, брак, промысл, чадородие, Закон, пророков, надписывая на них некоторые варварские имена, - имена, как говорят люди те, ангелов, а правду сказать - бесов, вдохновляющих их. Бегайте учения их, чтобы не сделаться вам причастными наказанию тех, кои написали их на обольщение и погибель верных и непорочных учеников Господа Исуса...


Свт. Климент Римский


Источник




Комментарии