Миронов Сергей: "Малиновский скит. История старых обрядов". Часть 1

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.
 

Чуть больше ста лет назад, а именно в 13 июля 1912 года, в Малиновском скиту была освящена церковь. Это сейчас открытие храма перестало быть чем-то особенным в нашей жизни и для большинства людей остается незамеченным, а тогда было иначе. Но и для того времени событие это оказалось уникальным вдвойне – церковь принадлежала старообрядцам «беглопоповского» согласия и была построена по проекту Николая Михайловича Вешнякова. Для людей современных, и мало интересующихся влиянием религии на историю развития края, это мало что скажет.

Ежедневно проходя мимо великолепных памятников архитектуры мы, к сожалению, уже забыли, что именно Н.М. Вешняков был автором проектов этих зданий. В должности третьего городского архитектора Нижнего Новгорода с 1902 года по 1915 год им были спроектированы здания:

  • ремесленного училища (в советское время фабрика им. Клары Цеткин) при Вдовьем доме (теперь студенческое общежитие №2 НГТУ на площади Лядова),
  • школы им. М.В. Ломоносова в Языковом переулке (нынешняя улица Гоголя),
  • канцелярии судовой дистанции и амбулатории для судовых рабочих на Нижне-Волжской набережной дом 21 и дом 23 (нынче занятых увеселительными заведениями).
  • школы из комплекса фабрики товарищества нижегородской льнопрядильной мануфактуры (в советское время клуб им. Луначарского) на ул. Даргомыжского 11 «а»,
  • ряда купеческих и доходных домов по историческим улицам Нижнего Новгорода.

Кроме того, Николая Михайловича привлекали к работам над отделкой и реконструкцией зданий в других значимых для города проектах.



Так выглядела церковь весной 2016-го года. Малиновский скит. Апрель 2016 года.

Масштабность события становится понятна, если вспомнить что на тот момент примерно треть населения Нижегородской губернии были старообрядцами разных толков. Что на протяжении полутора веков они подвергались жесточайшим преследованиям и гонениям, и только совсем недавно перестали терпеть притеснения и опасаться за свою жизнь. Что заказчиком строительства был светский глава общины «беглопоповцев», крупнейший российский предприниматель и меценат Николай Александрович Бугров, который вместе с другими купцами-старообрядцами поддерживал скиты, строил богадельни и школы для крестьянских детей. По его желанию Н.М.Вешняков изменяет разработанный в 1908 году проект и добавляет четыре купола над кубом храма, доводя общее количество глав до пяти, а во внешнее оформление добавляется украшение поливными изразцами. В таком виде в 1909 году проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления. По некоторым данным можно предположить, что строительные работы начались до получения официального разрешения, что было обычным делом у Н.А.Бугрова, и закончились в 1911 году уже после смерти Николая Александровича. По свидетельствам современников освящение церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери было весьма торжественным, при многочисленном старообрядческом духовенстве и множестве крестьян.

Пояснение о «расколе», старообрядцах и их толках.

Если коротко, то старообрядчество – это ряд религиозных течений христиан, образовавшихся при расколе РПЦ в ходе церковной реформы начатой в 1651 году патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича «Тишайшего». Суть реформы сводилась к изменениям в богослужебных книгах и некоторых церковных обрядах для единения с греческой церковью, которая в церковно-обрядовой практике сходилась с Константинопольским престолом, чьей церковной юрисдикции принадлежала присоединенная к Русскому государству Малороссия.
Старообрядчество разделяется на две основные ветви «Поповцы» и «Беспоповцы», которые в свою очередь делятся на множество «согласий» и «толков». Получившие официальное название «раскольники» старообрядцы подвергались преследованию со стороны государственных структур и церкви.
В 1685 году царевна Софья Алексеевна законодательно вводит пытки и смертную казнь за инакомыслие.
Петр I в 1716 году своим указом смягчает положение старообрядцев, обязав их платить налоги по двойной ставке, но за проведение служб и треб смертную казнь не отменяет. К поискам ушедших в леса «раскольников» привлекают войска, которые уничтожают все их известные поселения. Так, к примеру, на Керженце почти из сотни обителей с населением более 2800 человек, к 1737 году остались всего два скита.
В 1762 году Екатерина II своим указом разрешает вернуться «иноверцам» из-за границы и поселиться в пустующих землях Поволжья. Постепенное ослабление репрессий вызывает новый рост численности скитов, в том числе и в Нижегородской губернии.
В 1874 году для старообрядцев вводится понятие гражданского брака: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака». А ведь до этого положения все дети раскольников считались незаконнорожденными.
В 1883 году снимается ряд других ограничений, одно из которых касалось запрета старообрядцами занимать общественные должности.
Указ Николая II от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» прекратил преследование старообрядцев и, среди прочего, разрешил «распечатать все молитвеные дома…».
В Нижегородской губернии одним из крупнейших старообрядческих согласий было «беглопоповство», состоящее в большинстве своем из крестьян, проживающих в заволжской части губернии. Там, рядом с деревней Филипповкой, был организован Малиновский скит, который, по непроверенным данным, упоминается в документах аж 1788 года.

Это не первое мое посещение Малиновского скита. В апреле 2016 года мне довелось быть здесь и сделать несколько снимков. Серое апрельское небо и голые ветки деревьев над монастырским погостом делали атмосферу еще более суровой и угрюмой.


Колокольня церкви. Малиновский скит. Апрель 2016 года.

В тот год продолжались работы по восстановлению церкви, часть строительных лесов еще не была убрана, кое где лежали остатки старой кровли.



Вход в южный притвор. Малиновский скит. Апрель 2016 года.

Неоспоримая красота этой церкви могла потягаться с городскими храмами, но не изменить меланхоличного настроения. Поддавшись ему, мы не стали заходить на монастырское кладбище и ограничились только осмотром ворот.

Ворота на монастырское кладбище. Малиновский скит. Апрель 2016 года.

Жилой двухэтажный дом обитателей монастыря по виду требовал реставрации ничуть не меньшей, чем сама церковь. Построенный из такого же красного кирпича, выглядящий все еще основательно, хотя уже изрядно пострадавший от времени, он не выпячивал себя напоказ, но держался с достоинством, как человек, знающий себе цену.

Бывший молитвенный дом. Малиновский скит. Апрель 2016 года.

В тот раз двери в церковь были закрыты, а беспокоить обитателей дома мы постеснялись, поэтому удовлетворившись осмотром снаружи и сделав несколько снимков, мы ушли, унося в своей памяти знание о месте со сложной многовековой историей и о необычной красоты памятнике архитектуры.
В этом году мысль посетить скит возникла спонтанно и задерживаться тут надолго не входило в наши планы. Целью поездки, как и прошлый раз, было посещение исторических мест края и это было первым, но не единственным. Как обычно, жизнь внесла свои коррективы. Осень наполнила знакомый пейзаж теплыми красками и действовала умиротворяющее, настраивая на философский лад.

Краешек монастырского кладбища. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Как и в прошлый раз, на территорию монастыря мы заходим через ворота, оставив транспорт на импровизированной маленькой стоянке у обочины. Въезжать верхом в монастырь не позволяли себе даже цари, мы же просто проявим уважение к чужому дому.



Иллюстрация плачевного состояния постройки у ворот в скит. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Во всех источниках описания церкви в Малиновском скиту отмечается, что сделана она по линейной схеме типа «корабль». Для современного человека это ничего не скажет без пояснений, а нам это в дальнейшем потребуется.

Пояснения по устройству христианских храмов.

Существует несколько типов храмовой архитектуры (что увидим, глядя на храм сверху?):

  • в форме круга
  • в форме восьмиконечной звезды
  • в форме креста (например «Собор святого благоверного князя Александра Невского» на Стрелке в Нижнем Новгороде)
  • в форме «корабля» (продольного расположения)— самый древний тип храмов
  • смешанные типы храмов, совмещающие в себе вышеназванные формы.

Внутренняя организация православных христианских храмов предполагает наличие трех помещений, расположенных в определенном порядке – притвор, трапезная и храм. Если колокольня не строилась отдельно от храма, то она обычно располагалась над притвором, из служебного помещения которого наверх вела лестница. На снимке мы видим слева паперть (открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли), сам притвор (раньше отсюда могли смотреть на богослужение нехристиане) и колокольню над ним. Средняя часть здания с высокими окнами – трапезная, в которой проводятся некоторые проповеди и собрания.

Паперть, притвор с колокольней над ним и трапезная. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.



Куб церкви с южным притвором, очень похожим на придел. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Трапезная в свою очередь примыкает к кубу храма, с боков от которого выстроены дополнительные притворы. На следующем снимке виден южный притвор (не путать с дверью в нижний этаж церкви – подклет). Устройство боковых притворов в церкви Малиновского скита, то, как они пристроены к кубу и их внешнее оформление, указывает, что проектировались они как приделы с дополнительными алтарями. К сожалению сейчас это только давно заблокированные, не действующие двери.

Придел — специально выделенная часть основного здания храма или пристройка для размещения дополнительного алтаря с престолом, чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле. В этом и заключается отличие церкви от храма.


В арке портика хорошо видна «гирька», которая как элемент архитектуры часто повторяется в украшении церкви. Гирька — фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой для двух малых декоративных арок, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовались в русской архитектуре XVI—XVII веков в декоре ворот, крылец, оконных проёмов (Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 11. Германик — Голубь. 1952. 648 стр.).

Оформление входа в южный притвор церкви.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Лестницу утащили в незапамятные времена. Так как входом пока не пользуются, то и очередь на ее восстановление подойдет не скоро.Остатки лестницы южного притвора церкви.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Помещение притвора с большим арочным окном, украшенным двумя «гирьками», с тонким железным переплетом, закрывает нижнюю часть куба церкви. Справа виднеется пятигранная пристройка апсиды – алтарный выступ, пристраиваемый к кубу (чаще всего полукруглой или многогранной формы в которой размещается алтарь). Апсида может быть украшена главкой с крестом, как и колокольня. Православные храмы строятся, в основном, алтарем на восток в сторону света, подчеркивая, что Иисус Христос отождествляется с Божественным Светом. Некоторые храмы строятся алтарём на юг, т.е. ориентированы на Иерусалим. Таким образом апсида является крайней восточной частью храма, а паперть – крайней западной. Если колокольня строится отдельно от храма, то ее располагают напротив главного входа в храм с западной стороны.


На кубе храма видны башенки похожие на барабаны. Они служат основанием для куполов и могут быть разного размера, круглые и многогранные, но главное их различие в окнах. Если их нет, то это «глухие барабаны», если есть - «барабаны световые». На этой церкви световой барабан расположен в центре.

Вид на южную сторону куба церкви с примыкающей справа апсидой.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.





Шар в основании креста на куполах называется «яблоком». Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Купола на «барабанах» куба называют главами, на прочих тонких «глухих» барабанах и колокольне – главками. Раньше считалось, что количество алтарей должно совпадать с количеством глав храма. Потом это правило перестали соблюдать. Общее количество куполов объясняется через символы веры (например, пять куполов – Иисус Христос и четыре евангелиста, 13 – Иисус Христос и двенадцать апостолов). Объяснения есть для 1, 2, 3, 5, 7, 9, 13, 25 и 33 куполов. Цвет тоже раньше имел значение:

Белый или серебряный – храм посвящен святым. Символ чистоты.
Синий – посвящен Богородице. Символ чистоты и непорочности.
Зеленый – посвящен Святой Троице или значимым святым.
Золотой - Символ Христа и основных церковных праздников.
Черный – Символ смирения. Цвет монашества.
Многоцветные – олицетворение красоты Небесного Иерусалима.
Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале (XVI—XVII век). Март 2020 года.

До массового строительства колоколен на Руси использовались звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Позднее широкое распространение получили столпообразные колокольни (круглые в сечении), которые, в свою очередь, сменили колокольни готического типа, многоярусные и квадратные в сечении.


Колокольня в Оранском Богородицком монастыре. Март 2016 года.

Наряду с этим стало практиковаться строительство шатровых колоколен над главным притвором храма, как это сделано в церкви Малиновского скита.

Теперь в общих чертах зная о внешнем устройстве православного храма, вернемся к «кораблю».

Фактически это означает, что левая и правая сторона церкви должны зеркально повторять друг друга, но на практике это оказывается не совсем так. Где – то изразцы утрачены полностью и на их месте белеют уродливые проплешины, где – то они частично сохранились, а в других местах были заменены на современные копии.

Трехъярусная колокольня шатрового типа.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.


Для галок по–прежнему колокольня остается излюбленным местом. Теперь они уже не навивают уныние, а воспринимаются как старые знакомые. Да и ведут себя в этот раз тихо, несмотря на лётную погоду.

Портик над папертью главного входа.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.





С этой стороны на портике частично сохранились изразцы и окантовка арки.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.







Одна из восьми граней звонного яруса неумолимо продолжает разрушаться.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Мох на стенах и под окошком цокольного этажа (он же подклет) церкви с северной стороны.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.


Северный притвор подзарос, он, как и южный, стоит с запертой дверью и разрушенной лестницей.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

По одной из версий, Николай Александрович Бугров приготовил в церкви Малиновского скита усыпальницу для себя и своей жены, но был вынужденно похоронен в другом месте из–за половодья, отрезавшего скит от мира. Якобы усыпальницы расположены в цокольном этаже и их даже видно в окна, выходящие на южную сторону. Насколько эта версия правдоподобна судите сами.

Н.А. Бугров был женат трижды и все его три жены умерли до него. Евдокия Федоровна Рыбакова из купеческого старообрядческого рода, умерла в 1865 году. Федосия Васильевна Кутакова скончалась в 1870 году. Третья жена, из московского купеческого рода Шепелевых, скончалась в 1873 году в Москве, не успев даже перебраться в Нижний Новгород. Т.е. с момента смерти любой из них до начала строительства церкви в Малиновском скиту прошло больше 35-ти лет! Ну, предположим, что не мог он найти места краше, чем монастырь в лесу, куда перевезти останки жены. Да хоть из самой Москвы. С его–то деньгами даже вопросов бы не возникло. Но тут на первый план выдвигается другой аспект – насколько терпима вера к таким телодвижениям? Его вера, которая не позволяла даже жениться больше трех раз в жизни. Сомнительно, очень сомнительно, что дозволялось. Даже за деньги. Может приготовил усыпальницу только для себя? А то Николай Александрович не видел, как проходят похороны равных ему? Сколько людей собирается, чтобы проститься и показать уважение к покойному? Он, всю жизнь живущий по дедову закону: «Делай так, чтобы тебе было хорошо и никому не худо» и не подумал, как они все будут добираться до скита на другой стороне Волги? А как они все поместятся на территории монастыря, и в какую вытоптанную степь превратятся после них окрестности? И чем бы его могла не устраивать фамильная усыпальница Бугровых, в которой он и был похоронен на самом деле? В день его похорон 19 апреля 1911 года набережная и переулки рядом с его домом были полны народу. Служба прощания шла четыре часа. На его похоронах присутствовали губернатор, полицмейстер, директора банков, представители земских управ и биржи, гласные думы и цвет купечества губернии. Как бы все это выглядело, доведись хоронить Бугрова за двумя реками в 20-ти с лишним километров от дома?
Но вернемся к осмотру древних стен.


Северная сторона церкви. На переднем плане вход в подклет (цокольный этаж).
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Южная сторона церкви. Виден симметричный с северным вход в цокольный этаж (подклет).
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.


Купола и главки. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Завершив круг, возвращаемся к восточной стороне церкви, где напротив апсиды стоят кирпичные ворота на монастырское кладбище. Высотой в два человеческих роста, с тремя маленькими башенками поверху, они должно быть значительно старше церкви. Об этом можно судить из документов, которые описывают скит как «обнесенный каменной оградой с башнями и крепкими затворами». На крепкие затворы железные решетчатые створки ворот мало походят, да и крест над центральной башенкой сделан в стиле «позднесоциалистической лепки из того, что было», а вот следы добротной кирпичной стены присутствуют.

Ворота монастырского кладбища.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Старые небольшие кладбища всегда тенисты и тихи. Могилы жмутся друг к другу почти не оставляя места великодушно оставленным при последней уборке кустам. Те, в свою очередь, расправляют ветви в узких проходах и делают их совсем непролазными. Деревья прикрывают их всех от яркого солнца и тут почти всегда тень и тишина.

Центральная башенка ворот монастырского кладбища. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.




Вид на крест на воротах со стороны кладбища.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.


Краски осени на монастырском кладбище. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Отличительной особенностью крестов у старообрядцев является восьмиконечная форма, отсутствие распятия и портрета погребенного на нем. Надмогильные памятники других форм, если они прикрыты двускатной крышей, тоже принадлежат старообрядцам.Могильный крест на монастырском кладбище.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Если и находится местечко, где солнечные лучи беспрепятственно согреют землю, то пустым оно пробудет не долго – трава взметнется и быстро сравняется высотою с кустами. Нечасто люди приходят на старые небольшие кладбища и перемены для них тем заметнее, чем дольше их не было в этом пограничном месте и тем острее они начинают чувствовать скоротечность времени и неизбежность предначертанного.

После Октябрьской революции скит был закрыт. Данные о точном времени прекращения церковных служб сильно разнятся: от 1925 до 1933 года. Старообрядцев выселили, а постройки под свои нужды заняла новая власть. Монастырское кладбище оказалось без присмотра, и скоро тут начали появляться могилы крестьян из соседних деревень.

К судьбе церкви в тот период мы еще вернемся, а пока рассмотрим снимок, на котором соседствуют старообрядческий крест-голбец, самодельный (сваренный из труб) крест конца прошлого века и гробница Александры Блиновой (предположительно племянницы Федора Андреевича из династии купцов-старообрядцев Блиновых, которые пожертвовали так много денег и столько много сделали для скита, что со временем место это стали именовать «Блиновской дачей»).

Разное время, разный социальный статус и разные судьбы… Конец один.
Монастырское кладбище. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Крышка мраморной гробницы сильно обколота, но это не отметины прошедших лет – после того, как вросшую в землю гробницу приподняли, какие–то люди, решили, что они самые ушлые и понадеялись найти в ней сокровища. Тяжелую плиту, похоже, пытались сорвать домкратом, но она раз за разом не выдерживала и скалывалась. Доподлинно неизвестно, получилось ли у них задуманное, но сто лет назад, на волне революции, тут наверняка и позадорней персонажи объявлялись, так что найти после них хоть медный грош – это надо сильно постараться. А самое главное – старообрядцы в могилу украшений не клали и расхитители гробниц сильно просчитались.

Постояв у могилы Федора Андреевича Блинова мы завершаем осмотр кладбища. Где находится могила, можно понять по этому снимку.

Вид на церковь с монастырского кладбища.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.



Продолжение следует...

Источник








Комментарии