Миронов Сергей: "Малиновский скит. История старых обрядов". Часть 2 (окончание)

Вход в церковь, над которым установлена надвратная Икона Казанской Божьей Матери.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

 

В 1993 г. церковь была возвращена старообрядческой общине и освящена в честь Казанской иконы Божьей Матери. Надвратная икона, по обычаю, является списком с той иконы, в честь которой освятили храм.

Наши хождения по скиту привлекли внимание игуменьи Ирины, которая вышла к нам из дома. Мы познакомились, и она долго и интересно рассказывала нам об истории скита и династии Бугровых. Затем она пригласила нас в церковь и разрешила там фотографировать, но заслушавшись ее, про съемку я вспомнил не сразу. Не разрешила она только фотографировать себя, так что ее снимков тут не будет. И не будет видео с исполнением Херувимской песни, на примере которой она нам показала, что такое «крюковое пение». Это она тоже запретила снимать, но вы легко найдете крюковое пение в инете, и даже в исполнении самой игуменьи Ирины. Скажу лишь, что это стоит послушать. Но не на бегу, без суеты.

Пройдя через притвор, мы вошли в трапезную. Стены и своды церкви, покрытые новой росписью, не давили суровой торжественностью, а настраивали на праздничный лад. В свете, льющемся через большие окна, согревались последним осенним теплом живые цветы, растущие в горшках, что стояли на подоконниках и просто на полу.

Фрагмент трапезной в церкви Казанской иконы Божьей Матери.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.


Изображениями святителей, апостолов и великомучеников покрывают северные и южные стены. Там же располагаются картины событий описанных в Ветхом и Новом Завете. В них шаг за шагом показываются вехи истории человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы. Почти все эти события отмечаются как главные христианские праздники и имеют определенные названия, которые указываются на картинах.

Окно трапезной.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.


Винтовая чугунная лестница ведет на балкончик напротив иконостаса – хора для певчих.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Ажурное литье чугунной винтовой лестницы.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Большое окно, почти во всю ширину южного притвора, так украшающее храм снаружи, делает обстановку внутри церкви больше похожей на художественную студию.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Окна, расположенные уровнем выше окна притвора, уже на самом кубе церкви, освещают роспись, полностью покрывающую стены и свод.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Роспись потолка и восточной стены церкви. Внизу видны два верхних ряда икон иконостаса.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Роспись храма подчинена определенным правилам и выполняется в известном порядке. В центре купола Иисус Христос изображается в виде Вседержителя. В его левой руке книга, а правой Он благословляет Вселенную. На полусферических парусах рядом с ним обычно изображаются четыре евангелиста. В северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом. В юго-восточном парусе – евангелист Матфей с существом в образе человека. В юго-западном парусе – евангелист Лука с тельцом и в северо-западном парусе – евангелист Марк со львом. Но как мы видим, их изображения здесь помещены ниже восьми Архангелов, которые изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Для архангела Михаила, например, – это огненный меч, для Гавриила – райская ветвь, что мы и можем увидеть на снимке сверху.

Вид на обстановку северного притвора церкви. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Детальному описанию устройства алтаря и иконостасу, который отделяет алтарь от средней части храма, позже будет посвящена отдельная статья. Пока же рассмотрим среднюю часть храма, которая находится между алтарем и трапезной.

Вид на иконостас, солею и стоящий перед ними аналой. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Небольшая часть алтаря выдвигается за пределы ограниченные иконостасом, и представляет собой возвышенную, по отношению к уровню остального храма площадку, которая носит название солея (с греческого – возвышение посреди храма). Высота этого возвышения может быть в одну или несколько ступеней. Устройству солеи придается особый смысл – алтарь не оканчивается иконостасом, а продолжается из-под него в среднюю часть храма, приобщая молящихся к таинствам, совершаемым во время богослужения в алтаре.
Полукруглый выступ в центре солеи называется амвоном (с греческого – восхожу). С амвона верующих причащают, оттуда священник произносит проповеди и читает Священное Писание. Символически амвон отождествляется сразу с несколькими местами и предметами: Голгофе; отваленному от гробницы Христа камню; горе Блаженств, с которой проповедовал Христос.
По краям солеи, при необходимости, устраивают особо огороженные места для певцов, называемые клиросами. Это слово происходит от названия певчих-священников «клирошане»( клира по гречески – жребий, надел).
Рядом с клиросами ставятся хоругви, представляющие из себя поднятые на высокое древко крест со священными изображениями или икону, украшенную кистями и бахромой. Здесь же слева на солеи можно разглядеть хоругвь, приспособленную для несения вчетвером.
Перед амвоном установлен аналой – высокий четырехгранный столик – подставка, завершающийся скошенной доской, на которой закреплены одна или более поперечных реек, необходимых для того, чтобы положенные на него иконы или Евангелие не соскальзывали по наклонной плоскости. Аналои используются и как подставки для икон, и как пюпитры для богослужебных книг в разных частях храма. Покрывающие их ризы всегда имеют один и тот же цвет, что и в облачении священника, и зависят от церковного праздника. Ризы бывают шести цветов:

Белые (серебряные) ризы, как символ Божественного Света, используют на праздниках Спасителя — Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение. В белых ризах также начинается празднование Пасхи — Воскресения Христова. Белое облачение также надевается священником при совершении крещения, венчания и отпевания с погребением.
Красные ризы используются при дальнейшем праздновании Пасхи и в дни памяти святых великомучеников.
Голубые ризы надеваются в праздники Благовещение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы и Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Зелёные ризы символизируют животворение и вечную жизнь в праздники Входа Господня в Иерусалим, Пресвятой Троицы и Святого Духа, а также в дни памяти святых христианских подвижников.
Чёрно-фиолетовые ризы надеваются во время Великого поста (за исключением входящих в него праздников) и в день Воздвиженья Креста Господня.
Жёлтые (золотые, «царские») ризы использовали в дни памяти святых благоверных царей и князей, а теперь в дни святых пророков, апостолов и святителей. Также жёлтая риза является повседневной, то есть надевается во все дни, не соответствующие другим цветам риз.

После того или иного двунадесятого праздника цвет риз поддерживается вплоть до его отдания.

Николай Александрович Бугров, изображенный справа от иконостаса, как бы дарящим миру эту каменную церковь и жилой дом для богомольцев.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Обратите внимание на картину у правой стороны солеи. Вот она с другого ракурса.

С этим изображением связан курьезный случай, который произошел несколько лет назад. После завершения росписи сводов и стен, кто–то заметил, что над головой Бугрова нарисован нимб, как у остальных святых. Николай Александрович много сделал и для скита и для общины старообрядцев. Его вклад в развитие Нижнего Новгорода и губернии был по достоинству оценен современниками и отмечен почетным титулом, но канонизация Бугрова не проводилась и свечение над его головой закрасили. Впрочем, если присмотреться, можно увидеть следы закрашенного нимба, и как знать – не настанет ли тот день, когда церковь воздаст благодетелю за дары его, и изображению вернут первозданный вид?


Архиерейский трон, вынесенный на середину церкви. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Сейчас посреди церкви на возвышении стоит трон для архиерея. По всей видимости, в алтаре производят восстановительные работы и трон временно перенесли по эту сторону иконостаса. В обычное же время он должен находиться в самой восточной части храма, на так называемом горном месте, что за престолом. Проще говоря, его прихожане и видят то только через центральные «царские врата» в иконостасе, которые открывают по большим праздникам. А тут близко можно подойти, разглядеть.

Библейскими сюжетами расписан и свод трапезной и ее западная стена, традиционно украшенная картиной Страшного суда. Не для того ли, чтобы покидая церковь, люди помнили, что грешить – это плохо?






Слева выход в притвор и затем на паперть, а справа фрагмент росписи Страшного суда на западной стене трапезной. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

За разговорами о нелегком современном быте в скиту мы выходим из трапезной. Игуменья Ирина показала нам кладовку в южном крыле западного притвора, разрешила осмотреть колокольню и цокольный этаж (предупредив, что бы не забирались далеко, что бы не заблудиться). Лестница, проходящая с цокольного этажа до колокольни, находится слева от главного входа в западном притворе. В интернете встречаются записи об упоминании в церковных отчетах этой лестницы, как витой, сделанной из чугуна. Может в то время так оно и было, но сейчас это каменная лестница на ярус вниз и ярус вверх. На саму колокольню ведет железный пролет, но он явно более позднего периода, чем та, винтовая, что ведет на хора.


Ржавая дверь под колокольней. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Мы заглянули в цокольный этаж. В советское время он использовался как склад, и память об этом не покинула залов с низкими арочными потолками. Тут не ощущалось духа тайн или близости к забытым секретам, тут прозаически хотелось расчихаться от пыли. Единственным артефактом, который нам попался на глаза, была дверь в кладовку. Но из-за ржавчины определить ее возраст для нас оказалось не по силам.

Немного потыкавшись по пыльным углам, мы не стали испытывать терпение игуменьи, которая беспокоилась наверху и поднялись на колокольню.


Система переходов на колокольню. Извилист путь к свету. Малиновский скит. 
Октябрь 2020 года.

На открытом, звонном ярусе, сделан еще и деревянный помост, на который ведет маленькая деревянная лестница. Сложилась символическая картина подъема на колокольню – массивные каменные ступени сменились прямым железным пролетом, который венчает маленькая деревянная лесенка, ведущая к свету, к простору. А простора тут много. Спрятанный от чужих глаз скит, строили в болотистой местности, и пусть от тех дремучих лесов сейчас уже мало что осталось, но скит все же стоит не в открытом поле и взгляд на земле постоянно натыкается на преграду. Виды с колокольни такие, что не знаешь чему сначала уделить внимание – колоколам, до которых можно дотронуться рукой, так близко они весят, или окружающим скит просторам, до которых и глазом не дотянуться.

Южное окно второго яруса колокольни. Поражает толщина стен.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Северное окно второго яруса колокольни, расположенное над каменной лестницей с первого этажа. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Вид с колокольни на южное направление.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Вид с колокольни на северное направление.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Вид с колокольни на главки южного притвора.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Вид с колокольни на световой барабан церкви.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Внутренне устройство шатра над колокольней. Металлическая конструкция выдает его современное происхождение.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Прикосновение осени.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.



Фигурные столбы и ограждение на звонном ярусе колокольни.
Малиновский скит. Октябрь. 2020 года.

Малый колокол.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Большие колокола церкви. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Затруднительно дать точную классификацию по размеру колоколов в Малиновском скиту. Расположены они не по классической схеме, а с учетом уменьшения нагрузок на наиболее пострадавшие элементы колокольни. Судя по просматриваемым надписям, они отлиты в 2010 году. Скорее всего, они относятся к малому набору колоколов ярославского завода. Икона Святителя Николая на колоколе, возможно, имеет дополнительный смысл, ведь на III всероссийском съезде старообрядцев в мае 1910 года (меньше чем за год до смерти) Николая Александровича Бугрова единогласно избрали пожизненным Почетным Председателем Съезда. И тогда же постановили Братство свое называть «Всероссийское Старообрядческое во имя святителя Николы Братство».
Спустившись с колокольни, мы вслед за игуменьей Ириной прошли к дому.


Отражение осени. Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Свидетельство о его постройке относится к 1880 году и описывается он как молитвенный дом с открытой для всех часовней без престола на первом этаже и с секретным помещением наверху, в котором имелся престол и совершались литургии. Однако по документам он числился как богадельня, что собственно и позволило его построить во времена притеснений старообрядцев.

Чугунная лестница на второй этаж внутри бывшего молитвенного дома. Красивые богадельни строили в 1880 году, этого не отнять.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Сейчас это жилой дом для немногочисленных обитателей монастыря. За почти полуторавековую историю здание претерпело значительные изменения и не сказать, что все они благоприятно отразились на его внешнем облике. Добавился пристрой из белого кирпича, и инородно выглядящие пластиковые окна, но люди которые тут живут, вполне объяснимо не согласны застревать в позапрошлом веке и пытаются наладить свой быт как могут. Недостаток финансирования и нехватка рабочих рук не позволяет установить водостоки с крыши и каждый дождь медленно, но верно разрушает дом все больше и больше.

Сохранившиеся элементы художественного оформления чугунной лестницы бывшего молитвенного дома.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.

Игуменья Ирина показывает нам летнюю кухню, которая располагается с правой стороны двухэтажного дома. Ее используют когда в монастыре становится многолюдно – или при строительстве или когда летом здесь открывается древлеправославный христианский лагерь молодежи «Малиновский скит». Из-за ограничений, связанных с коронавирусом, в этом году лагерь так и не открылся и на кухне нас встретили только старые знакомые.

Пока еще крепок переоборудованный ледник.
Малиновский скит. Октябрь 2020 года.


Кошачий прайд. Малиновский скит. Апрель 2016 года.

Приезжающие в лагерь из разных стран подростки живут под присмотром нескольких воспитателей. Часть времени они проводят на территории монастыря, другую же посвящают экскурсиям по историческим и религиозным местам нашей области и Нижнего Новгорода. Размещают их по-спартански, но вспомним, что это монастырь, а не отель. Однако, горячий душ, который до сих пор не в каждом деревенском доме обнаружишь, для них сделать сумели.

Вид на церковь от спального корпуса молодежного лагеря «Малиновский скит». 
Октябрь 2020 года.

Жизнь в монастыре не ограничивается богослужениями в церкви или работой с молодежным лагерем. Работы по восстановлению и поддержание территории монастыря в чистоте требуют много времени и сил. Приусадебное хозяйство тут не для развлечения, а суровая необходимость для выживания. Малиновский скит, наравне со всеми, участвовал в ярмарках, но в 2018 году организаторы выставки-ярмарки «Нижегородский край – Земля Серафима Саровского» потребовали получить на это благословение (читай разрешение) митрополита Нижегородской епархии. Прошение о благословлении осталось без ответа. Почти 370 лет прошло с начала церковной реформы, ставшей причиной раскола, но до сих пор не утихают страсти. Представители Русской Православной Церкви отказываются вступать в диалог с Древлеправославной Церковью, к которой относится старообрядческий Малиновский скит, считая их сектантами. Я специально заостряю на этом внимание, потому что это может оказаться важно для глубоко верующего человека, который, не разобравшись, вдруг посчитает себя обманутым.

Мне очень понравилось в церкви старообрядцев. Здесь светло и по солнечному легко. Здесь прихожане не будут тыкать локтями в бок и шипеть, что тебе надо делать и где стоять, как это частенько бывает «не в сектантских» храмах. Тут нет ощущения, что пришел не в церковь, а в коммерческий трест, где за все надо платить. И пусть тут внутренняя отделка церкви не так роскошна, как во многих храмах, но в ее простоте нет фальши и лицемерия. Тут будут рады любой посильной помощи, которую вы можете оказать монастырю, но вымогать ее у вас не будут. Я буду рад заглянуть сюда снова… ну или хотя бы думать об этом. Место это безусловно интересно как своей богатой историей и архитектурой, так и сегодняшней жизнью и делами. Найдется ли еще в области не заброшенным, и не загубленным непродуманной реконструкцией, такое красивое здание с видимым и осязаемым историческим обликом? Надеюсь на это и продолжаю поиски…

Фотографии автора.

Октябрь 2020 года.

Источник


























Комментарии