Кто крестил Пресвятую Богородицу и святого Иоанна Предотечу ?


В Синаксаре на праздник Вознесения Господня говорится: "Епифаний Кипрский повествова, яко единаго токмо святаго апостола Петра своима рукама крестил Господь, и Петр Андрея, и Андрей Иякова и Иоанна. Ияков же и Иоанн прочия апостолы. Святую же Богородицу Петр и Иоанн крестили суть" (Триодь Цветная, изд. в 6-е лето патр. Иосифа, л. 451 об.). 

Что касается крещения святого Иоанна Предотечи, то по этому вопросу приходится сказать следующее. На совершение крещения св. Иоанн послан был от Бога, как свидетельствовал о сем сам Иоанн: "Пославший меня крестить в воде сказал мне: "На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин., 1, 33). Но что Иоанн, совершая по повелению Божию крещение в воде, не имел на себе во время крещения Господа того крещения, которое заповедал совершать Христос Спаситель, на это указывают самые слова Иоанна Крестителя, обращенные к пришедшему креститься от него Господу: "Мне надобно креститься от Тебя" (Мф., 3, 14). По поводу этих слов блаженный Феофилакт архиепископ замечает: "Предотеча имел нужду получить крещение от Господа, ибо и сам он, как произшедший от Адама, заражен был скверной преслушания. Воплотившийся же Христос очистил всех" (Благовестник, с. 27, по изд. 1910 г.). 

И блаженный Иероним говорит: "Прекрасно сказано Им: "Оставь теперь", - чтобы показать, что Христос должен был креститься в воде (от Иоанна), а Иоанн в Духе - от Христа; или иначе: не препятствуй только Мне, принявшему вид раба, исполнить свойственное смирению его. Сверх сего ты должен знать, что будешь крещен в день суда Моим крещением. Не препятствуй только, говорит Господь Исус: Я имею и другое крещение, которым Мне должно креститься. Ты крестишь Меня водою, чтобы Я крестил тебя во имя Мое кровию твоею" (Творения, ч. 16, с. 19). И действительно, святой Иоанн вскоре же получил крещение своею мученическою кровию, будучи усечен во главу от Ирода. (Слово Церкви, No. 12, 1917 г.).

Источник





Комментарии