Древлеправославный Нательный крест

 


Каждый человек с момента своего крещения и до смертного часа должен носить на груди крест – это знак нашей веры в распятие и в Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Крест мы носим не поверх одежды, а на теле, потому он и называется нательным. Он служит нам постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны и, тем самым, нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

У древлеправославных принят осьмиконечный (восьмиконечный) крест, подобный тому Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

На верху этого осьмиконечного креста под титлами надпись - ЦРЬ СЛВЫ, ниже по бокам - IС ХС СНЪ БЖIИ, что значит: «Царь Славы Исус Христос Сын Божии». Часто добавляется надпись «НИКА» (в переводе с греческого «победа»), что означает победу Христа над смертью. На некоторых крестах могут быть ещё такие буквы, как К, что значит «копие», Т – «трость», ГГ – «гора Голгофа», ГА – «глава Адама», МЛРБ – «Место Лобное Рай Бысть», что значит «на месте казни Христа некогда был насажден Рай». На более крупных крестах в самом верху изображаются буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский).

Поскольку на Руси до церковного раскола 17 века на нательных крестах изображалась символическая Голгофа с черепом (главой Адама) у основания, то именно такой нательный крест и сохранился у старообрядцев. А в новообрядной церкви на нательных крестах появилось изображение распятого Исуса Христа. Следует отметить, что в новообрядной церкви на нательных крестах изображается католическое распятие. Этот новый тип распятия возник в Средневековье, и в нём преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни Христа: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках; глава, увенчанная терновым венцом; перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздём (новшество конца 13 века). Анатомические подробности католического распятия передают правдивость самой казни, но при этом скрывают главное — торжество Спасителя, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную. У древлеправославных же сохранилось распятие, на котором фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем, кто к Нему обращается (руки не провисают). Именно так изображены две ипостаси Христа — Человеческая и Божественная, то есть показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Другое важное отличие старообрядческого нательного креста от новообрядного - изображение на его задней стороне молитвы Кресту «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…» (или только первые слова этой молитвы). Кроме того, на задней стороне креста может быть и другая молитва - «Крест – хранитель всей вселенной…». На новообрядных нательных крестах – надпись «Спаси и сохрани».

В древлеправославии до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между женскими и мужскими нательными крестами. Мужские кресты внешне более строгие, с острыми углами, а женский вариант нательного креста имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг такого креста может быть ещё изображена лоза в виде растительного орнамента, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити), чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением - это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила.

Материалом для нательных крестов может быть олово, серебро, золото и даже дерево. Здесь важно другое – нательный крест не должен быть ювелирным украшением, выставленным напоказ, или амулетом, талисманом. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он ни был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Добавим, что нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце каждого христианина: смирение, вера, упование на Господа.

И последнее: освящать нательные кресты не полагается – сам крест освящает всё вокруг.





Комментарии