Об обливательном крещении у новообрядцев. Часть 1

 


Господствующая, новообрядно-никониянская церковь в своих катехизисах учит: "Крещение есть таинство, в котором верующий троекратным погружением в воду и призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, очищается от скверны греха и паки же рождается для духовной жизни" (руководство для изучения катехизиса православной церкви. Тбилиси. 1990 г., на груз. яз., стр. 63).

Там же сказано, что таинство крещения состоит из видимых и невидимых сторон. Видимой стороне крещения принадлежат: 1. Вещество для таинства – вода. 2. Троекратное погружение в воду и 3. Слова: "крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь". А невидимая сторона крещения - "верующего оправдывает и очищает, как от первоначального греха, так и от собственных грехов, содеянных до крещения" (там же, стр. 63-65).

Однако, современные издатели этого катехизиса, в примечании, сделали заметку, согласно которой "при необходимости (напр., если ребенок тяжело болен), данное таинство может исполнить и мирянин (женщина или мужчина). К тому же, мирянин должен только погрузить в воду, или покропить водою крещаемого и сказать : "крещается раб Божий..." и проч.

Кроме того, что новообрядческая церковь таким своим толкованием (имеем в виду принятие кропления за таинство крещения) совершенно противится правилам свв. отцов, еще противоречит и самой себе, ибо в данном катехизисе окропительное крещение она считает допустимым лишь как исключением из общего правила. Она применяется ими в особенных, безвыходных положениях (скажем, в случае тяжелой болезни крещаемого), тогда как, "священники" господствующей церкви подобным образом "крещают" и совершенно здоровых людей.

Один никонианский "священник" пишет: "Правда, в правилах церкви сказано, что таинство крещения должно исполняться погружением в воду, но в противоположность старообрядцев (? – еп. П.), допускался и окропительный образ крещения в случае болезни или смертельной опасности при недостаточности воды, хотя, в виде исключения" (Архимандрит Рафаил (Карелин). Беседы о православии. Тбилиси 1994 г., стр.107, на груз. яз.).

 По замыслу автора все должно быть предельно ясно, однако остается загадкой то обстоятельство, что в такой водообильной стране как Грузия, какая "смертельная опасность" угрожает господствующей церкви, или какой "болезнью" она заразилась, что всех приходящих к ней людей "крещают" обливательно или окропительно?!

Хотя эту "загадку" успешно решил другой "священник" той же церкви Арчил Миндиашвили, который такое всеобщее утверждение исключительного правила (т. е. обливания) приписал лености своих коллег. Мы же добавим к этому еще и то, что кроме лености, такое беззаконие опирается и на их корыстолюбии, из-за чего "священнослужители" господствующей церкви упрощают и сокращают сие таинство. Согласно простой арифметике, - при наличии таксы на крещение и множества крещаемых, - насколько короче и проще крещение, настолько больше прибыли. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Итак, в противоположность утверждения своих же "священников" и собственного толкования, господствующая церковь так извратила учение о крещении, что уже исключением считается трехпогружательный образ крещения, а обливание, - наоборот, признано как всеобъемлющее и всеобщее правило.

Надо сказать, что главнейшим признаком истинности любого, Богом данного церковного таинства, является неизменная вещественная и видимая его сторона (напр.: троекратное погружение в воде при крещении, миро в миропомазании, хлеб и вино в таинстве евхаристии и т.д.), упрощение которого или упразднение лишает их благодати.

"Таинством называется, - читаем в том же катехизисе, - учрежденное Самым Господом нашим Исусом Христом, божественное действие, через которое действует на верующего благодать и сила Бога.

Таким образом в таинстве различается: 1. Божественное установление. 2. Видимое действие и 3. Невидимое действие Божественной благодати.

По учению Православной Церкви: таинство действует и Божественная благодать несомненно снисходит на человека в том лишь случае, когда оно исполнено правильно. А правильное исполнение подразумевает соблюдения всех тех требований, которые касаются как исполняющего, так и самого исполнения таинства.

Во время исполнения таинства нельзя нарушать или не исполнять то, что является неизменной, Богом данной принадлежностью конкретного таинства. Т.е. во время его исполнения мы должны употреблять именно те вещества, которые определены Самим Законодателем (напр.: для крещения это – вода, для миропомазания это – миро. Для причастия это – хлеб и вино и т.д.); а также определенное видотворение таинства (напр.: в таинстве крещения троекратное погружение в воду и т.д.)" (Руководство для изучения катехизиса Правосл. Церкви. Тбилиси. 1990 г., стр. 63).

Итак, таинство истинно, и благодать Божия несомненно действует на человека только лишь в том случае, если оно исполнено истово и правильно; а правильно оно исполнено именно тогда, когда соблюдены все требования касательно исполнителя и видотворения таинства ( см. там же, стр 63).

Но если, как выясняется, правильным видотворением в крещении является троекратное погружение в воду, как возможно называть таинством крещения действие, которое противоречит определенному видотворению, Божественному установлению и неизменной принадлежности сего таинства?!

Обливание, как видотворение таинства крещения, не признано древней Церковью, а новогреческие церковные постановления не только отвергают и проклинают такой способ "крещения", но и критикуют его и насмехаются (см. ниже).

Что подразумевается в "видимой стороне таинства", если не то, что определено каким образом должно его совершать и, что именно это его видотворение является Богом данной принадлежностью и не изменяется?!

"Православное учение, - читаем в богословском словаре никониан, - считает важнейшими условиями таинств действительность и действенность. Действительность – объективная сторона таинства заключается в том, чтобы таинства были правильно совершены, т.е. законным лицом, соблюдающим законную внешнюю форму согласному божественному установлению. В противном случае таинства недействительны(Полный православный, богословский, энциклопедический словарь. Т. II. Репринт. 1992, ст. 2139, 2140).

Поэтому святые отцы определили: "Аще же кто, епископ, или пресвитер, творит не по преданному от Апостолов чину, ...да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий, и преданное нововведением повреждающий" (32-ое правило VI Всел. Собора. Правила свв. Вселенских Соборов с толкованиями. Правила соб. 5-7. Москва 1912 г.).

 Так как обливательное (или окропительное) "крещение", которое отвергают даже некоторые еретические сборища, не удовлетворяет ни одного из выше изложенных требований касательно правильного исполнения таинства, оно никак не может считаться таинством, в собственном смысле этого слова. А именно:

  1. Обливательное крещение не является постановлением Господним.
  2. Не содержит то неизменяемое видотворение, которое дано от Бога, без которого оно не действенно и не может называться таинством.

В таинстве же крещения этим неизменяемым видотворением является троекратное погружение в воду крещаемого с призыванием имени: Отца, и Сына, и Святого Духа.

Постараемся еще более удостовериться в вышеизложенном: Св. Иоанн Дамаскин пишет: "Крещение есть образ смерти Христа. Ибо чрез три погружения крещение знаменует три дня гроба Господня. И так, быть крещенным во Христа означает: погружаться в воду с верою в Него" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV. Гл. IX. "О вере и крещении". стр. 208. По изд. Лодья. Москва. 1998 г., стр. 280).

По словам св. Апостола Павла: "если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения" (Рим. 6:5). И еще: "быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Колос. 2:12).

Но, если крещение является "подобием смерти Его" и "спогребаемся с Ним в крещении", что совершенно ясно выражается правильным видотворением сего таинства, т.е. троекратным погружением в воду, то с кем и как "спогребаются" обливанцы и "подобием чей смерти" является таковое видотворение "таинства"?

Если кто-нибудь, все-таки, будет настаивать на своем и скажет, что слово "погружение" должны понимать не в прямом смысле слова, а символически, то спросим таковых: символически умер Христос или в действительности? В прямом ли смысле мы должны понимать трехдневное Его погребение или опять-таки символически?

Если смерть и погребение Христа должны понимать в прямом смысле слова (так учат нас свв. Отцы Церкви), то и словам апостола должны придать прямое, а не символическое значение. Поэтому "соединение с Ним с подобием смерти Его..." и "погребение с Ним в крещении" определяет правильное (погружательное), видотворение таинства.

Образ крещения, который совершенно ясно и недвусмысленно определен Православной Церковью, почему-то постоянно оспаривается адептами господствующей церкви. Тогда как для честного и добросовестного верующего было бы достаточным лишь знакомство с теми многочисленными фактами, которые детально изложены даже в множественных никонианских изданиях. Однако господствующие грузинские новообрядцы, видимо, этим фактам большого значения не придают.

Славянские источники, которые отвергают обливательное "крещение", грузинские никонианцы не принимают лишь по той причине, что они славянские, и начали искать оправдание своего беззакония в источниках греческих. Но оказалось, что и греческие источники затыкают им рот, ибо и там оказалось слишком много свидетельств, отвергающих обливательное крещение.

 После этого начали искать оправдания в грузинских источниках, однако, с Божией милостью, и здесь потерпели фиаско, так как обнаружилось противолатинское творение грузинского католикоса-патриарха XVIII века, Виссариона (Орбелишвили), под названием "Грдемли" ("Наковальня"), в котором обливательный образ крещения совершенно отвергнуто и ясно показано, что не только в Грузии, но и нигде, в православном мире, он не был принимаем.

Желание оправдаться привело наших противников к следующему ложному утверждению, якобы мы, древлеправославные христиане, занимаемся "фетишизацией" крещения, что не приемлемо для христиан. Но как ни обзывали и ругали нас новообрядчествующие еретики, одно очевидно – от крещения рождается християнин и христианство; если не крещен истинно и православно, то быть христианином невозможно. "Аще ли кто не родится от воды и Духа, не внидет в Царство Небесное" (Иоанн 3:25).

На сей раз мы постарались, во взаимной связи предоставить малую часть того объемного материала о крещении, где воочию показано отношение Православной Церкви к образу обливательного крещения.

ЕПИСКОП ПАВЕЛ ТБИЛИССКИЙ (РДЦ)

Продолжение следует >>>

Комментарии