Об обливательном крещении у новообрядцев. Часть 2


О ЗНАЧЕНИИ СМЕРТИ ГОСПОДА ИСУСА ХРИСТА ДЛЯ СПАСЕНИЯ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ОБРАЗ СЕЙ СМЕРТИ В ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ 

 В "Пидалионе" (греческая Кормчая книга) писано: "Смерть Исуса Христа была единственным необходимым средством спасения рода человеческаго, - и это непререкаемый догмат православной веры. Без нея не было возможности человеку примириться с Богом. Почему и апостол говорит: "врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его". Поэтому, дабы всегда совершалась память сего неизреченнаго благодеяния Божия к человеку, и всегда совершалось смертию дарованное спасение человечества, как сам Господь, претерпевай плотию смерть сию, и ученики Его и все богоносные отцы постановили, да бывает неотменно образ сей смерти в каждом таинстве и в каждом священнодействии Церкви.

Но по преимуществу образ Господней смерти действуется в таинстве крещения чрез совершаемыя в нем три погружения; по преимуществу – в этом таинстве, потому что во всех других образ Господней смерти бывает вне человека. А в крещении сам человек на себе изображает ее, то есть сам крещающийся образно умирает и спогребается Христу в водах крещения.

"Елицы во Христа крестихомся, - говорит апостол, - в смерть Его крестихомся". Следовательно для того, чтобы было в нас подобие смерти и трехдневнаго погребения Христа, необходимо должны быть в крещении три погружения.

Согласно с Писанием и апостольскими правилами о необходимости погружения говорят отцы Церкви: Дионисий (Ареопагит – еп. П.), Кирилл Иеросалимский, Афанасий, Григорий, Нисский, Златоуст и Иоанн Дамаскин" ( Пидалион. Москва.1838 г., стр. 248, 249).

Св. Иоанн Дамаскин учит: "Крещение обозначает смерть Господа" (Рим. 6:4). Ведь "крещением" мы "спогребаемся" Господу, как говорит божественный апостол (Колосс. 2:12). Следовательно, подобно тому как однажды совершилась смерть Господа, поэтому и креститься должно однажды; но креститься, по слову Господа, "во имя Отца и Сына, и Святаго Духа" (Матф. 28:19), каковыми словами научаемся исповеданию Отца и Сына, и Святаго Духа. Поэтому, если те, которые крещены во имя Отца и Сына, и Святаго Духа и научены тому, что в трех Ипостасях едино-естество Божества, после перекрещиваются, то они снова распинают Христа, как говорит божественный Апостол: "Невозможно бо просвещенных единою" и проч. "паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих" (Евр. 6 4-6). А те, которые не крещены во имя Святой Троицы, этим должно перекрещиваться. Ибо, хотя и говорит божественный Апостол, что "во Христа " и "в смерть Его крестихомся" (Римл. 6:3), однако не говорит, что призвание при крещении должно состоять из таких слов, но – что крещение есть образ смерти Христа. Ибо чрез три погружения крещение знаменует три дня "гроба" Господня. Итак, быть крещенными во Христа означает: погружаться в воду с верою в Него.

А во Святую Троицу крестимся потому, что то самое, что принимает крещение, нуждается в Святой Троице как для своего устройства, так и для своего сохранения, и невозможно, чтоб три Ипостаси не находились – Одна вместе с Другою; ибо Святая Троица – нераздельна" (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. IX, стр. 208-210. По изд. "Лодья" Москва. 1998, стр. 280-282).

КРЕЩЕНИЕ ВОЗРОЖДАЕТ ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕКА 

По толкованию св. Григория Паламы: "божественное крещение является символом (знамением) Его смерти (т.е. смерти Христа – еп. П.). После же священного помазания, он (т.е. крещаемый – еп. П.немедленно приводится к священной купели, чтобы предосвятится ("прокатагиастиси") многовидными и всесвященными действиями и молитвенными призываниями; затем иерарх крещает пришедшаго, три раза погружая его в воду, при каждом погружении призывая каждую в отдельности из Трех Поклоняемых (Божественных) Ипостасей.

Вода имеет в себе очистительное, но не – в отношении душ; и для погружаемого в нее она обладает свойством смыть загрязнения, но не – скверны, происшедшия на основания греха; посему – чтобы даровать ей такия свойства, в нее погружается, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взымающий грех мира Христос...

Потому что вместо с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятого Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и просвещающей разумныя существа благодатию; и это-то, что говорит божественный Павел: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Галат. 3:27).

Три погружения в воду бывают во имя спасительного призывания Живоначальныя Троицы, но и изображают тридневное погребение Господне. Погружениям же следует равночисленныя восхождения из воды: потому, что иначе не могли бы совершиться и три погружения; в равной же мере означают они и воскресение (или: востание) от греха трехчастности души, и возведение в нетление сих трех: ума, души, а также тела. Так что в божественном крещении можно видеть и смерть и жизнь, погребение и воскресение, по образу Господа, Который "еже умре единою; а еже живет, Богови Живет" (Рим. 66:10) (Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. "Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения". Изд "Паломник". Москва. 1993, стр. 189).

Св. Иоанн Златоуст о крещении пишет: "Почему же нужна вода? Скажу, наконец, и об этом и открою вам сокровенное таинство. Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно.

Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, - выходит человек новый.

Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное мною не гадание, послушай только, что говорит Павел: "спогребохомся ему крещением в смерть(Римл. 64); также: "ветхий наш человек с ним распятся" (ст.6); или: "сообразна быхом подобию смерти его" (ст.5)...

"Как легко мы погружаемся и поднимаемся, так легко и Он по смерти, когда восхотел воскрес, или лучше сказать: гораздо легче, хотя ради устроения некоего таинства и пробыл (в гробе) три дня" (Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Том I. Беседа XXV (Иоанн 3:5). Москва 1993 г., стр.165).

ЕПИСКОП ПАВЕЛ ТБИЛИССКИЙ (РДЦ)


Продолжение следует >>>

_____________________________

Комментарии