Послание к Киевскому князю Изяславу о православной христианской вере


Я, Федос, худой монах, раб Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в чистой и православной вере рожденный и воспитанный добре в законе правоверным отцом и матерью христианкою, учившими меня следовать доброму закону и нравам православных, вере же латынской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись; дочерей своих не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать его; и из одной посуды не есть, и не пить с ним, и не брать у них пищи. Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву. Ибо неправо они веруют и нечисто живут.

Сказал мне отец: "Хранись, чадо мое, от кривоверных и от всех их затей, поскольку наполнилась и наша земля людьми злой той веры. Да, спасая, спасет твою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры. Сей верою живя - грехов избавиться и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться. А сущему в иной вере, в латынской ли, в армейской или сарацинской - тому не увидеть вечной жизни, и со святыми части не получить.

Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаясь в ней добрыми делами.

Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он иудей или мусульманин, или еретик, или латынин, или язычник, - всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом".

Сказал мне отец: "Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые, - сказал он, - умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если увидишь каких-нибудь иноверцев, спорящих с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, много знающий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере".

И если скажет тебе спорящий с тобой: "Бог дал и ту, и другую веру", ты ему, чадо, скажи: "Ты, кажется, думаешь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание: "Един Бог, едина вера, едино крещение". И Господь сказал: "Так надлежит нам исполнить всю волю", и только когда Он исполнил все, тогда вознесся, а учеников послал на проповедь. Ты, столько лет по апостольской проповеди державший православную веру, совратился в зловерие наущением сатаны. Не слышал разве Павла апостола, говорящего: "Если и ангел, придя с небес, благовестит вам иначе, чем мы благовестили, да будет проклят". А вы, отвергнув апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. А мы совершаем службу телом живым, видя самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и снова приидет судить живых и мертвых. Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете. Мы же Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести жизнь вечную. Так ведь и писано: "Воздается каждому по их делам о Христе".

(Взято из церковного календаря Русской Древлеправославной Церкви на 2023 год).

Комментарии