Древнее Житие св. Елены Сербской XIV в.
Епископ ДАНИЛО II
ЖИТИЕ ЕЛЕНЫ
(XIV в.)
Месяца февраля, восьмого дня, богоугодное житие и непорочная жизнь благочестивой и христолюбивой госпожи нашей, блаженной Елены монахини.
Отче, благослови.
Божественный путь жесток и труден, полон страданий и невзгод. Те, кто пребывают на этом свете и желают получить неизъяснимые и непостижимые дары, будучи уже в небесном пристанище, должны оставить этот свет и все, что ему принадлежит, и с очистившейся душой боголепно устремиться к высшей жизни. Опоясавшись крепостью веры сердечной и истинной любовью к Господу, взойдя на лестницу ума 1, подняться на высоту добродетели, с прекрасным лицом светлее солнца и чище снега, в платье, которое нахваливают не люди, но Бог. Понеже Он – единственный Бог богов и Господин над господами, творец всех видимых и невидимых творений, неприступный свет 2 и жизнь всего, сотворивший небеса мудростью и создавший землю из ничего. Об этом говорит пророк: “Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их” (Пс. 33 (32), 6). И “Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел,- и явилось” (Пс. 33(32), 9). Всякое творение назвал по воле своего разума. Желая освободить природу человечью от первого Адамова греха, принял облик слуги, прикрыв божество телом, и без греха стал Богом и человеком. Придя в мир ради нашего спасения, указал грешникам пути покаяния.
Кто не будет удивляться неизъяснимой Твоей славе, Владыка, кого не могут принять небеса, и на кого ангельские силы не могут глядеть с трепетом? Ты говорил с грешниками и был с мытарями и фарисеями. Велика и неисповедима тайна дивных чудес Твоих, Бога нашего! Милостив ты и многих принимаешь к себе. Кто без труда верует в Тебя истинного Бога нашего, кто погрешит против веры надежды своей? Блудный, покаявшись, пришел к Твоему милосердию. Хананеянке, которая сказала: “Помилуй меня, Господи”, исцелил дочь (Мф. 15, 22-28). Давыд оплакивал себя из-за двух грехов и услышал слова [80] пророка: “Господь снял с тебя грех твой” (2 Кор. 12, 13). Женщина, страдающая кровотечением, уверовав, прикоснулась к краю одежды Его и стала здорова (Мф. 9, 20-22).
Многие твои человеколюбивые дела, Владыка, которыми, помиловав нас грешных, дал надежду мне, но опять страшит она душу мою, когда не каюсь, как они. Знаю - многие грехи мои. Но если желаешь, могу предаться пучине бескрайнего твоего милосердия. Понимаю я, у тебя будет право судить меня (См. П.с 50, 6). Кто избавит меня от руки твоей? Сказал один из мудрых: “Страшно впасть в руки Бога живаго!” (Евр. 10, 31). И сказал апостол Павел: “Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников” (Евр. 10, 27). Многие живут в суете этого света: и могущественные цари, и правители народов. Но и для них сказано: “Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом” (Пс. 2,11) и разумейте, кто есть Тот, кто забирает души царей. Кто из смертных спасся, понадеявшись на множество богатств своих? Или кому помогла сила власти своей? Те, кто ради Твоего святого имени, оставив земное царство и пойдя за Тобой, добрым пастырем душ наших, предпочтя месту земному и краткой славе небесную вечную славу, спасли душу свою чистую. Добыв крылья духа, перелетели через все сети лукавого. Говорю я, эта жизнь, возлюбленные мои, в которой царят жалость и тревоги, печаль и мятеж, проходит как тень и вянет как цветок. Сказал пророк: “Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет” (Пс. 103 (102), 15). И “Я, прах и пепел” (Быт. 18, 27). Блажен тот, кто полюбил заповеди Твои, Владыка, и первым получил обещанное Тобой и принял награду, как и те, кто сейчас следует заповедям Твоим и благодетелям твоим. Пророки и мученики, пролив кровь (мучимые) от руки незнающих закон и претерпев страдания, получили прекрасный дар. А другие, вместо пролития крови и мук, теплыми слезами и многими добродетелями распяли тело свое, чем угодили Тебе. Таких [81] в высинах ангелы восславляют и воспевают с похвалой. А мы, грешные, должны считать их блаженными, как Твоих истинных угодников.
Начну, с Божьей помощью, житие блаженной и христолюбивой Елены, но прошу вас, возлюбленные, слушайте со вниманием. Слабый разум мой заставляет меня сказать: “Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает” (Притч. 13, 9), и вспоминают о них с хвалами. Их жизнь просветлила все земли благоверных народов, и имя Бога нашего славится в веках. Он прославляет тех, кто Его славит, и мы, исповедуя их достойные жития, молимся Богу, чтобы явил он их светлую память. Прежде всего, мы должны славить Бога, который воплотился ради нас и терпел все ради нашего спасения. Пророки, проповедуя Его, веселились, а мученики, умирая, Его исповедовали, а боголюбивые люди, живя в мирской суете, ради веры в Бога сами себя распяли страданиями и подвигами, отреклись от мира, чтобы быть с Христом. Терпя, получили они венец победы над дьяволом. Многие есть начала рассказа. Хорошо и точно должен поведать я о житии блаженной Елены, о ее воздержании и подвиге. Направляемый святыми молитвами вашими, я, грешный Данило, составил жития благоверных королей сербской земли 3, и увидело то ваше христолюбие. И буду я стараться и все расскажу по истине, как мне поведали свидетели жизни блаженной Елены до меня, и то, что я видел своими глазами.
Благочестивая и христолюбивая блаженная Елена была франкского рода 4, дочь славных родителей, прибывавших в богатстве и славе. С молодых лет хранил ее добрый и милосердный Бог, наперед знающий все будущее. Благочестивая Елена была отдана своими родителями в жены великому королю Урошу. С ним провела она жизнь славно и чудесно и имела детей 5. Писали мы раньше 6, что произошло с мужем и с сыном их 7, королем Стефаном. После смерти мужа своего, приняв от сына своего достойную часть державы с землями многими, вспомнив грехи молодых лет своих и придя к великому покаянию, умертвляла она мысли телесные и питала ум свой благодатью божественного разума, как сказано в Книге премудростей Соломона: “Ризницы царские наполнятся златом, а умы истинных подвижников наполнятся богатым разумом” (Источник не установлен).
Блаженная Елена, чистая душой и кроткая сердцем, полным истинной веры, приносила молитву Богу, единственному, кто испытывает сердца и утробы. Живя на земле в непрестанной молитве Богу, смотрела она на небесные светила и непрестанно думала, как угодить Господу (1 Цар. 7, 32), говоря: “Боже добрый и милосердный Господь вечный, заботясь о спасении людей, так говорящий в святом евангелии: “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мк. 2,17). Быстрый в милости и богатый в милосердии, говорит: “Согласно ссылке: “Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому” (Ис. 34,15). Однако в самом тексте “Обратившись ко мне с надеждой, спасешься”. (Прим. перев.). И тем указал нам путь к спасению – да обратимся к Тебе. Если опутают нас грех или схватит нас враг, упомянем имя Твое и понадеемся на неизъяснимую милость Твою. А меня, Владыка, грешную и недостойную рабу свою, не презри, дабы не возрадовались враги мои (Пс. 41 (40), 11), я знаю, что Ты близок сокрушенным сердцем и смиренным духом (Пс. 34 (33), 18). Потому должна убояться я Твоего святого имени и во всем творить волю Твою, по Богоотцу Давыду: “Начало мудрости - страх Господень” (Пс. 111 (110), 10). Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей (Пс. 86 (85), 11). Дай мне источник слез, чтобы смыть мои душевные нечистоты. Какая нам польза от того, что копим земное сокровище? Все проходит, подобно тени и снам пробудившегося. Много пользы будет для нас, познавших путь набожности, истинной жизни, если раздадим имущество по Твоей заповеди: “Он расточил, роздал нищим” (Пс. 112 (111), 9). Сделав это, без сожаления и без платья, взойдем на путь благодетели, зная, что на небесах нас ждет вечное сокровище. [83] Сказано в Евангелии: “Где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Тов. 6. 20). Даже если мы получим весь мир, а душу свою не сохраним, какой выкуп дадим за душу свою? (Мф. 16, 26). Божественный Павел говорил: “Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу” (1 Тим. 6, 8-9).
Говоря эти речи, блаженная Елена следовала пути подвига, обогащалась добрыми делами и шла к свету, воздерживаясь над природой. Таков был характер этой блаженной: острая словом, но нежная по природе, непорочна в жизни, кроткая в приказаниях. Она обращалась с добрыми и разумными речами, утешала нелицемерно и беззлобно, была известна сердечной смелостью к Богу и, просто говоря, - украшена всеми благодетелями. Неся воспетую и восхваленную благодать, которую приняла она просвещением святого Духа, зная все книги, была готова ответить каждому, кто обращался к ней. Слово ее было растворено в соли, и нельзя было найти лицемерия, свойственного многим: чтобы уважала она одних и презирала других. Великого и малого, богатого и нищего, праведника и грешника, больного и здорового, всякого одинаково уважала и каждому должную честь отдавала, помня о грозном страшном дне, когда ангелам будет сказано отделить грешников от праведников, отбросив одних грешников в тьму, уготованную дьяволом и его ангелами (См. Мф. 25, 30; Мф. 25.21), других - в огонь вечный, третьих – между червей, а четвертых - предать молнии. Так размышляла блаженная, говоря со слезами пред Господом: “Оплакивай себя, душа, из-за стольких зол сотворенных, где слезы, тут и Божья милость. Знаю блудницу, которая теплыми слезами получила прощение грехов многих. Верховному апостолу Петру, из-за одного часа горьких слез, были не только прощены грехи и отречение, но даны ключи царства небесного (См. Мф. 26; Мк. 14; Лк. 22, Ин. 18). Царь Иезекииль малыми слезами получил 15 лет жизни (См. Иез. 28, 5). [84]
Бог богатый в милости, с неописуемой добротой заботясь о роде людском и желая каждого направить к покаянию, не предвидел ни такие мольбы, ни подвиги блаженной. После смерти мужа сразила ее великая болезнь. Умилив Господа сердечной любовью веры, убоявшись дня смертного разлучения, стала она молиться Господу, горько плача и говоря: “Вижу, Владыка мой, Христос Спаситель, подходит конец души моей, и ждет меня другой век, и я, как неплодоносящая смоковница, буду скошена лютой и страшной смертью. Но я знаю Тебя как доброго Бога, у которого более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15,7). Но молю Тебя, Владыка, не погуби меня в этом часе с грехами моими”. И блаженная, презрев все блага видимого света этого и желая невидимого, усердно вела ангельскую жизнь, умом гоня от себя пустое, и причащаясь Богу в великом молчании.
С даром, данным Господом, прожила многие годы на этом веку, любя нищих и подавая милостыню странникам, одевая нагих и вводя в дом бездомных. Многострадальный Иов говорил: “Отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно” (Иов. 29, 16; Ион. 29,15). Так поступала и эта блаженная, мучая тело свое постом, кормила голодных, ибо не пост это, когда человек постится, но отвергает голодного; не постится тот, кто не дает хлеба голодному. Какая радость, возлюбленные, тем, кто держится совершенного поста. Моисей, постясь, получил таблицы закона. Так же Илья, постившись, был взят на небеса огненной колесницей (См. 1 Цар. 17,1). И три мужа, не испытавших ярость звериную и остудивших печь раскаленную огнем (См. Иез. 38, 5), разве не пост то сотворил? Ниневийцы, постившись три дня, спасли город со многими жителями (См. Ион. 3, 5-10). Постясь, многие превзошли природу человеческую и удостоились разговора с ангелами. Но что я вспоминаю Моисея, Илью и даже Даниила? [85] Сам бесконечный свет и хранитель всех творений Христос, который пятью хлебами накормил пять тысяч в пустыне (См. Мф. 14, 16-21; Мк. 6, 37-44; Лк. 9, 13-17; Ин. 6,5-13), и Он сам постился 40 дней, показывая нам путь поста, победу над дьяволом (См. Мф. 4,2; Мк. 1, 13; Лк. 4,2). И, восхваляя, говорила эта христолюбивица: “О постное величие, подобие ангельское, и монашеская хвала, апостольская проповедь, коя возносит людей на небо и пополняет собрания мучеников”.
Поступая так, никогда не забывала о милостыне, широкой рукой подавала нищим, хромым и слепым, помня слова Владыки: “Милости хочу, а не жертвы” (Мф. 9,13; Ос. 6,6) . И “Был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне” (Мф. 25, 35-36). Таким давала блаженная одежду и еду. Скорбным была состраданием, увечным – избавлением. Поправ все мысли молодого разума, открыв свои богохвальные уста, обратилась к господу словами Давыда: “Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай” (Пс. 25 (24),7), ибо я в беззаконии зачата, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 51 (50), 7), ибо многие мои беззакония пред Тобой, Господи, но покажи мне знамение во благо (Пс. 86 (85), 17). Я, грешница, призываю светлое имя Твое. Ты, искупивший нас своей драгоценной кровью и знаменовавший нас залогом Твоего святого Духа, дабы мы наступали на всякую неприятельскую силу, подними меня, лежащую в страстях как Ливию и митр (См. Лк. 7, 12-15), и оживи меня, умерщвленную грехами, как сына вдовы. Я расскажу о беззаконье моем против себя, и Ты милостиво очистишь меня от грехов моих”. Так она во истину и поступала, вспоминала грехи молодости своей и писала духовным отцам в святом городе Иеросалиме 8, на Синае, Раите и на Святой Горе Афонской. Туда ушли многие ее дары, которые не могу описать, все имущество там истощила, до смерти непрестанно посылая почтенным и великоименитым монахам своим. Им приносили список грехов ее, и слали они письменные заповеди на пользу души ее. Им отправляла дары и письма со сладкими и смиренными речами, говоря: [86] “Господа и отцы мои, вспомните, что сильны вы в имени Господнем, и потому должны нести наши немощи. Мы, живущие в суете этого суетного мира, если и желаем жить духом, что угодно Господу, то не можем этого достичь. Потому что весь этот мир лежит во зле (1 Ин. 5,19). С мирскими заботами в душе не можем мы ни истинно любить Бога, ни достойно ненавидеть дьявола. Потому что ум наш занят мятежом похотей, подобно лодке, качающейся на морских волнах, так и я грешная, страшно тону в грехах своих. Но молите Господа за меня недостойную, чтобы Богу угодными молитвами вашими стала я достойна принять такой дар от Христа и прийти в богоугодные места”.
И блаженные отцы доброразумными речами поучали эту христолюбивицу, составляя и посылая ей божественные сочинения, говоря: “Боголюбивое дитя наше, доверенное нам в Господе, насладились мы кроткими и богоразумными речами твоих писем. Если желаешь, можешь земным царством искупить небесное и взойти к небесному царству резвыми ногами. Ты знаешь град наш, в котором мы будем жить. Зачем в чужом месте готовить села и здания, суетные палаты? Если все это готовим на этом веку, о том известно в другом граде, и нельзя возвратиться в свой град, т.е. в высший Иеросалим. Достойно тебе, христолюбивая, вспомнить слова апостола Павла: “Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Исуса Христа” (Флп. 3, 20), и “Будьте похожи на Бога и как дети возлюбленные, ходите в любви, как и Христос полюбил вас, потому что нареклись вы сыновьями Вышнего” (См. Лк. 6,35; Флп. 4,1). Постыдись на этом веку Того, который тебя так возлюбил, чтобы не постыдиться при пришествии Его. Служи Ему со страхом, как Владыке по природе. Радуйся Ему с трепетом как царю по благодати. Сила – царство небесное, и получают его те, кто старается с чистым сердцем и смелостью (См. Мф. 11,12). Венец победы сплетен руками Вседержителя и даруется тем, кто претерпел зло, как добрым воителям Христа Бога, которые приняли беды, скорби и напасти, которые [87] забыли природу и презрели смерть, чтобы получить царствие небесное. Не достичь царства небесного ни речами, ни красотой, ни родовитостью, ни силой, ни годами, но силой веры.
Эти речи, которые шлем тебе, христолюбивая, сохрани и прими в свой ум с любовью истинной веры сердца своего и при том не отрекайся любви к странникам, не отступи от истины, храни мир и правду со всеми, кто призывает имя Господне. Сохрани все, что ты слышала, да не настигнет тебя искушение лукавого. А если настигнет, не гневайся, но благодари Господа, говоря: За все, что меня постигло “Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось] да будет имя Господне благословенно!” (Иов. 1,21). Не гневи устами своими Господа”.
И блаженная Елена, в сласть принявшая эти слова и поучения отцов своих, в радости говорила речи Богоотца Давыда: “Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим” (Пс. 119 (118), 103). Укрепляя свой ум, старалась себя, искушенную, предать Господу, неустанно трудилась, дабы перейти из рабства в свободу и унаследовать добрую землю, которую обещал Господь тем, кто любит его и со старанием ест тайную пасху, говоря:
“Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни” (Пс. 84 (83), 1). “Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих” (Пс. 65 (64), 5). Без устали рассказываем мы о богоугодных делах блаженной, ее страданиях и терпении, мольбах и молитвах, ночных стояниях, церковных уставах, в которых восхваляется Бог.
Непрестанно, денно и нощно заботясь о том, как угодить Господу, старалась она подавать милостыни в божественные храмы, оставляя божественные книги в своем доме, а так и священные сосуды, золотые и серебряные, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, одежды иереям и все, что потребно было. Непрестанно подавая все это, радуясь Господу, принося дары от земной жизни своей Тому, в чьих руках все ризницы неисчислимые, говорила: [88] “Возвеселюсь и обрадуюсь Тебе, найдя пользу большую”. И “Возвесели душу рабы Твоей (Пс. 86 (85), 4) и возвеселился язык мой (Пс. 16 (15), 9). Веселие праведника на тех, кто любит Бога, и, по Давыду: “Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего” (Пс. 95 (94), 1). Сказано в притче Соломоновой: “Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей” (Притч. 24, 13). Сказал он: “И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся” (Притч. 14, 13; Ис 35, 10). И “Светлый взгляд радует сердце” (Притч. 15, 20).
Блаженная Елена, распиная тело свое любовью веры, которой можно угодить Господу, заботилась не только о своей душе, но и о вдовах, сиротах, нищих и всех нуждающихся. Богатство земного царства своего щедро раздавала она, так что дивились ее благодетели и боголюбию. Но не только этим была она славна. Приказала она собирать дочерей-сирот и кормила их в своем доме, обучая работе, приличествующей женскому полу. Когда подрастали они, отдавала за мужей, чтобы шли они в свои дома, одаривая их богатством, и на их место принимала других. Усердно работая, шла она за Тем единственным, кто ради нас претерпел добровольное распятие и, будучи богат, претерпел добровольную бедность, чтобы обогатить нас божеством; молилась она в слезах:
“Добрый даритель светлости, Христе, просветитель тех, кто помрачен грехом и обратитель обманутых, бесконечное слово, просвети и очисти меня грешную и страстями омраченную и всю почерневшую, да не осудишь меня в день страшного Твоего пришествия в наши нижние края земли. Мертва я еще до моей смерти, еще до бесконечной муки сама себя мучаю отчаянием своим. Какое слово избавит меня в день страшного Твоего пришествия, ели не будет у меня дел добрых? Но “Пошли свет Твой и истину Твою” (Пс. 43 (42), 3) и просвети мои очи сердца, чтобы смотреть любовью сердца на [89] Твою красоту. Молю тебя за детей утробы моей, за сыновей моих и слуг Твоих и сыновей рабы Твоей - за них молю Тебя, Владыка Господи, укрепи их в страхе от Тебя, да убоятся Твоего светлого имени и во всем творят Твою волю”.
В любви сердечная, в болезни материнская, глядите, как молится за сыновей своих: направляю мольбу к Господу за их согрешения, подобно праведному мужу Иову, возносившего жертвы за своих сыновей (См. Иов. 1, 5), молясь Господу, говорила она: “Забудут ли сыновья мои закон Господень в молодости своей”. Два сына ее были тогда крепкими самодержавными королями своего отечества, сербской земли, держа и многие другие народы, то были благочестивый король Стефан, званый Драгутин, и брат его король Стефан Урош, званый Милутин. За них молилась Господу, да не попадут они в сети греха, и сама поучала их богоразумными речами, говоря:
“Дети мои любимые в Господе, вам говорю я, а вы слушайте разумно речи мои и не отбрасывайте поучения вашей матери; помните, что вы - род и воспитание христианской веры и народа благоверного, с младых лет ведет и укрепляет вас Дух Святой. Не бойтесь противления народов других, чинящих насилие, ибо крестным знаком ограждены вы от поражения и низложения, ибо человеколюбивый Бог укрепил ваш престол, да непоколебимо владеете в своем отечестве. За все добро, что вам сделала, должны вы Ему служить преподобием и правдой всю вашу жизнь, и я, грешная, глядя на вашу исправную жизнь, буду весела сердцем и радостна душой.
Придет великий день Господень, когда мы все предстанем пред престолом бессмертного Владыки Христа, держа ответ за сделанное зло, малое и великое. Какая человеческая природа претерпит приход Его [90], о чем говорил пророк Даниил: “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; Вострепетал дух мой во мне, Даниле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня” (Дан. 7, 9-10; Дан. 7, 15). И Богоотец пророк Давыд, предвидя пришествие Его, прозревший Святым Духом, говорил: “С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла” (Пс. 76 (75), 8-9).
Потому и говорю вам, возлюбленные мои дети, заботьтесь о том, что на пользу душам вашим. Вы то можете, если захотите. Прародители ваши, представив пред Богом добрые дела и подвиги, держали земное царство, жили богоугодно, управляли осмысленно и разумно своими имениями, раздавали дары божественным церквям, милостыню нищим и странным. Поступая так, нашли они себе Господа милостивого и удостоились жизни в высинах с ангелами, приняли от Господа бесконечное блаженство, а имена свои вписали в книги жизни, молитвы их, Богом принятые, укрепляют ваши дома. Достойно вас, да и вы последуете их жизням и не лишитесь вечных благ у Господа.
Любовью сердца держитесь и сами, неся в теле единомысленную волю, пророк, хваливший братскую любовь, говорил: “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” (Пс. 133 (132), 1). Вселенский учитель апостол Павел говорил: “Плод же духа: любовь” (Гал. 5, 22) и “Братолюбие между вами да пребывает” (Евр. 13,2). Сын Грома: “Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец” (1 Ин. 4, 20). Ради этого говорю вам эти речи, чтобы жили вы в любви. “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1 Ин. 4, 16). Говорится в притче: “Как рой пчел создает медовые соты, так и любовь братская - Царствие Небесное”. Брат, отделившийся от брата, подобен птице, что вылетела из своего гнезда и полетела в другие места, где ее легко может поймать птичник и охотник. А брат, помогающий брату, тверд и высок, как город. “Двоим лучше, нежели одному” (Экл. 4, 9-10).
Сыновья блаженной госпожи Елены в сласть и со страхом принимали речи и поучения своей блаженной матери, повинуясь ей с радостью. [91]
Поступая так, блаженная Елена не чувствовала усталости и не изменяла своим добрым делам. От субботы до субботы крестила масла руками многих иереев, раздавала довольно милостыни нуждающимся, насыщала голодные утробы, одевала нагих, а больным и странным и тем, кому негде было голову преклонить, была крепким покровом и стойкой крепостью. Сама была впереди и служила им с набожностью, орошая лицо свое теплыми слезами, и с болью любви сердца горько оплакивала себя:
“Горе мне грешной, как погубила я время покаяния, не знаю, что и делать. Тяжело мне, задремав тяжким сном, погасила свет души своей, не знаю, когда услышу голос Господень, который скажет: “Вот жених идет (Мф. 25,6) вот открывается зал (свадебный), и жених Христос зовет, говоря: “приидите, благословенные Отца Моего” (Мф. 25, 34). Слушая этот сладкий голос, те, кто Богу послужил в своей суетной жизни, с радостью поспешат в жизнь вечную. А что мне бедной делать? Где скрыть множество грехов своих? Нигде не нахожу путь спасения. Но Ты, царь веков, бессмертный Господь, желающий, чтобы все спаслись, даруй и мне, недостойной, путь, чтобы до смерти покаяться Тебе. Мне довольно и два дня быть рабыней Тебе Владыке моему Христу, и дух свой предам, но не буду рабыней бесам и грехам. Вот солнце восходит на тверди свои, желая осветить всю вселенную, а я грешная не жду, чтобы увидеть закат, лучше бы я не родилась. Каждое дыхание и каждое творение славит Тебя, Господи, а я одна забыла славить Твое имя. Что делать? Но обращаюсь и молюсь: “Не скрывай лица Твоего от меня” (Пс. 143 (142), 7) и не закрой мне сердце человеколюбия твоего, чтобы до последнего вздоха своего прославляла святое и великолепное имя Твое”. [92]
И прошло после этого некоторое время, и на сердце блаженной Елены пала богоугодная мысль: “Вижу я своими глазами божественные церкви и святые монастыри, воздвигнутые христолюбивыми мужами ради славословия Божьего, а себе на вечную память. Потому и я должна с Божьей помощью поднять храм во имя пресвятой Богородицы, дабы Она мне была молитвенной заступницей в судный день”.
И начала она слезно молиться: “О, Пресвятая моя Владычица, Госпожа Богородица, взгляни на смирение мое и одари милосердием немощь мою. Надеюсь я на заступничество Твое, на неизъяснимую милость Твою и молю со смелостью и любовью чистосердечной веры, разреши мне да я в Господе начну и закончу храм во имя Твое светлое, где будет прославляться имя Сына Твоего и Бога моего и Твое имя, Госпожа моя”.
И так начала она строить церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в месте Градац 9. Не имея покоя ни днем, ни ночью, надеялась она успешно закончить начатое дело свое, говоря:
“Терпеливо жду я вечной утехи, ибо Ты, воспетая, для меня как крепкий и надежный якорь. Ты знаешь мое желание, и сердечная любовь моя не сокрыта от Тебя. Если Ты не пожелаешь, чтобы закончилось это дело, то все мы бесполезно стараемся, строя, как сказал апостол: “Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога” (2 Кор. 3,5). Приказала она собрать все народы ее державы и выбрала из них самых искусных людей, желая, чтобы они построили прекрасный храм, и, как разумный строитель, не щадя золота, подавала всем работникам, да не был бы кто из них обижен, или не остался в негодовании. Эта блаженная давала им еду вовремя, успокаивала сердечной любовью и умилостивилась покаянием, потому как благодать Божья говорила ее устами. Пророк сказал: “Взывают [праведные], и Господь слышит” (Пс. 34 (33), 17). А апостол сказал [93]: “И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями” (2 Кор. 6, 16).
Эта блаженная, вспомнив дела свои, орошая себя горькими слезами, говорила:
“Ох, осуждение совести моей и отчаяние грехов моих смущают душу мою, и нет у меня надежды на спасение. В грехах потеряла я душу свою, и в нечистотах беззакония удушила ум свой, и в грязи утопила тело свое, и не видать мне вознесения. Но слушаю я святые книги, как они нас обращают к покаянию и говорят: “всякий, делающий грех, есть раб греха” (См. Ин. 8, 34). Потому как сильнее Твое человеколюбие множества беззаконий людских. Божественный Павел говорил: “А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим. 5, 20). Но что делать мне, грешной, полной стыда? Стыд покрыл лицо мое, и стало тесно мне. Горе мне, с чего начать оплакивать свои лютые беззакония, в которых не так легко исповедаться? Из-за чего первого заплакать? Из-за чего застонать, из-за чего зарыдать? Из-за множества грехов или из-за отлучения от Бога? Задумайся, о душа, что тебя встретит после того, как оставишь тело! Уготовлены тебе разные муки, ангелы лютые и немилостивые желают тебя схватить. Поспеши и обратись к Господу Богу, говоря: “Я, прах и пепел” (Быт. 18, 27) и “Я же червь, а не человек” (Пс. 22 (21), 7). Молю Тебя доброго, не презри меня, “поспеши на помощь мне” (Пс. 71 (70), 12), Господи Боже спасения моего! (Пс. 88 (87), 1), даруй мне время для обращения, милость эту даешь тем, кто Тебя молит”.
Смотря умными глазами, как Дух Святой помогает быстрому строительству храма, госпожа моя обрела веселье души и заботилась о святом храме, дабы закончить его за время жизни своей. И, смотря как поднимаются стены святого храма, красуясь весельем сердца, говорила:
“Утверди нас в тебе, Господи, утверди этот храм твой (Ирмос третьей песни третьего канона). А Ты, Госпожа Богородица, надежда жизни моей, храм этот, посвященный Твоему святому имени, соедини со святыми соборными и апостольскими церквями. И тем, кто будет в этом храме, подай добрую веру, и чистоту, и целомудренную мысль, [94] останавливая лютые беды, идущие на них, и советы противников, что поднимаются на этот святой храм Твой, сокруши их мощью силы Твоей, а мир и тишину даруй стаду твоему, храня благоверных королей земли сербской, потому как они всю свою надежду на Тебя возложили. И воинов их сохрани под крылом своим. Иноплеменные народы, что идут против державы их отеческой, в любви неся смелость к своему Сыну и держа Его послушным материнским молитвам Твоим, возврати назад смиренными и посрамленными. Народ державы их сохрани в целости, наполняя клети их добрыми плодами и вразумляя их, дабы служили они правдой, нелицемерно, и все вместе славили Христа Бога нашего и Пресвятое Твое имя”.
И когда помощью Божьей был построен храм Пресвятой Богородицы, подобно доброму воину, прославившемуся в победе и хорошо послужившему царю, радующемуся, принимая многие и драгоценные дары из рук царя, так и эта христолюбивица веселилась, завершив такое дело, говоря: “Слава Тому, Кто мне позволил закончить дело мое”. Собрание священных иереев молилось за создание церкви, и было всенощное стояние и великое славословие с божественными песнопениями во славу Благовещения Богородицы. Утром праздновали и совершили святую литургию, освятили церковь, укрепив ее молитвами на вечное и непоколебимое существование, духовно и телесно утешив всех, кто пришли на это празднование, и раздали в тот день многие милостыни.
Создав церковный устав, собрав избранных монахов, приказала она им пребывать там, установила им законное содержание 10, которое не изменилось и сейчас, а также и целому церковному клиру, и с почтенными игуменами, что управляли ее домом, также поступила, боясь Бога и заповеди Божьей.
За время своей жизни наполнила этот дом Пресвятой Богородицы изобилием, а именно: божественными книгами и [95] священными сосудами золотыми и серебряными, украшенными драгоценными камнями и другими красотами. Иконы, окованные золотом, полные мощей святых, златотканые покрывала и другие потребные церкви дары, что нельзя описать. Если говорить коротко: даровала всю жизнь свою и неизъяснимое богатство славы своего земного царства. Приходы и села отдала тому святому месту, подписав церковные грамоты своей подписью, в которых перечислены все дары ее, и все, что потребно храму Пресвятой Богородицы, все дала, говоря: “Ты сама, о Пресвятая моя Владычица, наполни Твой святой дом всяким изобилием”.
В управление назначила дьяконов и научала благоразумными речами и тихими наставлениями, говоря: “Приидите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас” (Пс. 34 (33),12). Перво-наперво, бойтесь Бога и Ему угождайте, отвергая лукавые и мерзкие дела. Богоотец Давыд сказал: “Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие” (Пс. 37 (36), 1). И: “Гордые оделись в неправду и нечистоты, и потому скончались и сгинули из-за своего беззакония” (однако ссылка предлагает: “и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами” (См. Пс. 74 (73), 6) - Прим. перев.), моля Господа о их погибели, говорили: “Подними руку Твою на их гордость, дабы устыдились и посрамились и погибли они, ибо творили беззаконие. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Притч. 3, 34; Иак. 4, 6).
А вы, дети мои возлюбленные, вспомните, что вы - пепел и прах, и потому не будьте высокомерны, как говорят книги: “Не человек создал гордость” (Источник не установлен). Пророк Исайя: “Не возвеличивай душу свою и не увидишь тогда страшное видение” (Источник не установлен), так как душа надменного оставлена Богом. Вам говорю: все богатство этого дома Пресвятой Богородицы, которым управляют ваши руки, не щадя отдавайте в руки нищих, потому как сказано: “Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его” (Притч. 19, 17). То, что таким отдается, Бог, богатый милостью, чрез одного из них вернет сторицей опять на место свое. Пускай не будет так, что вы наелись досыта, а нищие и страные и [96] немощные голодают и вместо смерти от лютого голода кончаются. Вспомните Израильтян, на которых ниспосланы гнев и погибель: “Сел народ есть и пить, а после встал играть. И прогневил в том Бога и пали в один день двадцать три тысячи” (1 Кор. 10, 7; Исх. 32, 6). Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий (Мф. 26,41; Мк. 14,38; Лк. 21,36), не отягчайте себя тяжелым сном, потому как сказано: “Не спи, ибо будешь поруган и потеряешь время доброй надежды” (См. Суд. 16, 13-19), как Самсон семь кос головы своей. Покоряйтесь учению божественных книг и наставлений, с радостью исполняйте законы уставов церковных, дабы получить совершенную награду. Берегите язык свой от клятв, а рот - от лжи, ибо сказано: “Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый” (Пс. 12 (11), 4). Не забывайте наставления мои, и будет вам добро. А мир Божий, превосходящий всякий ум, пускай укрепит вас в любви Божьей, чтобы уста и сердце вместе славили Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа”.
Эти речи блаженной приняли дети ее, рожденные Святым Духом, воспитанные в доброй Вере наставлениями этой христолюбивицы.
Госпожа моя блаженная Елена проводила жизнь в целомудрии, и вот труды ее и подвиги, и богоугодные дела. Если надо будет назвать того, чья жизнь превосходит ум людской, то ты достойна этого. Труды твои и подвиги множила ты сотнями, и была ты дарованный Господом свет отечеству своему, сияющий многосветлыми чудесами. Но какую хвалу мы, слабые разумом, можем принести тебе? Потому как Ты, блаженная, ангельскими хвалами прославлена. Из каких прекрасных и благоухающих цветов сложить нам венец, чтобы возложить на многоуважаемую голову твою, которую украсила десница Владыки, неувядающим венцом? Какие дары мы можем преподнести? Ты, принявшая дар Святого Духа, дала отпор набегам лукавого и сохранила свое тело неповрежденным. Ты, блаженная, надела платье, сотканное на небесах, и назову я платье то тихость и незлобливость сердца твоего, и носишь ты благодать от Господа и наслаждаешься благодатью веками. [97]
А что делать мне, грешному, по крупицам старающемуся поведать о богоугодных делах блаженной великоименитой госпожи? Но Ты, Владыка всех Господарей, пославший Пресвятой Дух, дабы укрепил рабу твою, просвети мой ум сияющей благодатью, сделай мой язык ясным, дабы смог я осмысленно и разумно окончить житие блаженной моей госпожи.
Прошло время, и христолюбивая Елена внезапно впала в болезнь. Пребывала она в великом страхе и ужасе и, вспомнив, пала ничком на землю и, лежа, как мертвая, с великой печалью, плакала и говорила:
“Как худо мне грешной! Умираю с грехами своими, и небесные мытарства ждут меня и сразу встретят меня. Но удостой меня, Господи, недостойную рабу Твою принятием монашества, даже если я того недостойна. Но Ты добрый, будь милосерден ко мне, грешной, дабы была достойна я присоединения к тем, кто Тебе угодил”.
И Бог добрый, исполняющий всякую мольбу, тех кто боится Его, не презрел молитвы рабы своей, и сказано в святом Евангелии: “ибо всякий просящий получает, и ищущий находит” (Мф. 7,8; Лк. 11,10), и пророк сказал: “Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет” (Пс. 34 (33), 19). И “Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине, Хранит Господь всех любящих Его” (Пс. 145 (144), 18-20). Воистину даровалась любовь Божья, и исполнил Господь все мольбы ее.
Призвала христолюбивица одного монаха, почтенного старца Иова, из его рук приняла монашеский образ в церкви святого Николы, в славном городе Скадре 11. И в том великом ангельском образе была названа монахиней Еленой 12 и, разгораясь любовью веры в Господе, подставила шею свою под доброе и легкое ярмо Христово, тихо ведя монашескую жизнь, не пробуя ни днем, ни ночью сладости сна, и не давая мира телу своему. С разбитым сердцем и смиренным духом непрестанно слала устами своими песню Богу. Быстро текла жизнь ее, опережая суету жизни, до конца забыла она земное и оставила все тленное, и в небесах укрепляла ум свой.
Еще живя на земле, видела она наперед, где готовится ей небесная обитель. Если и стало ее тело в глубокой старости немощным, то дух ее был крепок. Натруженные ее колена ослабли, но добрые дела давали им силы. Смотря на награду трудов своих, утверждалась она в своем пути к Богу.
С любовью успокаиваясь именем Господа, чьи ученики, видя Его возносящегося с земли, плача, говорили:
“О, Владыка, не оставь нас, сирот” и любовью, которая вселилась в патриарха Авраама, который, привечая гостей, принял ангелов в своей старости (См. Быт. 18, 1-8), и любовью, которую принял праведный Авель, когда приносил Богу непорочный дар (См. Быт. 4, 4), и любовью, с которой мученики укреплялись в имени Его, не боясь угроз мучителей, говорили: “ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Исусе, Господе нашем” (См. Рим. 8, 38-39; См. Лк. 15, 8-9).
Блаженная по обычаю своему творила добрые дела, говоря:
“Вот время покаяния и день спасения, осторожно, о, душа, чтобы дьявол не ослабил ум. Борясь с ним, победишь его, и отступит он от тебя, не устрашись его заговора и ловушки, бессилен он пред лицом тех, кто боится Господа и имени Господа. Мало проживу я в суете этого света, слышу я голос, который зовет меня: “О, душа раскаявшаяся, о душа грехолюбивая, кончилась жизнь твоя на этом веку, и уйдешь ты средь других людей. Оставляешь кратковременную красоту земную, где хотела ты на века насытиться. [99] Зову тебя, вставай, не опаздывай, но воскликни с покаянием: Вседержитель, слово Отеческое, самосовершенный Исусе Христе, по милосердию своему не презри меня рабу Твою, ты, пречистое тело свое зажег, как свечу на живоносном Твоем кресте, желая найти потерянную драхму (См. Быт. 18, 1-8). Принял Ты добровольную смерть, свободен будучи среди мертвых, и был положен в гроб как Человек, дабы нас, умерших во грехе, оживить и привести к блаженству. Не отрешайся от нас, слуг Твоих, о, Добрый Пастырь Своих умных овец, молю Тебя, недостойная раба Твоя, не отдай меня ловушке лукавого, не оставь меня сатане. Видя, что завершается жизнь моя, насильно намеревается он отвратить ум мой от любви Твоей. Даруй мне крепость силы Твоей, дабы победить нападения того, что сражается со мной, хвалю имя Твое до исхода души моей, аминь”.
Пребывая в царском дворе своем в Брняцах 13, блаженная Елена стала болеть все сильнее, и поняла она, что приходит день смерти ее. И призвала она самых почтенных монахов и иереев, и вельмож своих, но слабость была на лице ее, и усталость - в глазах ее:
“Братья и отцы, и дети мои любимые, знайте, что жизнь моя уже завершена и “душа Моя скорбит смертельно” (Мф. 26, 38; Мк. 14, 34), и знаю я, что не избегну смерти в болезни своей”.
И услышав такие речи, завладели ими скорбь и рыдание, и плач великий. И горько плача, говорили:
“О, добрая госпожа, зачем вселяешь горе в наши души? Когда слышим такие речи, недоумеваем мы, и колеблет нас горе, которому еще не пришло время. [100]
И утешила она их сладкими речами своими, и в тот же час стала слать гонцов по всей стране, сказав: “Придите, о, возлюбленные, и увидьте преставление мое, иду по пути, которым еще раньше не ходила”. Хочу сказать, возлюбленные, что стало подобно тому времени, когда было преставление Богоматери, апостолы на облаках по воздуху собирались на ее погребение. Так же было и при преставлении блаженной Елены, мне грешному кажется, что так быстро стало известно о том во всей земле, будто это Дух Святой сообщил, дабы поспешили все на преставление блаженной.
Так и я воистину видел, как отовсюду стекаются славные, а и нищие и страные, хромые и слепые, те, для кого она была хранительницей. И собрался собор земли сербской на ее славном дворе в Брняцах, и я, смиренный Данило, был в то время епископом церкви святого апостола Христова Стефана в месте Баньска 14, и когда услышал я о преставлении блаженной, поспешил и оказался вместе с другими епископами и игуменами, и целым собором отечества ее.
И когда блаженная Елена услышала о нашем прибытии, еще не видя нас, поднялась с одра своего, протянула руки в выси небесные и сказала:
“Благодарю Тебя, о, Владыка Господи Боже мой, Исусе Христе, милостивый Человеколюбец, что меня, грешную рабу Твою, удостоил, и что в этот последний день моей жизни увидела глазами своими прибытие господ моих и слуг Твоих, услышав их речи и божественное пение, обрадовалась я имени Твоему”.
И после того сказала: “Все, что знаете из обычного пения, спойте Господу”. Стояли мы вокруг одра блаженной и, взглянув на нее, увидели лицо ее, лицо ангела Божьего, или луч солнца, что сияет многосветлыми красотами. И когда поняли мы, что преставляется она, в горе, плача, воскликнули: “О, госпожа наша, видим мы, что готовишься отойти”. И начали мы надгробные пения и все, что потребно преставлению блаженной, и тут был с нами боголюбивый муж преосвященный епископ Рашский Павле 15. После этого с малым опозданием, приняла она причастие святых тайн. Помолившись Господу за всю державу своего отечества, сказала в слезах:
“Благодарю Тебя, сладкий мой Исусе, за все Твое добро, что не презрел меня грешную с первого дня жизни моей. Но молю Тебя, Господи, посмотри милосердными глазами своими на державу отечества моего, дарованную мне Тобой. Укрепи ее всесильной десницей Твоей. Даруй народу Твоему, да убоится Твоего святого имени. А слуг Твоих и сыновей моих укрепи в Твоей любви, дабы с чистым сердцем возносили хвалу Тебе. Молю Тебя за всех людей, Господи, даруй им тихую и безмятежную жизнь, а тех, кто будет праздновать день преставления моего, охрани силой Твоей”.
И всему собору, тем, кто стоял пред лицом блаженной, всем дала мир, говоря:
“Мир вам, в Господе отцы и братья, священный собор; мир вам, почтенные монахи; мир вам, иереи и клир церковный; мир и вам, дети мои любимые; мир и вам, нищие и убогие и немощные, ибо вы молите Бога за меня грешную”.
И всем, от малых до великих, даровала благословение, и каждого из них успокоила сладкими речами наставлений своих, и после этого, осенив себя крестным знамением, сказала: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой” (Лк. 23, 46). И так, благодаря Бога, передала Ему дух свой, и был великий плач и рыдание во всей державе.
Всесвященные епископы взяли тело блаженной Елены и с песнями надгробными пошли кротким ходом к ее гробнице. Во время ее преставления случились возмущение воздуха и лютый холод. Идя степенно с телом блаженной и пройдя немного, стали петь хвалебные песни божественные. И так, неся [102] тело блаженной со славой, пришли мы в славный монастырь Градац. И свершив все обычное о погребении с почтенными старцами того места, не желая повредить ее тело, ожидали прибытия возлюбленного сына ее, благочестивого и высокого короля Стефана Уроша 16.
Первым пришел преосвященный архиепископ Савва 17. А после благочестивый король, сын блаженной, с дворянами своими. И тут настал великий плач и рыдание, терзая себя и стеная над телом боголюбивой матери своей, говорил он:
“О, мать моя и госпожа, как я, недостойный, смогу забыть желание сердца твоего и боль трудов твоих, что претерпела ты за меня? Христос вдохнул дух в меня, а ты меня воспитала, направляя меня разумными речами твоих наставлений, как из неиссякаемого источника медоточивых уст твоих. Но, хранительница моя добрая и крепкая, необоримая твердь отечеству своему, наполняется мое сердце рыданием и плачем, недоумеваю я, какие песни сложат уста мои в твою честь, блаженная. Но от недостатка ума моего взываю к тебе, хваля твое величие:
“Блаженна ты, мать моя, госпожа хранительница молодости моей и заступница жизни моей,
блаженна ты, ибо ради великих подвигов и богоугодных дел стала ты обителью Святой Троицы,
блаженна ты, ибо, ограждаясь крестным знамением, разорвала ты сети дьявольские;
блаженна ты, мать моя и госпожа, ибо посеяла ты в борозды души своей семя доброго плода Христа;
блаженна ты, ибо слезами своими смыла душевные и телесные нечистоты;
блаженна ты, ибо милостыней нищим и страным, заслужила милость Бога;
блаженна ты, как хранительница сирот и утеха скорбящим, избавление обиженным;
блаженна ты, ибо Богу угодными молитвами помогаешь нам в сражениях;
[103] блаженна ты, ибо дети отечества твоего восхваляют тебя, радуясь;
блаженна ты, ибо вписано имя твое в книгу жизни;
блаженна ты, ибо вошла ты в собор многострадальных мучеников;
блаженна ты, госпожа и мать моя, неиссякаемый источник воды живой, питающей сады детей отечества твоего;
блаженна ты, ибо твоими молитвами укрепляются державы благоверных королей сербской земли;
блаженна и земля, что наполнилась маслом тела твоего;
блажен и святой храм, принявший блаженное тело твое;
блаженна ты, и опять говорю: блаженна, ибо я, грешный, твоими молитвами жду прощения грехов моих в день страшного суда”.
Вот хвалебные речи возлюбленного сына ее, короля Уроша.
После этого, сам благочестивый король, взяв на руки свои тело матери своей Елены и с преосвященным архиепископом Саввой, и с собором всясвященных епископов и игуменов пошел с псалмами и божественными песнями. И положили ее в приготовленную гробницу. Благочестивый король раздал многие милостыни нищим и страным, оказавшимся здесь при преставлении блаженной. С целым собором отечества своего, повеселев духовно и телесно, возвратился на свой престол. Остальные разошлись каждый своему дому, славя Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, и восхваляя память блаженной Христовой рабы.
И я, смиренный Данило, отдохнув в монастыре около двух дней, куда пришли многие дворяне сына ее благочестивого короля Стефана из Сремской земли 18 и учинили великий плач и рыдание над гробом блаженной. Сын ее, король Стефан, не мог прибыть из дальних земель на преставление блаженной и послал их [104] увидеть, что было и рассказать ему. Прошло время и христолюбивый сын ее король Стефан, загораясь Христовой любовью и вспоминая любовь матери, отправился из дарованной Богом державы, т.е. Сремской земли, со своими именитыми дворянами на поклон гробу матери своей благочестивой Елены. Придя в дом Святой Богородицы в Градце, где лежит тело блаженной, учинили великий плач и рыдание над гробом ее. И тут раздали многие дары и подношения дому пресвятой и гробу блаженной своей матери, и каждому человеку, живущему в монастыре, от малого до великого. Все возрадовались, возвеселились духовно и телесно. И так поклонился он в умилении сердца пресвятой иконе и гробу своей матери, блаженной Елены.
После этого, отправился он к возлюбленному брату своему, королю Урошу, который был тогда при дворе своем в Пауне 19. И тут, вместе наслаждаясь в Господе Боге своем сладкой, сердечной и дивной любовью, остался многие дни в неизъяснимом веселье. И были посрамлены те, кто мыслили зло, видя их изобильную любовь 20, а все те, кто любил их, радовались в Господе. И христолюбивый брат, король Урош, одарил его и дворян его многими драгоценными и избранными дарами, и отпустил его с великой славой к престолу его в державе Сремской земли.
Когда после такого расставания прошло время, Бог предобрый захотел, чтобы все люди пребывали в любви, и сказал: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 20). Именем Господним и Его любовью сердечной веры госпожа моя вразумилась, т.е. благочестивая и христолюбивая королева Симонида 21, дочь святого и великого и вселенского царя греческого Андроника, жена великого короля Уроша, говорила ему с молитвой: [105]
“Молю тебя, Господарь мой, прикажи мне отправиться к возлюбленной сестре моей и снохе твоей, благочестивой королеве Кателине 22. Было бы достойно нам увидеться и полюбить друг друга, подобно тебе и возлюбленному брату твоему. Если не откажешь моей просьбе и прикажешь мне отправиться к ней, то между вами любовь будет еще сильней, о, господарь”.
И христолюбивый господин мой, король Урош, ревнитель всякой верной любви, а это дело было по его душе, в сласть принял просительные речи ее и приказал ей ехать. Выбрав именитых своих дворян с их женами, которых уважал и любил как своих братьев, дал им все потребное и послал с женой своей благочестивой Симонидой.
И так отправились они с великой и дивной честью, так что все, кто смотрели на них, дивились им. Чудесно было видеть сопровождение, украшенное царскими одеяниями и золотыми поясами, жемчугом и драгоценными камнями, пурпурами царскими и багрянцами, полевыми цветами и многими другими красотами. Так ехали они со славой царской чрез все державы свои и приехали в славный град Белград 23 на берегу рек Дуная и Савы. И тут в большой соборной церкви митрополитской 24 поклонились чудотворной пресвятой иконе. И встретились с благочестивым королем Стефаном и женой его Кателиной, и была великая радость и веселье, когда настала благочестивая и неизъяснимая любовь.
Благочестивого короля Стефана 25 наперед известили о прибытии ее, и приказал он собрать все державы свои. Из угорской земли пришли, неся различные дары, достойные похвалы, и многими дарами удостоил благочестивую по царскому достоинству.
И после этого благочестивая королева Симонида договорилась с Кателиной поклониться гробу блаженной Елены. Сообщили они о своем разговоре благочестивому королю Стефану. Он обрадовался этому и выбрал славных дворян своих с их женами и послал их сопровождать благочестивую Кателину. И отправились Симонида и Кателина, радуясь в Господе, и неся великую любовь между собой. [106] Придя в дом Пресвятой Богородицы в месте Градац, поклонились пресвятой иконе и пошли к гробу блаженной и любовью исцелили его и оросили раку теплыми слезами. Дому Пресвятой Богородицы поднесли драгоценные дары и подношения и покрыли гробницу блаженной Елены золотыми плитами, одарив игумена и монахов, и тут утешились духовно и телесно. Отправились они к высокому королю Урошу 26. И великую славу учинил господин король при их возвращении, многие дни провели они вместе в великой славе и радости. А благочестивую королеву Кателину господин мой король Урош удостоил многими избранными дарами, а также и дворян возлюбленного брата своего короля Стефана, и отпустил ее со славой домой.
После преставления блаженной Елены прошло три года 27, и Бог явил свою быструю благодать, которую завещал избранным своим. Во сне явилась она одному из избранных монахов, говоря: “Не желаю жить в земной грязи, и приказал Бог, чтобы взяли мое тело из земных недр, и лежало оно пред лицом вашего боголюбия”. Услышав эту весть от старца, игумен и братия дома Пресвятой Богородицы как будто пробудились от сна, и обуял их страх великого ужаса, в тот же час послали гонцов к всясвященному епископу Рашскому Павлу и письменно сообщили ему о явлении блаженной, говоря:
“Господин наш и отец, поспеши прибыть к нам, увидели мы благодать Божью, которая случилась с госпожой нашей, и мы, грешные, обрадовались душой и сердцем, принося хвалу прославленному”.
И когда всесвященный епископ Павле услышал эту весть, наполнила его несказанная радость, и тот час отправился он к гробу блаженной. За время жизни блаженной Елены он был ей вместо телесного отца, был господином и учителем, и ему [107] завещала она такое знамение ее тела. Когда пришел он в монастырь, учинил он всенощное пение и великое славословие, а утром - все, что требует порядок. После этого сотворил он молитву над гробом блаженной, и был собран весь собор ее отечества, и так отворили раку, где было погребено тело ее в земле, и нашли его лежащим в росе, целое и невредимое, Божьей заповедью ничем не поврежденное. И едиными устами вознесли хвалу Богу Вседержителю. Достав тело ее с псалмами и надгробными песнями, распорядились сделать особый ковчег и, покрыв тело блаженной благоуханными маслами, положили его в ковчег, где лежит оно и до сегодняшнего дня вне дверей алтаря, пред иконой Владыки Христа, Который прославил память ее в бесконечных веках, удивляя умы всех тем, что удостоена она Господом толикой благодати.
Завершилось богоугодное житие в Господе блаженной и христолюбивой Елены, а преставилась она в месяце феврале, в восьмой день. Таковы были подвиги, и страдания, и терпения блаженной, и так приняла она (награду), как вы то слышали и видели. Хорошо, о, возлюбленные, да и нас Христос Господь Бог наш удостоит вечных благ, слава Ему и честь и поклонение вместе с Отцом и Пресвятым Духом.
Текст переведен по изданию: Данило Други. Животи краљева и архиепископа српских. Службы. Просвета. Српска књижевна задруга. Београд. 1988.
(Внесены незначительные поправки в переводе текста - Е.К.)
___________________________________
Жизнеописание святой Елены составил Данило Други, архиепископ с 1324 по 1337 гг. Оно вошло в состав сборника - "Жизнеописание королей и архиепископов сербских" или Данилов сборник, который получил название по имени своего основного автора, Данилы.
Есть мнение, что Житие Елены написано в качестве поддержки канонизации 1317 г. (Ч.С.Радойчиh “Архиепископ Данило II као книжевник”, Стари српски книжевници, Белград. 1942).
Комментарии
Отправить комментарий