Арсений Суханов (1600-1668 гг.): О чинех греческих вкратце


Греки пред обеднею часов отнюдь не говорят в церкви. – На Господьския праздники и святым величания никогда нигде не поют; избранных псалмов у них нету. А у сербов величания поют, избранныя псалмы у них есть, яко и на Москве. Греки же канонов в келье не говорят никоих николи ни Исусу, ни акафиста, но токмо часы едины. А сербы каноны Исусу и акафиста говорят по вся дни. – Греки не творят поставления патриарху, и архиепископу, и митрополиту, и архимандриту, игумену, и протопопу, архидиакону и протодиакону, но токмо епископу, и попу и диакону. – Греки в келье павечерницу говорят, толко псалмы одне, а канона "Воду прошед" отнюдь николи не говорят; а прощения на павечернице и на полунощнице нет же. 

После вечерни в церкви павечерницы николи не говорят, а изредка в паперти; павечерницу говорят в паперти псалмы же одне, а канона в октаи отнюдь николи же не поют на павечернице. – Литии на вечерни и на утрени заупокой николи не поют. – "Блажен муж" на вечерни, и "Блажени непорочни" и "Хвалите имя Господне" не поют николи, но просто говорят. – Псалтырь на вечерни и на утрени говорят на крылосе на налое на полночь, и на полдни и на запад лицем; а редко бывает среди церкви на восток, и то разве кто молодой чернец или мирской робенок; а старцы и чернецы все говорят на крылосе на налое не на восток. – Чтения николи на утрени не чтут никоих книг окроме Пролога, и то по шестой песни; а Пролог чтут на крылосе на налое, где каноны говорят, тут чтет, а не среди церкви чтут.

И в гостях, где патриарх бывает в миру, то ества рыбная и мясная стоит вместе блюдо на блюде разныя рыбныя ествы; и патриарх ест рыбныя, а иныя миряня, седя с ним вместе, ядят мясную. – Сказания никогда у патриарха не бывало в церкви, но токмо сказание было в пяток великий на часех, и то без патриарха. – Песни говорят по вси дни кроме Светлыя недели во весь год. – Как каноны носят по крылосам, конархают, и тогда песней не говорят, но поют запевы песней; такоже и на все Господьския праздники запевают песньми, а не имя праздника или святаго николи не поют запевов в каноне. 

В крещении все обливаются, а в купели не погружаются. – Греки в неосвященных церквах обедни служат; а в Ясах в Пекорицах в монастыре без антимиса служил поп обедню. – Патриарх, и вси митрополиты, и епископы и местныя и безместныя детей духовных мужей и жен сами исповедывают, и мирским попом исповедывати не волно никого. – А иныя чернцы и непострижены живут, а платье чернеческое носят и служат во дьяконех, а в потай и мясо ядят.

И свадбы венчают в монастырех черныя попы, иногда и сами владыки венчают кого честнаго человека.Митрополиты, сходяся, пьют табак дымной и носовой; и попы и чернцы вси, кто хощет, и в карты играют и шахматы, а патриарх то ведает. 

В среду и в пяток во весь год рыбы не ядят; а вместо рыбы ядят в среду и в пяток икру, раки морския и речныя, и что в раковинах мясо, и слизы рогатыя, и каракатицу, и иные гадины, и ежи морския. А говорят: что в том нет скверны. – Масло и вино то по вся дни неизменно ядят и в среду и в пяток и в посты окроме Великого поста; в Великой бо пост вина не пьют, а пиво и мед пьют невозбранно и в пост Великий. – Скимник поп и владыка служит, которой преж поставления посхимится; и патриарх Иеросалимский Феофан был схимник же. 

По монастырем приспевают на поварни еству женки цыганки вместе с мужиками; а начевать за монастырь ходят, а иногда и спят тут.Неженатых в попы ставят. – К патриарху Иеросалимскому боярыни, жены и девицы и черницы приезжают в келью и для всяких дел приходят. – Молебнов не поют никогда ни на какой праздник Владычен, и не знают того. – 

Патриарх, и митрополит, и архиепископы и епископы вси ходят без манатей; такоже и все архимандриты, и игумены и чернцы. – К патриарху кто бояр и боярынь приезжают на исповедь, и патриарх исповедывает их, седя у себя в келье; и по исповеди, положа на себя патрахиль и амофор, и говорит, стоя, над ним молитву; кающийся лежит пред ним преклонився. А в церкви не исповедываются, и евангелия и образа и креста с налоем не бывает: но просто седят в келье вместе, якоб некую беседу беседуют меж себя. И вси греки тако творят. 

Греки чернцы свитки носят белыя лияныя и кисейныя. Киевский митрополит на одной обедни ставит ставлеников 20 или 30 попов или дьяконов, колико их случится, всех ставит вместе и говорят: то де ведь все одно; якоже крестить многих мощно, тако и в попы ставить, то есть едино от седми таин церковных. 

Армяне и римляне и франки в церковь з греками вместе ходят; и на обедне патриарх им святыню подает с верными вместе. А в Ясах патриарх им на обедни и епископу армянскому святыню давал; и в келью к нему входит и с ними и пиет патриарх, как случится. В Ясах на водоосвящении Крещенской воды бискуп облачился с митрополитом Варламом молдавским. – К патриарху дохтур франский часто в келью прихаживал и лекарство от него патриарх приимал. – Греки миряне, и владыки и чернцы в немощи венецыйский терияк ядят целения ради; те терьяки не без мумии составляют. – Греки в церкви стоят в шапках, а иныя в чалмах и на обедни. – Греческие старцы на обедни на евангелие и на "Достойно есть" стоят, снем клобуки, в скуфьях; а на переносе и на "Со страхом Божиим" снимают и скуфьи с клобуками.

Хлеба Богородична на трапезе николи не действуют и чтения на трапезе николи не бывает. – На утрени, егда хотят, скорости ради первой час говорят тайно, но токмо "Христе, Свете" проговорят в слух, таж отпуст. – В келье и в дороге заутрени поют без Псалтыри и без канонов, но вместо канонов песни во Псалтыри говорят всегда неизменно и в Господьския праздники и в церкви во весь год окроме Светлой недели. – А патриарх Иеросалимский, дорогою едучи, в шатрех и в домех заутреню пел в три голоса: Псалтырь говорил един человек тайно, а другой человек тайно же говорил канон, а третий человек вслух говорил псалмы, и тропари, и песни и прочие все по ряду. – В церковь патриарх не всегда ходил к заутрени и к обедни; и в то место поет у себя в келье заутрению без Псалтыри и без канонов и часы.

К церкви патриарх, как похочет приити, не всегда к началу приходит, но как захочет; а сходит от заутрени, конца не дожидается же, как хочет, так и пойдет; а иногда побывал в келье, и опять приходит в церковь.К обедни редко приходит разве в праздник и в воскресной день; а часы поет у себя в келье сам. – Девятый час всегда поют с вечернею вместе. – Полунощницу говорят единогласно. – Лития на вечерни в праздник николи не поют: но поют тое литию на заутрени. – Начало вечерни "Приидите поклонимся" и "Благослови, душе моя, Господа", "Свете тихий" и "Сподоби Господи", и "Ныне отпущаеши" всегда патриарх говорит или иной кто всех болши. – А на заутрени в воскресной день или в праздник начинают заутрению, "Приидите поклонимся", таж "Услышит тя Господь" и прочее по ряду. А как не в праздник, то всегда неизменно говорят в начале "Трисвятое по Отче наш" и тропари, таж ектения, а дву псалмов не говорят; ексапсалмы говорит сам начальник или патриарх, такоже и "Тебе слава подобает" и "Христе Свете истинный". 

Обедню, аще и многии с патриархом власти, и попы и диаконы служат, а проскомидии все не действуют того, но токмо проговорят вход. И егда начнут от того времени. – Кутию к церкви приносят заупокой и в олтарь вносят: стоит в олтаре, а иныя в церкви. – Просвиры, которыя в церкви в лишке, дают на трапезу и ядят братья и миряне вместо хлеба. – Овощи, всякия ягоды, и яблоки, и виноград, сиречь гроздие, ядят, не дожидаяся августа 6 числа: но как что поспеет, так и ядят. А виноград, сиречь гроздие, августа в 6-м дне к церкви приносят и молитву над ним говорят, и с того дни и на трапезу станут носить; а в еству кладут виноград новой, не дожидаяся августа 6 числа, но до Троицына дни начнут в еству класть. А яблок не приносят на Спасов день, но гроздие едино, сиречь виноград; а яблоки как поспеют, так и ядят.

Патриарх Цареградский, и Алесандрийский, и Антиохийский и Иеросалимский в обедни говорят: "в первых помяни, Господи, всякое благочестивое епископство". – Митрополиты и архиепископы все в сакосах, но токмо епископы в ризах, служат. – А благословляют все епископы обема рукама. – А шапки святительския не на многих архиепископах и митрополитах, которым от древних благочестивых царей дано; а прочии все митрополиты и епископы без шапок. – Архимандрита в шапке у них ни одново нет. 

Греки на вечерни и на заутрени молитвы вечерния и утренния всегда говорят неизменно, аще не служити обедни, во свое время: вечерния на "Благослови, душе моя, Господа", а утренния на ексапсалмех. Александрийский, и Антиохийский и Иеросалимский патриарх святейшии, а не пишутся; токмо Цареградский патриарх, а прочии святейшими писатися не смеют от Цареградскаго патриарха.

АРСЕНИЙ СУХАНОВ (По изданию С. А. Белокурова, М. 1891 г.)

__________________________________

ДОПОЛНЕНИЕ:
Из беседы старца Серапиона с Афанасием, митрополитом Иконийским в 1666 г. мы узнаем, что "крестили" греки на момент Московского собора (1666-1667), учинившего Раскол в Русской Церкви, - обливательно! Следовательно, эти греки вообще не были крещенными, по правилам и канонам Церкви Христовой, и никакого права голоса на Русском соборе не имели!

(Взято из "Братское слово. Книга 4", стр. 623-624. Издание 1875 г.):




Комментарии