Священноинок Иов Тагильский из Нижнего Тагила

Нижний Тагил: вид на заводской пруд и Лисью гору. Офорт. XVIII в. 
Государственный Эрмитаж

Старый Керженец стал родоначальником многих скитов России. Оттуда на Урал в первой четверти XVIII века прибыл священноинок Никифор, принявший «исправу» от знаменитого отца Софонии. Уход с Керженца объяснялся тем, что, по подозрению о. Никифора, в последние годы старообрядцы Ветки и Керженца стали принимать под «исправу» священников, рукоположенных архиереями-«обливанцами». Желая соблюсти чистоту веры от «обливанцев», о. Никифор решился основать свое отдельное общежительство.

Он стал жить в Нижнем Тагиле, где начал принимать «вторым чином» приходящих из государственной церкви священников. Прожив там несколько лет, он перебрался на Яик, к казакам. Позже, в XIX веке, тагильские последователи о. Никифора, унаследовавшие от него чрезмерную подозрительность в отношении принимаемых священников, и вовсе отказались от священства, превратившись в безпоповцев-часовенных. Но тогда, на столетие раньше, на Урале часовенных не было, и сторонники о. Никифора были такими же поповцами, как и керженцы, и ветковцы, и не отделяли себя от единства Церкви, но только не всех ветковских священников признавали законными.

Одним из принятых о. Никифором в Церковь, когда в 1725 году о. Никифор приезжал навестить свою паству в Нижний Тагил, был и сей священноиерей Иоанн, который был «исправлен» через миропомазание. Родившийся во Владимирских пределах в новообрядческой семье, младенец получил имя в честь известного русского святого — блаженного (юродивого) Иоанна, устюжского чудотворца. Выучившись и повзрослев, Иван получил рукоположение во священники в господствующей церкви и только позже узнал о Великом расколе и убедился в правоте старой веры. Переселившись в Нижний Тагил, он был не только принят в лоно Церкви, но и пострижен во иночество с новым именем — Иов.

От о. Никифора священноинок Иов унаследовал руководство тагильским старообрядчеством. Он построил первую в Нижнем Тагиле старообрядческую церковь, которая имела первоначально небольшие размеры. В ней старец совершал богослужение и необходимые людям таинства и требы. Рядом с храмом были иноческие кельи, где проживали о. Иов с помощниками. Священноинок непрестанно вёл проповедь Христовой веры, утверждая людей во благочестии. 6 января и 1 августа он устраивал водосвятие на протекавшей близ часовни речке Рудянке, и на это торжество собиралось великое множество молящихся. Преподобный славился как безсребреник и щедрый податель милостыни: «творяше милостыню всем требующим и страсти сребролюбия отнюд не причастен», — как сообщает старообрядческая церковная история девятнадцатого столетия. Святой весьма любил нищих, особенно детей, и никогда не отпускал их без подаяния. Принимал он и приходящих от «новой веры» священников, имена некоторых из них сохранились. Так, он «исправил» священноинока Иакова, который возглавил уральское староверческое общество после кончины отца Иова...  

Дожив до глубокой старости в непрестанных иноческих подвигах — посте, молитвах, коленопреклонениях, ночных бдениях, — преподобный мирно преставился ко Господу 4 сентября 1741 г. Могила его находилась рядом с его обителью, у реки Рудянки. Она сразу же стала местом паломничества староверов, которые, видя чистоту жизни священноинока, почитали его за святого. В непосредственной близости от могилы стояла старообрядческая Свято-Троицкая часовня.

Крест на могиле священноинока Иова Тагильского в местечке "Голый камень". 
Фото Ильи Ермакова

Могильный холмик преподобного был обрамлен досками в виде двускатной домовины (голбца), с непокрытой серединой (отсюда желающие брали «земельку» для исцеления от болезней), «в ногах» был укреплен большой осьмиконечный деревянный крест с написанным изображением Распятия, «в головах» — деревянный аналой для чтения книг. Над могилой был сделан деревянный навес в виде малой часовни, «четырех аршин в длину и ширину». Ежегодно по нескольку тысяч старообрядцев из разных мест Урала приходили сюда 26 мая (в день ангела преподобного по его мирскому имени) для моления. Паломничество начиналось за 2-3 дня до 26 мая и заканчивалось через 2-3 дня после, но основная часть народа приходила в самый день памяти святого. Также и 4 сентября (в день преставления о. Иова) совершалось паломничество на святую могилу, хотя и не такое многочисленное.

Сюда приводили и приносили болящих, немощных, бесноватых в надежде получить исцеление. Землю с могилы преподобного смешивали с водою и пили как святыню. И приступавшие к святой могиле с верою получали облегчение от своих недугов и бед. Священники из большой часовни периодически проводили крестные ходы к Иовлевой могиле, особенно во время засухи и других «общественных бедствий».

Новообрядческий екатеринбургский архиерей в ноябре 1835 года донес о массовом почитании староверами могилы отца Иова в столицу, в Синод. Дело дошло до самого императора. Обеспокоенный «оказательством раскола», Синод 3 января 1836 года предписал архиерею секретно разведать о покойном старце Иове и о почитании его могилы староверами. Эти «секретные розыски» продолжались много месяцев; по-видимому, о них стало известно самим староверам, и они побоялись, что власть вскроет могилу преподобного и уничтожит мощи так же, как столетием раньше были сожжены мощи старообрядческих подвижников на Ветке. 

В ночь на 23 октября 1836 года могила была староверами вскрыта, обретенные мощи преподобного Иова, «нетленны и благоухания исполнены», вынуты из земли и перезахоронены в тайном месте, которое ныне утрачено. От властей этот секрет тщательно оберегался, но после того народ стал говорить о нетленности мощей старообрядческого подвижника. И хотя мощи преподобного были перенесены в другое место, паломничество к прежней могиле не прекратилось. Как чтут в Команах старую могилу святителя Иоанна Златоуста, хотя святые мощи его давно перенесены в Константинополь, так и уральцы продолжали почитать место прежнего захоронения преподобного Иова. Местные власти сначала хотели вскрыть могилу заново и убедиться в сохранности захоронения, но потом не стали этого делать, боясь народных волнений, так что секрет не открылся. 

В 1837 году главный начальник Горных заводов, чтобы отчитаться перед Петербургом, повелел исправнику установить караул у святой могилы, что и было сделано. Караул усиливался в дни памяти святого: к могиле никого не подпускали, землю брать не позволяли. Приходившие богомольцы молились каждый сам по себе, в отдалении… Прошли годы. Власти позабыли о могиле преподобного, и снова сюда стали приходить ежедневно староверы, а в дни нарочитой памяти святого Иова вновь собирались тысячи молящихся...

После революционных событий ХХ века это святое место было уничтожено безбожными властями: там был выкопан ров. Но память о преподобном Иове жива до сих пор.




ДОПОЛНЕНИЕ:

Свидетельства новообрядцев из РПЦ

Бесспорно, самым важным («главнейшим») святым местом округи считалась могила беглого иеромонаха Иова в Нижнетагильском заводском поселке. Есть основания предполагать, что эта могила почиталась тагильскими старообрядцами уже с середины XVIII в.

Местные власти (светские и духовные), которые, без сомнения, об этом знали, не обращали на действия староверов никакого внимания.Так продолжалось до середины 1830-х гг.

В ноябре месяце 1835 г. архиепископ Пермский Аркадий (Федоров) донес Св. Синоду, что «раскольники Тагильского завода с давнего времени почитают за праведника умершего беглого попа их Иова… Память его они совершают 29 мая, собираясь на могилу “из окрестных мест во множестве и служа панихиды; некоторые же берут с могилы его землю и пьют ее с водою, в чаянии от того получить укрепление здоровья и исцеление от недугов, разглашая, что Иов исцеляет недужных, приходящих к нему с верою на поклонение”».

Синод, заслушав сообщение Аркадия, предписал «разведать секретным образом: о происхождении попа Иова, о его образе жизни и смерти, о месте его погребения, о том, не устроено ли над его могилою чего-либо, когда и кем; с какого времени особенно началось на могилу его стечение народа и насколько многочисленно бывает такое стечение».

Донесение протоиерея Кириллова (РПЦ)

В апреле 1836 г. запрошенные сведения были собраны нижнетагильским протоиереем Кирилловым и отправлены в Петербург.

Кроме биографических данных об Иове, протоиерей сообщал, что около первой могилы позже были погребены еще три старообрядческих священника (два Петра и Архипп*). Над захоронениями как Иова, так и других попов, были устроены деревянные «голбчики» с прикрепленными к восточным концам деревянными крестами, на которых написано распятие и вмонтированы киотики, вмещающие несколько икон; к западному концу голбчика у могилы Иова приделан аналой.

Верх этого голбчика в прежние годы не был закрыт досками, чтобы можно было брать с могилы землю и уносить в свои дома как святыню, врачующую от болезней. Правда, позже верх голбчика был заколочен досками. Все четыре голбчика находились внутри деревянной часовни, имевшей в длину и ширину около 4 саженей.

Стечение народа на могилу Иова началось «со времен незапамятных и едва ли не с первых годов после его смерти; оно увеличивалось постепенно, по мере умножения поселявшихся здесь "раскольников" (кавычки - ред.).

Главное стечение народа бывает ежегодно 29 мая, в день, который "раскольники" по преимуществу посвящают памяти Иова, и в который в прежние годы попы их совершали из главной их часовни (Троицкой) на могилу Иова крестный ход и служили здесь панихиду…

"Раскольники" в день 29 мая с утра до вечера толпа за толпою стекались к часовне Иовлевой для моления; а грамотные из них обоего пола, с книжками в руках, каждый сам по себе, пели в полголоса заупокойный по Иове канон.

Таким образом, в течение одного этого дня на могиле его посетителей бывало не менее 3000 человек (в том числе не одних тагильских, но и смежного Выйского завода "раскольников", свободных от постоянных заводских работ, особенно женщин, а также приезжающих и приходящих на праздник этот во множестве из всех окрестных и даже Екатеринбургских заводов.

Такое стечение "раскольников" не ограничивалось одним этим днем, но начиналось дня за два до сего числа и продолжалось несколько дней и после, хотя и в меньшей степени. К могиле Иова, как в этот день, так и во всякое другое время привозили "раскольники" своих больных, в надежде испросить им свыше, чрез ходатайство Иова, исцеление, хотя и не скоро.

Кроме того, в прежние годы во время летней засухи или других общественных бедствий "раскольнические" попы совершали на могиле Иова крестные ходы и служили на ней молебны.

Поминовение по Иове совершалось еще 4 сентября, но немногими и уже не с такою торжественностью. По преданию, 4-е сентября было днем его смерти.

Что же касается главного поминовения в 29-е число месяца мая, когда св. Церковью совершается память Иоанна Юродивого, Устюжского Чудотворца, то основание для такого поминовения, по сохранившемуся между "раскольниками" преданию, заключается в мирском имени Иова».

Получив эту информацию и «усмотрев в действиях раскольников воспрещенное законом внешнее оказательство их раскольнических убеждений», Синод просил руководство МВД «обратить на действия раскольников начальственное внимание» и отреагировать как можно оперативнее.

Козни новообрядческих чиновников

Однако пока шла переписка между высшими инстанциями, инициативу проявил управляющий Нижнетагильским заводом Д.В. Белов, известный своим неприязненным отношением к староверам. Исполняя предписание начальства использовать для противодействия старообрядцам меры «кроткие и действенные», он приказал устроить неподалеку от могилы свалку нечистот.

А еще через полгода произошло событие, взволновавшее не только тагильскую общину старообрядцев, но и местные власти и заставившее уральских чиновников без указания начальства обратить внимание на староверов.

В ночь на 23 октября 1836 г. могила Иова была кем-то разрыта и снова зарыта. Тагильский исправник провел энергичное расследование, попутно запросив у конторы Нижнетагильских заводов информацию, в каком году умер Иов, под чьим присмотром находится кладбище, на котором он похоронен, в каком году и с чьего разрешения построена на кладбище часовня. Кроме того, исправник отправил людей по всему заводскому округу для производства розыска, не окажется ли где-нибудь свежих могил.

Главная контора Нижнетагильских заводов не замедлила ответить: «1) раскольнический поп Иов, как показал раскольнический старшина Савва Красильников, умер около ста лет тому назад; 2) кладбище, на котором похоронено тело Иова, находилось под присмотром раскольнических старшин, крепостных крестьян Тагильского завода: Саввы Красильникова, Родиона Сыроедина и кушвинского купца, проживающего в Тагиле, Петра Чеусова, 3) относительно того, когда и с какого разрешения на кладбище построена часовня, контора ответить не может, так как никто из старожилов этого, по давности времени, не помнит, но контора полагает, что часовня построена в давнее время на общественную сумму раскольников, 4) розыскание относительно свежих могил учинено старательно, но таковых не оказалось, 5) благонадежный караул к могиле Иова приставлен».

Попытка вновь раскопать могилу и освидетельствовать состояние останков не состоялась, так как исправник не решился на это «в виду волнений среди раскольников и ропота, начавшихся при одном предположении об этом разрытии».

Итогом дела стало очередное предписание исправнику «1) немедленно объявить с подпискою всем старообрядческим старшинам, что правительство запрещает собираться на могилу Иова толпами, к явному соблазну других; 2) потом пред 29 мая и 4 сентября, когда совершаются общие поминовения, вновь подтвердить им это запрещение с приличными увещаниями, 3) всевозможно затруднять стечение народа при содействии управляющих заводами, 4) какой же успех будут иметь все эти меры, о том донести».

И действительно, в течение нескольких лет на могиле Иова собиралось значительно меньшее число молящихся (300–500 человек, в основном женщин). В середине XIX в. наиболее активными «посетителями» могилы стали тагильские единоверцы. «На первых порах, по открытии единоверия, из Нижнетагильской единоверческой церкви совершались крестные ходы на кладбище, где был похоронен Иов. Впоследствии единоверцы, приглашая священников на могилы своих родственников для служения панихид, включали в свои помянники и имя Иова. Бывали случаи, что единоверческие священники по просьбе своих прихожан в день 29 мая совершали панихиды и при могиле Иова».

Где же мощи?

Завершая рассказ об этом святом для старообрядцев месте, необходимо упомянуть о попытке дискредитации личности Иова в глазах староверов, предпринятой священнослужителями официальной церкви в конце 1830-х – начале 1840-х гг.

Тагильские священники стали распускать слухи о том, что инок вовсе не был старообрядцем, а «был послан в здешнюю страну самим правительством – с целью обратить раскольников на путь истины».

Однако подобная деятельность миссионеров не привела к ожидаемым результатам. С 1860-х гг. старообрядцы возобновляют массовые паломничества на могилу Иова. Причем число собиравшихся здесь 27– 29 мая людей доходило до 2 000 126.

Этот факт позволил миссионерам утверждать, что прах Иова по-прежнему находится в могиле (иначе бы староверы сюда не ходили). Но, на наш взгляд, это предположение слишком оптимистично. Приведем некоторые доводы против него.

Во-первых, благодаря своим информаторам в разных властных структурах, староверы наверняка имели представление о готовящихся акциях, связанных с могилой Иова (в любом случае их должен был насторожить интерес к ней со стороны местного духовенства, открыто собиравшего сведения).

Во-вторых, весьма показательным представляется поведение старообрядческих старшин 1830–1840-х гг., допустивших, что святое место фактически без боя перешло к единоверцам (что легко объяснить, если предположить, что лидеры староверов отлично знали об отсутствии мощей в захоронении).

В-третьих, при этом по инициативе тех же старшин старообрядцы Тагила не позволили эксгумировать прах Иова (а зачем им скандал и новое расследование?).

В-четвертых, рост числа паломников-старообрядцев на могилу произошел лишь во второй половине XIX в., то есть когда с момента возможного перезахоронения останков Иова прошло около 30 лет (сменилось поколение).

В-пятых, посещение старой могилы паломниками приносило значительные доходы тагильским часовням и их наставникам («так как всякий приходящий считает своею непременною обязанностью спустить в кружку посильную лепту, а также купить свечку и поставить на могилу»).

Закончилась история одного из самых почитаемых уральскими староверами места уже в советское время, когда территория старого кладбища потребовалась для расширения производственных площадей промышленного предприятия. Однако не исключено, что настоящее захоронение Иова по-прежнему существует, вот только вряд ли кто может теперь указать, где оно находится.

О нижнетагильских древлеправославных подвижниках

Кроме могилы Иова, на нижнетагильском старообрядческом кладбище сохранялись и почитались захоронения черноризцев Геннадия и Иоасафа, а также черноризиц Манефы, Серафимы, Софии, Екатерины, Платониды.

Выйский завод. Еще об одном святом для тагильских староверов месте упоминал в своей работе, написанной в 1850-е гг., архимандрит Палладий. По сведениям, полученным от местных священников, в то время особым почитанием пользовалась могила инока Виталия на старом кладбище Выйского завода.

Однако в последней четверти XIX в. об этой святыне уже не сообщается ни в одном из миссионерских донесений. Напротив, о могиле о. Гурия, похороненного на правом берегу Выйского пруда (между речками Черемшанкой и Кедровкой), и о многолюдных молениях, которые ежегодно проходили там, еще в 1980-е гг. помнили старожилы.

Лайский завод. Здешние старообрядцы (вместе со староверами Лайских деревень) ежегодно ходили помолиться на могилах инока-схимника Германа и черноризца Мельхиседека.

Черноисточинский завод. По материалам, которые собрали миссионеры, в середине XVIII в. в поселке Черноисточинского завода проживал старообрядческий инок Георгий.

Он скончался в конце 1750-х гг. (память 23 апреля), но его могила на местном кладбище, по словам православных священников, и на рубеже XIX–XX вв. являлась «чтимым местом».

Неподалеку от Черноисточинска, на горе Молчанихе, было известно захоронение старца Варлаама.

На Иванов день (23 июня) черноисточинские староверы собирались также на могиле черноризца Ипатия, находившейся в окрестностях завода.

21 мая посещали могилу инока Никодима (в 8 км к югу от поселка, по дороге на Веселые горы).
______________________________

* Петр Никифорович, «рукоположен грузинским епископом», исправлен в Нижнем Тагиле священноиноком Феофилактом в 1770-е гг. Петр Федорович, «российского епископа хиротонии», появился в Нижнем Тагиле около 1798 г. Скончался в начале XIX в. Архип Семенович служил у тагильских старообрядцев в 1823–1835 гг.
_______________________________


Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев /часовенных XVIII – начала XX в. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 382 с.

Комментарии