Взаимоотношение Русской Церкви с Греческой после Стоглавого Собора


Неции из старонарядного единоверческого филиала РПЦ, в оправдание своего пагубного положения, любят приводить такой аргумент: "Ведь после Стоглава Русь не прекратила своего общения с греками, хотя они крестились троеперстием, так и мы состоим в старообрядческой унии с никонианами".

Здесь можно привести пример, как и с Толедским Собором (589 г.) о филиокве и разрыве общения с латынами только в 1054 году, так и самого настоящего грека, Максима Триво́лиса, и его труд о истинности двоеперстия вопреки греческому бесчестию, но интереснее всего бить ересь историческими свидетельствами, которые она сама и публикует.

В статье рассмотрено взаимоотношение Русской Церкви с Греческой после Стоглавого Собора. 

ЧАСТЬ I. КНИГИ ГРЕЧЕСКИЕ - ЕРЕТИЧЕСКИЕ

Н.Ф. Каптерев. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях (издание 1885г., стр. 299): «Русские хорошо знали, что греки черпают свою ученость, которой они так гордятся и превозносятся перед русскими в иностранных иноверных школах, что греческие книги печатаются в иноверных землях и что иноверцы вносят в их книги свои ереси. Все это русские знали из заявлений самих греков. В этом отношении особенно замечательна челобитная палеопатрасскаго митрополита Феофана, поданная им государю в 1645 году, после того как он исполнил поручение константинопольскаго патриарха и собора, которыми он был послан в Москву. В своей челобитной царю Феофан пишет: "буди ведомо державный царю, что вели есть ныне безсилие во всем роде православных христиан и борения от еретиков, потому что имеют папежи и лютори греческую печать и печатают повсядневно богословныя книги святых отец и в тех книгах вмещают лютое зелие - поганую свою ересь..."».

Прения Арсения Суханова с греками (издано братством св. Петра, Митрополита Московского в 1873 г.): «И патриарх послал по златоустову книгу и как принесли книгу Ивана златоустого в десть греческую, печатана в Венецыи в златоустове книге сыскали – писано глухо - повелевает крестообразно креститися, а как персты складать и того ничего неписано... (Греческий патриарх удивляется двоеперстию): Арсение, да откуду ж вы то взяли? ведь вы крещение приняли от греков... (А. Суханов говорит грекам): сказываете вы, что книги ваши греческие правят вам в Венецы и во англинской земли ваши православные гречаня, а то книга печатана в Венецыи... ино было довлеет вам те книги сожигать, а Государевы было вам книги не за что жечь, у нас Государь и царь благочестивой, ереси никакой нелюбит [и в его] государевой земле ереси нету...».

Прения Лаврентия Зизания с русскими справщиками (стр. 87 изд. 1859 г. по рукописи XVII века): «Лаврентиi рече: У вас де грѣческих правил нѣт. Мыж рѣхом ему: Всѣхъ греческих старых переводов добрых правила у вас есть, а новых переводов греческаго языка і всяких книгъ не приемлем, потому что Греки ныне живут в теснотах великихъ между невѣрными и по своих волях печатати имъ книгъ своих не умѣт, и для тово вводят иныя вѣры в переводы греческаго языка, что хотят; и нам таких новых переводов греческаго языка не надобны, хотя что и есть в них от новаго обычея напечатано и мы тот новой ввод не приемлемъ... (стр. 99) ... многия книги греческаго языка есть у нас старых переводов, а ныне к нам которые книги входят печатные греческаго языка и будет сойдутца с старыми переводы и мы их приемлем и любим; а будет что в них приложено ново и мы тѣх не приемлемъ, хотя они и греческим языком тиснуты, потому что Греки живут ныне в великихъ теснотах в неверных странах и печатати им по своему обычею невозможно».

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНЫХ КЛИРИКОВ ПРИНИМАЛИ К ОБЩЕЙ МОЛИТВЕ ПОСЛЕ "ИСПРАВЛЕНИЯ ВЕРЫ". БЛАГОЧЕСТИЯ У ГРЕКОВ НЕТ

Прп. Максим Грек (слово 2-е, о том же, к благочестивым против богоборца и пса Магомета; здесь же отчасти и сказание о кончине века сего):

«Куда не устремишь по вселенной мысленный взор, всюду видишь, что тьма нечестия измаильтян – противников христианства умножается и омрачает всех. Начавшись от времен Ираклия, царя греческого, оно продолжается и до сего времени, и достоверно, что и в последующее время, как я узнаю из Божественного Писания, пребудет, до самого явления богоборца-антихриста, которое уже не очень далеко, но находится как бы у дверей, как учит нас Божественное Писание, которое ясно говорит, что в восьмом веке будет устроение всех, то есть, греческая власть прекратится, начнется мучительство богоборца-антихриста, и настанет второе страшное пришествие на землю Христа Спасителя... Отступление же, то есть, отпадение народов от непорочной и правой христианской веры в различные богомерзкие ереси и к враждебному Xpистy агарянскому неверию, больше нынешнего можно ли ожидать когда-либо видеть или слышать? Где ныне просиявшие в благоверии и боголепной честности, красота и слава верных – в Иеросалиме, в Александрии, в Египте, в Ливии и Антиохии? Где та теплота и ревность божественная просиявших в посте в Ските, в Вышней Фиваиде и в различных странах и горах богоносных и равноангельных Отцев наших? Где возросшая в благоверии высота недосягаемая и похвала всех западных народов, святая, говорю, и апостольская Церковь древнего Рима? – Не все ли это ныне, как мы видим, или находится во власти безбожных агарян, или опустошено ими, иное же стало негодным и вполне непотребным по причине разных богомерзких ересей, начальником которых есть тот самый древний Рим, который прежде был светлейшим и знаменитейшим в благоверии и во всяком досточтимом знании и премудрости, а за ним и вся Италия? Пойди мысленным взором, душа, в Индию, в Ефиопию, во все концы вселенной, везде найдешь всякое безобразие и скверну всяких ересей. В иных местах увидишь и агарянское нечестие, прельщающим тамошние народы и привлекающим их к себе, различные восточные верные народы, в которых изначала засветился при божественных апостолах свет благоверия, который достиг и до нас, европейцев. Не все ли это, без малого, агарянская тьма, то уже привлекла к себе, то соделала негодным, стеснила и растлила душевно и постоянно растлевает различным способом? Но сказать ли большее всех бывших прежде на земли значительнейших перемен и происшествий? Где высота и безпримерная слава бывших во власти, славных премудростию, всякою добродетелию, благими узаконениями и православною верою христианских царей, царствовавших в славном и благочестивом граде Великого Константина? Где тот всемирный свет благоверия, который подобно солнцу просвещал всю вселенную чрез архиерействовавших в нем равноангельных святителей? Не все ли это уже много лет порабощено и подчинено измаильтянам? И нет нам ниоткуда никакого избавления, а напротив, касательно нас все приходит к худшему, а их положение делается все славнее".

Н.Ф. Каптерев. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях (издание 1885 г., стр. 157-159): «Если для русских священна обязанность давать приют и убежище гонимым на востоке братьям по вере, то уже никак не менее священна для них и другая обязанность: не допускать никаких перемен и изменений в своей вере и в своем благочестии. Русские не согласились признавать Иеремию московским патриархом единственно потому, что опасались, как бы с патриархом греком не перешли на Русь и греческия религиозныя особенности... Что же касается выходцев простых старцех из разных восточных монастырей, хотя бы и афонских, а также мирян-служивых людей, купцов и т.п., то с ними поступали ещё решительнее: их по-просту разсылали по разным монастырям под начало, как тогда выражались "для исправления их християнския веры", и только после этого исправления их веры, считали возможным окончательно поселить их в России. В 1626 году выехал на государево имя белый цареградский поп Власий и по государеву "и великаго государя святейшаго патриарха указу взят он для исправления хрестианския веры под начал на двор государя святейшего патриарха". И по этому случаю в приказной справке замечено: "а которые старцы крылошане и простые чернцы выезжали на государево имя к Москве, и, по государеву и государя святейшего патриарха указу, даваны были для исправления хрестьянския веры под начало..." 

В 1632 году в Москву выехали на государево имя два инока из Литвы и один инок грек. Старцам киевлянам велено было поместиться на подворье подле Богоявленскаго монастыря "и приходити к церкве в Богоявленский монастырь, а в церкови их не пущить, а пения слушать в трапезе или в паперти, а святыни им никакие не давать и крестом воздвизательным не благословлять и ко образом не прикладыватися..."».

Н.Ф. Каптерев. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях (издание 1885 г., стр. 353-354): «Те же самыя воззрения на греков и их благочестие выражает в своем путешествии и священник московской церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, Лукьянов, который отправился на восток для посещения святых мест 15 июня 1710 года и оставил нам описание своего путешествия... "Да откуда им и благочестия взять: грека книги печатают в Венеции, так они по них и поют, а Венеция папежская, а папа главный враг христианской веры; как у них быть благочестию? И откуда взять? Каковы им не пришлют книги, так они по них и поют. И так малым чем разнились с папежцы; а что пьют, едят, то все с ними вместе, а в церкви мы сами видели, что папежцы к грекам ходят, а греки к папежцам..." (Далее) он указывает до четырнадцати греческих уклонений от православной восточной церкви. Вот некоторыя из них: 1) греки в крещении обливаются. 2) Крестов на себе не носят. 3) Неистово крестятся, ни на чело, ни на плечо не доносят; махают семо и овамо. 4) В церквах стоят в шапках, как молятся не скидают, а стоят в стойлах гордо, искривя бок, и глядя не к иконам, а на стены. 5) Служат на одной стороне просфиры и то на черствой, а миряне у них не говев причащаются. 6) Патриархи, митрополиты и все духовныя играют в карты и шахматы и т.п.»

Павел Алеппский (ок. 1627-1669). Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века (выпуск 3-й, книга 7-я): «...в старину, когда к московитам приезжал архиерей или патриарх из греческих земель, они не допускали его к служению в своих церквах, полагая, что он осквернился от турок; а также, когда приезжали греческие купцы, их совсем не пускали в церкви, дабы они не осквернили их, будучи сами оскверненными. Ежели кто из них оставался во имя царя, женился и делался драгоманом, то священники ставили его, в течение 40 дней, вне церкви, в положении оглашенного, затем его помазывали миром и по прочтении молитв вводили в церковь...» В этом же обзаце Павел Алеппский, удивляется (ибо такого в его краях уже давно нет) и отмечает "набожность и верование" русских: «...когда приезжал к нему (к русскому царю) посол от турок и на приеме целовал полу его одежды, клал, в знак дружбы, правую свою руку на голову посла, и лишь только этот уходил, приносили воду и мыло, и царь умывал руки, полагая, что они осквернились от прикосновения к голове посла».

И нет, это не вымыслы русских "обрядоверов", а царь, гнушаясь даже прикосновением к еретику, поступил как св. муч. Галактион (память 5 ноября), принявши крещение, не целовал свою невесту Епистемию пока и она не примет крещения дабы не оскверниться (Макарьевская четь-минея, стр. 121).

ЧАСТЬ III. СВИДЕТЕЛЬСТВА ИЗ КОРМЧЕЙ 1650 г.

Лист 15 и оборот

Лист 26

Иеремий, патриарх константинопольский, подписал грамоты, изложенные выше!

________________________________________

Дорогой читатель, как ты мог заметить, падения благочестия Греческой Церкви подтверждается никонианскими исследователями, никонианскими путешественниками (Лукьянов пут. в 1710 г.), путешественниками т.н. «дораскольной» Руси, старопечатными книгами, а самое главное, самими же греками! Потому так нелепо упорствуют злостные еретики, анекдотично защищая тех, которые сами признались в своем поражении.

Хотелось бы сразу ответить на недоуменный аргумент, в виде выписок о благочестии греческом из Большого Катихизиса, Книги о Вере, Книги Кириловой - это всецело относится к тому времени, когда Греческая Церковь действительно не растеряла веры православной. С таким же успехом можно было бы оправдать и римскую церковь, ибо похвалы о ней содержатся в:

1. Поучительном Евангелии в неделю 18, слово 38.
2. В книге Феодора Студита, часть 2, письма 12, 13, 63.
3. В книге «Апостол», напечатанной во времена патриархов Иосифа и Никона. В зачале 79 пишется следующее: «Первое убо благодарю Бога моего Исуса Христом о всех вас (римлянах), яко вера ваша возвещается во всем мире».

Комментарии