Житие преподобных отец наших Нифонта, Серапиона и Авраамия Кожеезерских (память 27 июня/10 июля)


Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви на основании материалов, представленных комиссией по канонизации, торжественно определил прославить и благословить общецерковное почитание следующих угодников Божьих, благочестивыми трудами и духовными подвигами своими укрепивших, распространивших и прославивших истинную веру Христову, - преподобных отец наших Нифонта, Серапиона и Авраамия Кожеезерских (конец XVI в.). День памяти 27 июня (10 июля).

Преподобные отцы Нифонт и Серапион Кожеезерские

Сии святые преподобные отцы являются начальными старцами славного впоследствии Кожеезерского Богоявленского монастыря. Если о преподобном отце Серапионе мы имеем некоторые сведения, то о священноиноке старце Нифонте мы знаем очень мало. По монастырскому преданию, свой подвиг отшельничества на Кожеезере стал нести блаженный старец Нифонт с 50-х годов XVI века. Кто он был и откуда, сие осталось неведомым, но то, что старец Нифонт был жизни святой и духоносной, об этом свидетельствует благой плод его иноческого наставничества. 

Святой Серапион - первый устроитель Кожеезерского монастыря. О сем же святом муже Серапионе мы имеем следующие сведения. Был будущий святой отец Серапион родом из Казанского ханства и носил имя Туртас, и по своему происхождению относился к людям знатным и благородным, к мурзам (князьям) татарским.

Случилось так, что после взятия Казани войском царя Иоанна Грозного попал сей князь Туртас в плен и был определен на жительство к боярину Захарию Плещееву, в доме которого он и просветился Святым Крещением, став рабом Божиим Сергием. По некоторому времени познав суетность мирского пребывания, оставляет сей Сергий боярский дом и в поисках спасительной пустыни отходит в дальние края. По воле Божественного Провидения, после многих странствий, приходит сей взыскующий Горнего Мира, раб Божий Сергий на Кожеезеро к старцу отшельнику Нифонту и принимает от него мнишеский постриг, становясь с тех пор – Серапионом. 

К двум отшельникам вскоре стали приходить и другие ревнители духовного подвига, и так составилась братия Кожеезерской обители. Видя умножение братии, блаженный старец Нифонт отходит в Москву ходатайствовать об устроении обители, но Бог судил ему иначе, и первоначальный старец Нифонт преставился в неведомом для братии месте. 

Не дождавшись своего первого старца, начальническое бремя принял на себя преподобный отец Серапион, который столкнулся со многими испытаниями и тяготами в деле устроения обители. Но милостью Божьей все невзгоды были преодолены, и по некоторому времени уже сам отец Серапион отошел в Москву ходатайствовать об учреждении обители на Кожеезере. Святой благоверный царь Феодор Иоаннович благосклонно принял сие прошение, дав нарождающейся обители многие милости и подаяния. С той поры Кожеезерская обитель стала сиять благочестием и прирастать иноками и храмовым благолепием.

В 1613 году постриженик Кожеезерского монастыря инок Боголеп Львов, впоследствии ревностный защитник Древлеправославной Веры, написал Житие о его первых старцах — строителях, преподобных отцах Нифонте и Серапионе.

Память преподобного отца Серапиона Кожеезерского с давних пор зафиксирована в рукописных Святцах, в том числе и в древлеправославном месяцеслове под 27 июня (10 июля н.ст.). Так как памяти преподобного отца Нифонта Кожеезерского в рукописных Святцах не значится, полагаем, что возможно установить им общее празднество под 27 июня.
____________________________


Преподобный отец Авраамий Кожеезерский (? — +1634 г.)

Сей преподобный отец, возжелав иноческой жизни, пришел из неведомого нам места в нарождающийся северный монастырь к преподобному отцу Серапиону Кожеезерскому. Отец Серапион, после должного испытания послушника, постригает его в монашество с именем Авраамий. Из исторических и житийных источников нам известно, что отец Авраамий вместе со своим наставником отцом Серапионом ходили в Москву по делам нарождающейся обители.

Святейший Патриарх Иов тогда назначил преподобного отца Серапиона строителем Кожеезерского монастыря, а его ученика Авраамия рукоположил во иеромонаха и благословил освятить первый построенный в обители храм в честь Богоявления Господня.

В 1608 году Митрополит Новгородский Исидор поставил Авраамия во игумена Кожеезерского монастыря, так как устроитель обители отец Серапион последние 3 года жизни провел в строгом затворе. 

По ходатайству отца Авраамия Кожеезерскому монастырю была пожалована река Кожа от озера до впадения в реку Онегу, что значительно облегчило существование монастыря, в котором братия нередко голодала. Отец Авраамий сам часто бывал на полевых работах, вместе с братией трудясь на самых тяжелых послушаниях. Перед кончиной Авраамий принял схиму и был погребен рядом со своим учителем преподобным отцом Серапионом.

Время местной канонизации Авраамия Кожеезерского неизвестно, но в «Описании о российских святых» (кон. 17- начало 18 века) свидетельствует о почитании преподобного Авраамия, как и других Кожеезерских отцов как «новых чудотворцев». Возможно, их местная канонизация совершилась в 1648-1652 гг. при Новгородском Митрополите, впоследствии печально известном Патриархе Никоне, который в 1634-1646 гг. жил в Кожеезерском монастыре и даже 3 года был его игуменом. Кроме того, Авраамий Кожеезерский в лике преподобных отцов упоминается под 27 июня в древних рукописных Кайдаловских святцах конца XVII века.

Кожеезерский монастырь


Комментарии