ПО МЕСТАМ БИБЛИИ: Харран – город древнего царства Мари


Город Мари, столица одноименного древнего царства, когда-то соперничал с Шумером и Аккадом и контролировал все торговые пути, шедшие из Южной Месопотамии в Анатолию. Во многих местах были обнаружены восторженные сообщения путешественников, посетивших Мари и прославлявших красоту города, гостеприимство его жителей и образцовый порядок в стране. Так, царь финикийского города Угарита послал своего сына в Мари, и тот подтвердил, что даже самые красочные описания бледнеют перед действительностью.

Понятно, что такого рода сообщения лишали археологов сна. Но где находился этот таинственный город? Из клинописных текстов следовало только, что он должен располагаться где-то на половине пути между Вавилонией и Средиземным морем. Однако первые попытки обнаружить город окончились неудачей. 

И тут помог случай. Летом 1933 года бедуины, копавшие могилу для своего умершего собрата между Мосулом и Дамаском на холме Телль-Харири, расположенном на берегу Евфрата, вдруг нашли загадочную каменную статуэтку, которая на вид была очень древней. Узнав о находке, французский археолог Андре Парро поспешил туда и в 1934 году начал систематические раскопки. Едва ли найдется какое-либо другое археологическое предприятие, которое привело бы к такому молниеносному и значительному успеху, как раскопки Мари. Первой же находкой, сделанной учеными, стала еще одна статуя — длиннобородый мужчина в одежде из шкур, правое плечо открыто, на плече — надпись клинописью: «Ламги-Мари я, царь Мари… Великий жрец-правитель бога Энлиля, который посвящает свою статую Иштар». Таинственный город, столько лет «ускользавший» от археологов, был открыт, что называется, с первой лопаты! Это стало одним из самых сенсационных открытий французской археологии.



Эта новая находка произвела колоссальное впечатление. О существовании в древности государства Мари, правда, было известно и ранее, но никому не удавалось установить, где оно находилось. В XVII веке до н.э. страну завоевали вавилонские войска и сравняли ее столицу с землей, так что от нее не осталось и следа. Дальнейшие поиски Парро подтвердили, что под холмом находятся развалины столицы Мари. Были обнаружены холм, жилые дома, крепостные стены, зиккурат и прежде всего великолепный царский дворец, построенный в третьем тысячелетии до н.э., дворец состоял из двухсот шестидесяти комнат. Крупнейшей находкой оказался царский архив, состоящий из тридцати трех тысяч шестисот табличек с клинописными текстами. Из этих табличек мы узнали, что население Мари составляли племена амореев (семитов). 





В состав государства Мари входил также город Харран, причем именно в тот период, когда туда прибыла семья Фарры (примерно XIX столетие до н.э.). В 1957 году город Харран был раскопан британским археологом Дэвидом Райсом.



Лингвистический анализ клинописных табличек из Мари доказал, что евреи по своему происхождению были очень близки к амореям и даже составляли одну из этнических ветвей, которая носила название арамеев. В древние времена от Персидского залива двигалась в северном направлении мощная волна миграции семитских племен, известных под названием амореев. Их безудержный поток продвигался вверх по Евфрату, вытесняя шумеров, и занял почти всю Месопотамию. На развалинах покоренных маленьких государств амореи создали многочисленные собственные государства, которые в конце концов сплотил в единую крепкую Вавилонскую державу самый выдающийся из аморейских царей – Хаммурапи. В переселении семитских племен, несомненно, принимали участие и евреи. Об этом свидетельствует факт, что первоначально они жили в Уре, а потом переселились в Харран – город, населенный амореями. Но и здесь часть еврейского племени долго не задержалась. Примерно в 1850 году до н.э., когда орды арьев с боями продвигались по индийской земле, а на Евфрате амориты положили начало Вавилону, толпа пастухов в пестрых одеждах, подгоняя овец и коз, двигалась по дорогам Сирии. Пастухи шли из Харрана, направляясь в Ханаанскую землю. Этих людей возглавлял вождь (или шейх) Авраам. Их было немногим более трехсот человек, и уход их едва ли привлек большое внимание. В те тревожные годы многие семьи покидали насиженные места и отправлялись на поиски новых земель.

Между тем, это внешне неприметное событие открывало новую главу в истории всемирного Богоискательства.

И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).

Бог вмешался в дела людей, избрав одного человека, — Аврама, который за свое послушание Богу получил имя АВРААМ. Когда Авраам был в Харране, Бог Яхве повелел ему оставить родину и семью и идти в чужую землю. Бог пообещал благословить Авраама, а через него все семьи земли. Послушание Авраама показывает, что он оставил идолопоклонство ради поклонения единому Богу Яхве. Там в Харране умер его отец. Оттуда Бог призвал Авраама выйти, он вышел с племянником Лотом и отправился в землю Ханаанскую - Израиль. Авраам ушёл из Харрана в землю Ханаанскую, когда ему было 75 лет. Когда он прибыл в Сихем, находящийся в нагорной стране Ханаана, Господь пообещал ему, что эта земля будет принадлежать его потомкам.


Чтобы взять жену раб Авраама из Ханаана отправился на родину Авраама в Месопотамию, в город Нахора. У Нахора родился там сын Вафуил. У Вафуила родилась дочь Ревекка и сын Лаван. Ревекка стала потом женой сына Авраама Исаака.

Позже Лаван пошел по пути Авраама, но не до конца, а пришел он в Харран, где был похоронен его прадед Фарра, там остался жить и родил дочерей Лию и Рахиль.

Туда же в Харран убегал потом сын Исаака Иаков, где взял в жены дочерей Лавана - Рахиль и Лию.

Материал взят из разных источников интернета

Комментарии