Праздник Успения Божией Матери
Слово митрополита Филарета (Вознесенского)
Из евангельского повествования о том, как совершилось преславное событие благовещения Божией Матери знаем, что в ответ на благовестие Архангела Гавриила, о том, что Ей предназначено соделаться Матерью воплощенного Бога Слова, Преблагословенная Дева смиренно ответила: "се раба Господня. Буди мне по глаголу твоему", совершенно предавая себя в волю Господню.
Но вот, Она у праведной Елизаветы. И праведная Елизавета, в первый раз именует Ее тем названием, каким потом будут ублажать Ее миллионы и миллиарды верующих людей. Праведная Елизавета говорит: "Откуда мне сие да прииде Мати Господа моего ко мне", Матер Божия пришла ко мне! И теперь все роды христианские славят Ее, как Божию Матерь.
Успение совершилось… и вскоре после этого, через несколько дней, собравшиеся апостолы вдруг увидели на воздухе, сияющую небесным светом, окруженную благоговейно предстоящими и припадающими ангелами Преблагословенную Деву Марию, уже как Царицу неба и земли. И Она милостиво им обещала, что всегда будет с ними неотлучно.
Началась ее вечная божественная слава, равной которой нет. Никто из земнородных не прославлен, не возвышен, не превознесен так, как Матерь Христа Бога. Когда мы великих угодников Божиих молим о заступлении перед Богом, то просим, чтобы они молили Бога о нас, но к Ней мы обращаемся, как к всемогущей Царице: "Пресвятая Богородице, спаси нас". И Церковь, в нынешний великий и славный день ее торжества говорит о Ней так: "в молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное (верное, неизменное) упование гроб и умёрщвление не удержаста".
Слова "в молитвах неусыпающую Богородицу" — указывают на то, что ее молитва творится беспрестанно — молитва о мире, молитва о нас; мы знаем, что Господь усыновил Ей Иоанна Богослова, великого апостола любви, а в его лице — весь род человеческий. Поэтому, как мы ни грешны и как мы ни недостойны, мы радостно говорим, что Она Матерь рода человеческого, и Небесная Матерь каждого из нас.
Если земная мать, когда ее спросили кого из детей она больше любит, показала на свои пальцы и сказала: "какой палец ни отрежь, одинаково больно", так и небесная Царица и Матерь наша, о каждом из нас болезнует душой, каждому из нас желает спасения вечного, и о всех нас молится.
Не забудем же того, что ее покров божественный покрывает всех нас, и что непрестанно возносится к престолу Божией славы молитва "в молитвах неусыпающей Богородицы…" Аминь.
Преблагословенная Дева Мария, совсем еще юная Дева, глядя своим вдохновенным взором вперед и провидя Свою будущую славу и величие, ответила по вдохновению от Духа Святого, что Господь призрел на смирение рабы Своея, но тут же добавила: "се бо отныне ублажат Мя вси роди" и — далъше — "яко сотвори Мне величие Сильный и Свято Имя Его".
Дальше, Она уже забыла о Себе. Она говорит только о Божием величии, о том, что "милость Его в роды родов, боящимся Его", и дальше в прекрасных, глубоких и поэтических выражениях описывает действия всеблагого промысла Божия, в жизни людей. Но что мы видим в ее дальнейшей жизни?
Она предсказала, что будут ублажать Ее все роды, предсказала, что сотворил Ей величие Сильный, и однако же, мы видим, как верна была Она в земной Своей жизни смирению Своему. Смиреннейший жребий избирает Она во всем. Ведь мы не можем не обратить внимания на то, что в книге Деяний Апостольских, где так много говорится о проповедей великих благовестников Петра и Павла и других Апостолов, о Ней упомянуто только один раз, как будто бы мимоходом, и больше упоминаний о Ней нет. Несомненно, так было по ее личному желанию, быть может по ее прямому повелению св. апостолу Луке, который писал книгу Деяний и который, конечно, много бы о ней написал, если бы ее смирение не воспрепятствовало этому. И вот так, в смиренной доле Своей, Она ожидала конца.
В ее жизни, на ее долю, выпали такие скорби, перед которыми наши скорби кажутся какими-то игрушечными. Чего Ей стоило то, что Она видела и слышала, когда ее Божественного Сына, взбунтовавшиеся жители Назарета повлекли на вершину горы и хотели сбросить Его оттуда, чтобы Он разбился на смерть. Господь тут применил Свою всемогущую силу и удалился невредимым, но Божия Матерь страшно пережила эту опасность Своим Материнским сердцем. Она постоянно видела, какой тяжкий крест несет ее Сын, в каких условиях приходится совершать Свое служение Ему, преследуемому по пятам злобою, завистью и сатанинской ненавистью Его обезумевших врагов. И стояла Она под конец уже у креста Его, когда по грозному предречению Симеона Праведного "оружие проходило ее душу". Дальше светлая радость Его воскресения, но вскоре же разлука с Божественным Сыном, Который вознесся на небо. И хотя Она знала Его слова, что Он пребудет с нами до скончания века, но ее материнское сердце было однако же лишено непосредственного лицезрения возлюбленного Сына на многие годы.
Комментарии
Отправить комментарий