Никита Михалков: Голый царь
Сиквел «Утомленных солнцем» стал громким провалом, а его режиссер Никита Михалков кажется сегодня неудачным сиквелом самого себя.
Кшиштоф Квятковский (Krzysztof Kwiatkowski)
Не слушайте всю эту ерунду, которую люди рассказывают, просто внимательно смотрите мои фильмы. Я не шовинист, а патриот, и никто не запретит мне любить родину, говорит Никита Михалков, ударяя по столу рукой с огромным перстнем. Время от времени он раскатисто смеется, громче всего, когда говорит о критических голосах в свой адрес: "Мне не нужна критика, я сам знаю, что делать. Когда я смотрю, кто меня очерняет, я понимаю, что движусь в верном направлении. После первой части "Утомленных солнцем-2 «я попросил наших писак приберечь немного грязи на вторую». Вторая часть — это «Утомленные солнцем: Цитадель», которая выходит сейчас на польские экраны. Михалков вернулся к награжденному Оскаром фильму 1994 года, создав пятичасовой диптих, который должен был стать делом всей его жизни. Самая дорогая российская кинокартина в истории с премьерой в Кремле и бюджетом в 55 миллионов долларов оказалась невероятным провалом как с финансовой, так и с художественной точки зрения. Критики не оставили на ней сухой нитки, а зрители не хотели покупать билеты. Следующие скандалы убедительно продемонстрировали, что царь голый.
Бездушная картина
«Я вспоминаю сотрудничество с Михалковым, — рассказывал мне Рустам Ибрагимбеков — сценарист, с которым режиссер писал, в частности, "Утомленных солнцем", "Сибирского цирюльника" и "Ургу". — Но это уже в прошлом. Я не принял предложение по работе над "Утомленными солнцем-2″. Я не верил в этот проект, считая, что невозможно реанимировать старую историю, да еще такую, в которой почти все герои в конце умерли».
У Михалкова таких сомнений не было. Он не только снял сиквел, сыграл в нем главную роль, но и сам выступил продюсером. «Такой фильм сейчас нужен, — объяснял он. — Я вижу вокруг молодых людей, которые чувствуют себя несчастными, потому что получили от родителей слишком маленькую квартиру. И это проблемы? Нужно показывать экстремальные ситуации, чтобы зрители оценили свою будничную жизнь. Поэтому я снял сцену с мужчиной, который идет четыре километра с поля боя в деревню, неся в чемодане свои кишки».
Фильм «Утомленные солнцем» был горькой драмой о сталинизме 30-х годов. Сейчас режиссер перенес зрителей на фронт Второй мировой войны. Выясняется, что Котов, приговоренный к расстрелу герой гражданской войны, выжил. Теперь он сражается в рядах Красной армии и ищет дочь, которая стала медсестрой. Режиссер рисует жуткий пейзаж поля боя: самолеты, стрельба, взрывы, обуглившиеся тела и окровавленные культи. Лента изобилует дешевыми, нарочитыми символами. В первой части сиквела от разрушенной попаданием бомбы церкви остается только одна икона, а красивая санитарка отдается смертельно раненному молодому солдату, чтобы перед смертью он познал физическую любовь. Во второй части в самой гуще военных действий во время бомбежки на грузовике начинает рожать женщина. Когда ребенок появляется на свет, камера показывает общий план: грузовик оказывается единственным уцелевшим в море взрывов местом.
Плохой политик
«Когда снимались "Утомленные солнцем-2″, я даже не читал сценарий, — рассказывал мне брат Михалкова Андрей Кончаловский. — Когда он пересказывал мне фабулу, я сделал несколько замечаний. Но Никита болезненно относится к моим комментариям. В России мало кто осмеливается критиковать его в глаза. Он мой младший брат, иногда мне приходится его одергивать. Может быть, из-за этого он меня избегает?» Кончаловский шутит, что братья разделили сферы деятельности: он занимается развлечением, а Михалков искусством. После вопроса о новом произведении брата Кончаловский на минуту замолкает «Он прекрасный художник, но плохой политик. Я пытаюсь сказать ему, что эти две роли несовместимы. Он очень чувствительный человек и, видимо, поэтому пытается казаться таким жестким», — говорит он потом.
В восприятии россиян Михалков все чаще предстает не политиком, а неофициальным рупором Кремля. Он обожает фотографироваться со своим другом Владимиром Путиным: за чаем, с ракеткой на теннисном корте, на приемах. К 55 дню рождения президента режиссер сделал о нем практически агиографическую телевизионную программу, а потом вместе с известным скульптором Зурабом Церетели написал Путину письмо с просьбой остаться в президентском кресле еще на один срок. Когда Михалков снимал документальный фильм о премьере-реформаторе начала XX века Петре Столыпине, он сравнивал его с нынешним лидером России.
«Я очень ценю, люблю и уважаю Владимира Путина, — говорил мне Михалков. — Это настоящий мужчина, самостоятельный человек, который в полной мере отвечает за свои слова и действия. Он один из немногих, кто способен взять на себя ответственность за массы и противостоять превратностям судьбы, а когда нужно, проявить сочувствие и пробудить в людях чувство солидарности. Когда утонула подводная лодка "Курск", он поехал на место трагедии, чтобы встретиться с женами погибших моряков. Наши хорошие отношения помимо личной симпатии строятся на том, что я никогда не просил у него ничего для себя. И Владимир это ценит». Когда я спросил, может ли художник позволить себе настолько близкий контакт с властью, Михалков ответил: «Честное слово, и Владимир, и я — мы гетеро». «А доверие общества?» «Хорошего лидера следует поддерживать», — отрезал режиссер, который как глава Союза кинематографистов в апреле 2012 года обращался к Путину в официальном письме: «Современное отечественное искусство деструктивно: оно не только не вызывает у человека чувства любви к своей родине, ближним и дальним, но в принципе убивает желание жить, работать и растить детей в России».
Дерьмо с бриллиантами
Неудивительно, что значительная часть кинематографического сообщества относится к Михалкову сдержано. Самые интересные российские режиссеры — Сергей Лозница, Иван Вырыпаев, Борис Хлебников или Алексей Попогребский создают скромные картины, которые рассказывают о буднях россиян, живущих далеко от Москвы, о наследии советской ментальности, нищете, отсутствии перспектив. «Я не отношусь к таким авторам, которые ездят с охапкой золотых часов по фестивалям и рассказывают о глубинах русской души, — объяснял мне Лозница. — Я не делаю фильмов о великой имперской стране. Меня интересуют только люди, с которыми я познакомился. Из их историй складывается мой рассказ о жизни между Петербургом и Волгой».
Михалков тоже видит мрачные стороны российской жизни. «У нас много крайностей. Мы не умеем жить по принципу золотой середины, достигать гармонии. В Москве активное движение на улицах начинается в четыре утра. Во всем этом нет никакого порядка. Моя страна — это вулкан, в котором смешиваются добро и зло, дерьмо с бриллиантами. Это прекрасное, но опасное состояние».
Острую реакцию режиссера вызывают, однако, претензии западных журналистов к несовершенствам российской демократии. Михалков говорит о том, что коррупция есть всюду, а единственное, что его беспокоит — это пассивность россиян, которую они вынесли из предыдущей эпохи. Свою миссию он видит в том, чтобы вывести соотечественников (а заодно и других режиссеров) на верный путь. Возглавляя Союз Кинематографистов, он управляет кинематографом в духе собственных принципов. Около ста членов покинули эту организацию, обвиняя Михалкова в тоталитарных методах управления и «заседаниях» в Кремле. Часть кинематографистов, среди которых оказались Алексей Герман, Александр Сокуров и Рустам Ибрагимбеков, создали собственное объединение. «Легко привлекать к себе внимание, оскорбляя уважаемых людей», — пожимает плечами Михалков и перечисляет, сколько бунтовщиков не платило членские взносы, а сколько не соблюдало необходимые формальности.
Очередной скандал разразился, когда обладатель Оскара за фильм «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов, входивший в состав российской комиссии по отбору картин на эту премию, потребовал, чтобы Михалков отказался от выдвижения своего произведения «Утомленные солнцем: Цитадель». Меньшов счел неприличным, что один из крупнейших российских режиссеров, а, вдобавок, член комиссии, продвигает собственный фильм, и напомнил о разгромных рецензиях критиков и плохих кассовых сборах. Усилия были тщетны: картина была выбрана и, разумеется, провалилась. Несмотря на рекламу, размах, и громкую фамилию создателя она не попала даже в шорт-лист.
Между тем внутри страны позиция Михалкова остается стабильной, что подтверждает и он сам: «У меня есть власть и контакты. Я умею найти финансирование даже для такого масштабного проекта, как "Утомленные солнцем-2″. У нас, в России, говорят, что полжизни человек работает на фамилию, а полжизни — фамилия на человека. Но это еще не повод, чтобы называть меня тираном».
Слушая подобные заявления, легко забыть о том, кем когда-то был Никита Михалков. Это один из интереснейших европейских кинематографистов, лауреат и трехкратный номинант Оскара, обладатель призов Венецианского и Каннского фестивалей, автор пронзительных картин о российской идентичности на фоне хаоса XX века. Однако в последнее время создается впечатление, что друг Путина сам хоронит свою легенду. И очень в этом преуспел.
Комментарии
Отправить комментарий