Блаж. Августинъ, еп. Иппонійскій (†430 г.): О единеніи между братіями и любви между ближними


Блаж. Августинъ, еп. Иппонійскій (†430 г.): О единеніи между братіями и любви между ближними

1. Первое чтеніе Божественныхъ словъ изъ книги, которая называется «Проповѣдникъ» (Ecclesiasticus) [2], указываетъ три нѣкоторыя достойныя вниманія превосходства: любовь между братьями, любовь между ближними и мужа и жену, въ согласіи живущихъ. Блага эти, конечно, пріятны и похвальны и въ человѣческихъ дѣлахъ, но гораздо болѣе похвальны они въ дѣлахъ Божественныхъ. Потому что кто не радуется согласію между братіями? Но о томъ нужно скорбѣть, что это столь великое качество рѣдко наблюдается у людей. Всѣ его хвалятъ, но весьма немногіе обладаютъ имъ. Счастливы, которые въ себѣ самихъ имѣютъ то, что вынуждаются хвалить даже въ другихъ. Всѣ хвалятъ въ согласіи живущихъ братьевъ. Да и почему трудно жить братіямъ въ согласіи? Потому что препираются о землѣ и хотятъ быть землею. Еще отъ начала сказано было человѣку — грѣшнику: земля еси и въ землю отыдеши (Быт. 3, 19). Отсюда же мы можемъ заключить и о словахъ, которыя долженъ услышать праведникъ. Если справедливо грѣшнику сказано: земля ты и въ землю возвратишься, — то справедливо и праведнику говорится: небо ты и на небо возвратишься. И развѣ праведники не суть небеса, когда объ апостолахъ весьма ясно сказано: небеса проповѣдаютъ славу Божію? А что именно о нихъ сказано здѣсь, въ этомъ убѣждаюгъ достаточно насъ послѣдующія слова: и о дѣлахъ рукъ Его возвѣщаетъ твердь. Кого назвалъ псалмопѣвецъ небесами, тѣхъ назвалъ и твердью. День дню передаетъ рѣчь, ночь ночи открываетъ знаніе. Нѣтъ языка, и нѣтъ нарѣчія, гдѣ не слышался бы голосъ ихъ. Чей голосъ? Конечно, голосъ небесъ. Слѣдовательно, это сказано объ апостолахъ, сказано о провозвѣстникахъ истины. Отсюда понятно и дальнѣйшее: по всей землѣ проходитъ звукъ ихъ и до предѣловъ вселенной слова ихъ (Псал. 18, 2-5). Нѣтъ языка, и нѣтъ нарѣчія, гдѣ не слышался бы голосъ ихъ (Псал. 18, 4). — Когда сошелъ на апостоловъ Духъ Святый, и Богъ сталъ обитать въ небѣ, которое создалъ изъ земли, они, по дѣйствію Духа Святаго, стали говорить языками всѣхъ народовъ. Поэтому сказано: нѣтъ языка, и нѣтъ нарѣчія, гдѣ не слышался бы голосъ ихъ. И такъ какъ послѣ того они посланы были для проповѣди Евангелія ко всѣмъ народамъ, то по всей землѣ проходитъ звукъ и до предѣловъ вселенной слова ихъ. Чьи слова? Слова небесъ, о коихъ справедливо можно сказать: «небеса вы и на небеса возвратитесь», — какъ справедливо говорится и грѣшнику: «земля ты и въ землю возвратишься».

2. Итакъ, если братія желаютъ быть въ согласіи между собой, пусть не привязываются къ землѣ. И если не хотятъ привязываться къ землѣ, пусть не уподобляются ей. Пусть ищутъ владѣнія, котораго нельзя раздѣлить, и тогда будутъ въ согласіи между собой. Откуда между братьями раздоры? Откуда ослабленіе благочестія? Откуда одно чрево, а не одинъ духъ, если не отъ того, что въ то время, какъ душа ихъ портится, всякій заботится о своей части, старается объ увеличеніи и умноженіи своей доли и хочетъ одинъ имуществомъ владѣть, если у кого начинается раздѣленіе съ братомъ? Чье это столь хорошее владѣніе? — спрашиваютъ иногда. Наше, — отвѣчаютъ другіе. Какое прекрасное владѣніе! Но все ли оно твое, братъ? Нѣтъ, есть у меня товарищъ; быть можетъ, Богъ дастъ, онъ продастъ мнѣ часть свою. Дай, Богъ! — отвѣчаетъ на это льстецъ. Но чего дай, Богъ!? Чтобы одинъ человѣкъ оказался въ стѣсненномъ положеніи и продалъ свою часть другому. Но пусть сдѣлаетъ это Богъ, пусть сдѣлаетъ для тебя. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбецъ ублажаетъ себя (Псал. 9, 24). Однако, чтó можетъ быть хуже того, когда одинъ обогащается на счетъ бѣдности другого? И все-таки часто встрѣчается это. Спокойнымъ чувствуетъ себя корыстолюбецъ. Можетъ быть, онъ употребилъ насиліе; можетъ быть, стѣснилъ другого и вынудилъ у него; можетъ быть, мучилъ и вымучилъ и не у кого-нибудь, а у своего брата. Лучше, говоришь ты, все же мнѣ купить, чѣмъ стороннему. — Но подвергшійся стѣсненію, если онъ благочестивъ, имѣетъ утѣшеніе. Пусть утѣшается словами Писанія, которыя только что слышали вы. Пусть онъ терпитъ нужду, а братъ его имѣетъ обиліе во всемъ. Но послѣдній изобилуетъ прахомъ, будучи чуждъ праведности. Помни же то, чтó говорится бѣдному: не бойся, когда богатѣетъ человѣкъ, когда слава дома его умножается, ибо, умирая, не возьметъ ничего(Псал. 48, 17-18). Старайся, бѣднякъ, пріобрѣтать то, чего не теряешь, умирая, и что обрѣтешь, живя въ вѣчности. Старайся имѣть праведность и не раскаешься. О томъ ли печалишься ты, что остаешься бѣднымъ здѣсь, на землѣ? Но бѣднымъ былъ здѣсь и Тотъ, Кто создалъ землю. Утѣшаетъ тебя Господь Богъ твой, утѣшаетъ Творецъ твой, утѣшаетъ твой Искупитель. Доставляетъ тебѣ утѣшеніе не алчущій братъ твой, потому что Господь благоволилъ быть братомъ нашимъ. Одинъ Онъ только и есть самый надежный Братъ нашъ, съ Коимъ слѣдуетъ быть намъ въ согласіи. Назвалъ я Его неалчущимъ. Но, можетъ быть, и Его найду алчущимъ. Алкаетъ Онъ, правда, но насъ хочетъ имѣть, насъ хочетъ обрѣсти. За насъ уплатилъ Онъ великую цѣну — Себя Самого. Къ этой цѣнѣ нельзя прибавить ничего. Отдалъ Онъ Себя Самого и сдѣлался Искупителемъ нашимъ. И не такъ отдалъ Себя цѣною за насъ, чтобы врагъ, освободивъ насъ, владѣлъ вмѣсто этого Имъ Самѝмъ. Отдалъ Онъ Себя смерти, убивая смерть. Смертію Своею именно Онъ убилъ смерть. Самъ не будучи уничтоженъ ею, и, уничтоживъ смерть, избавилъ насъ отъ смерти. Живетъ смерть, когда мы умираемъ; умретъ она, когда мы оживемъ, когда ей будетъ сказано: Смерть! гдѣ твое жало? (1 Кор. 15, 55).

3. И вотъ къ этому-то Брату нашему обратился нѣкто противъ брата своего, съ коимъ не было у него согласія, и сказалъ: Учитель! скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мною наслѣдство (Лук. 12, 13). Все отнялъ онъ, не хочетъ уступить мнѣ даже и части, не слушаетъ меня, пусть послушаетъ Тебя. Но что до этого Господу? что говоримъ обыкновенно мы, находясь въ этой жизни, будучи сами земными, по землѣ пресмыкающимися, помышляя о земномъ, не желая кого-либо опечалить, — говоримъ мы, причиняя тѣмъ по бóльшей части еще бóльшую печаль? Поди, братъ, и отдай брату своему часть его. Но не это сказалъ Господь. А чтó правдивѣе Его? Кто найдеть такого судью, къ которому бы можно было обратиться противъ алчности брата своего? И развѣ не радовался человѣкъ тотъ, что нашелъ великое утѣшеніе? Великой помощи, безъ сомнѣнія, ждалъ онъ, взывая къ столь великому Судіи: Господи! скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мною наслѣдство. Что же Онъ отвѣтилъ ему? Кто поставилъ Меня судить или дѣлить васъ? Отклонилъ Господь просьбу, не исполнилъ того, чего просили у Него, не оказалъ желательной для того помощи. Что было особеннаго тамъ? Что терялъ Онъ (Господь) отъ того? И какимъ трудомъ было бы для Него оказать это благодѣяніе? Однакоже, Господь не оказалъ его. Гдѣ же то, о чемъ Самъ Онъ говоритъ: всякому, просящему у тебя давай (Лук. 6, 30). Не сдѣлалъ этого однакоже Самъ Тотъ, Кто далъ намъ примѣръ жизни. Какъ же мы будемъ дѣлать то? Или какъ будемъ давать, когда несемъ нѣкоторый расходъ, если не оказываемъ благодѣянія тамъ, гдѣ нѣтъ никакого расхода, гдѣ ничего мы не платимъ, ничего не теряемъ? Не исполнилъ Господь той просьбы и однако Онъ не ничего не сдѣлалъ. Въ меньшемъ отказалъ Онъ и бóльшее далъ. Сказалъ Онъ ясно: всякому, просящему у тебя давай. Что же, если кто-нибудь станетъ просить у тебя, не говорю того, что не полезно давать, но что преступно давать? Что, если какой-либо мужчина станетъ искать того, чего искали лжесвидѣтели отъ Сусанны? Что, если какая-либо женщина станетъ просить, чего женщина просила у Іосифа? Нужно ли слѣдовать и здѣсь этому повелѣнію, какъ руководственному: всякому, просящему у тебя давай? Да не будетъ этого. Станешь ли ты поступать въ этомъ случаѣ вопреки заповѣди Божіей? Скорѣе будемъ исполнять мы заповѣдь Господа въ томъ случаѣ, когда просящему злого не будемъ давать; при этомъ, мы не нарушаемъ и повелѣнія того, потому что сказано: всякому, просящему у тебя давай. Не сказано: все просящему у тебя давай, но: всякому, просящему у тебя давай, давай вообще; давай, хотя бы и не то, чего проситъ онъ. Проситъ дурного, ты давай доброе. Такъ поступилъ Іосифъ. Не далъ онъ того, чего просила безстыдная жена, и далъ то, что она должна была выслушать, чтобы не быть безстыдной. Не палъ онъ въ яму похоти и другому человѣку далъ совѣтъ цѣломудрія. Да не будетъ, отвѣчалъ онъ, чтобы я сдѣлалъ это для господина моего, и чтобы осквернилъ ложе того, кто все ввѣрилъ мнѣ въ домѣ своемъ (Быт. гл. 39). Если рабъ, за деньги купленный, оказалъ такую вѣрность господину своему, то какую же вѣрность должна оказывать жена въ отношеніи къ мужу? Въ этомъ именно и состояло наставленіе Іосифа: я, какъ бы говорилъ онъ, рабъ, не сдѣлаю этого господину моему, а ты ли, жена, сдѣлаешь это предъ мужемъ своимъ?! Дала и Сусанна просящимъ, и она не оставила безъ наставленія лжесвидѣтелей, если бы они пожелали только принять данный имъ совѣтъ цѣломудрія. Не только не согласилась она, но и не умолчала о томъ, почему не согласилась. Если соглашусь съ вами, разсуждала она, то согрѣшу предъ Богомъ. Если не соглашусь, не избѣгну рукъ вашихъ. Но лучше впасть въ руки ваши, нежели согрѣшитъ предъ Богомъ (Дан. гл. 13). Что же, — лучше ли впасть въ руки ваши, нежели согрѣшить предъ Богомъ? Грѣшите предъ Богомъ и вы (Deo peristis), желая совершить насиліе надо мной. — Вотъ это правило имѣйте, братія, всегда передъ собой. Давайте, когда просятъ у васъ, хотя бы и не то, чего просятъ. Такъ поступилъ Господь. Просилъ человѣкъ тотъ о чемъ? О раздѣленіи наслѣдства. Далъ Господь, но чтó далъ? Осужденіе страсти. О чемъ просилъ и чтó получилъ? Скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мной наслѣдство. Господь же сказалъ: кто поставилъ меня судить или дѣлить васъ?.. Смотрите, берегитесь любостяжанія. И скажу, почему такъ. Быть можетъ, просишь ты половину наслѣдства для того, чтобы быть богатымъ. У одного богатаго человѣка былъ хорошій урожай. Великій успѣхъ ожидался. Много хлѣба было на полѣ. И онъ разсуждалъ самъ съ собою: чтó мнѣ дѣлать? некуда мнѣ собрать плодовъ своихъ. И тщательно обдумавъ, сказалъ: вотъ что сдѣлаю: сломаю житницы мои и построю бóльшія и соберу туда весь хлѣбъ мой. Бóльшія сдѣлаю житницы, чѣмъ старыя были. И скажу душѣ моей: душа! много добра у тебя... ѣшь... веселись. И говоритъ ему Богъ: «безумный ты, который кажешься себѣ столь благоразумнымъ! Знаешь ты, какъ сломать старыя житницы и построить новыя, а самъ остаешься развалиной, ты, коему слѣдовало уничтожить ветхое въ себѣ самомъ и уже не мыслить о земномъ. Безумный! чтó сказалъ ты и кому сказалъ? душѣ своей сказалъ: веселись, много добра у тебя. Но въ эту же ночь возьмутъ у тебя душу твою, коей ты обѣщалъ все это. Кому же достанется, что ты заготовилъ» (Лук. 12, 13-20)? Итакъ, не бойся, когда богатѣетъ человѣкъ... ибо, умирая, не возьметъ ничего (Псал. 48, 17-18)...

Комментарии