Древний документ: Первый Собор святого Патрика
ПЕРВЫЙ СОБОР СВЯТОГО ПАТРИКА
Воздаем благодарение Богу Отцу, Сыну и Святому Духу.
Священникам и диаконам и всему клиру — епископы Патрикий, Авксилий и Изернин шлют приветствия. Полагаем мы, что лучше предостеречь нерадивых, чем порицать (уже) соделанное, как Соломон говорит: "Лучше обличать, чем гневаться" (Еккл. 20:1). Образцы наших решений начертаны ниже, и так начинаются:
1. Если кто-либо собирает среди общины деньги за пленных, своею властью и без разрешения, заслуживает отлучения.
2. Чтецы должны знать каждый лишь ту церковь, в которой поют.
3. Не должно быть бродячим клирикам в общине.
4. Если кто получит разрешение, и будет собираться плата, не должно ему взимать более того, что требует нужда.
5. Если кто-то соберет больше, ему должно положить это на епископский алтарь, дабы возможно было питаться нуждающемуся.
6. Всякий клирик, от остиария до священника, которого увидели без туники, и который не прикрывает срам и наготу своего чрева, и чьи волосы не острижены по римскому обычаю, и чья жена ходит с непокровенной головой, пусть будут оба в равном презрении у мирян, и да удалятся от Церкви.
7. Всякий клирик, назначенный к служению, который по нерадению не является в собрания утром и вечером — разве только удержан будет ярмом рабства, — пусть считается чуждым.
8. Если клирик сделался поручителем язычника [1] на любую сумму, и случилось язычнику — что не дивно! — неким коварством обмануть клирика, то клирик должен уплатить долг из своих собственных средств, если же будет бороться с помощью оружия, пусть заслуженно считается вне Церкви.
9. Монах и дева из разных мест не должны размещаться в одной гостинице, ни путешествовать в одной повозке от места к месту, ни вести продолжительные беседы друг с другом.
10. Если кто-либо покажет начало доброму делу псалмопения и потом оставит его (псалмопение) и (вновь) отпустит волосы, да исключится из Церкви, если не вернется к прежнему.
11. Если клирика, отлученного кем-либо от общения, примет иной, то оба пусть принесут равное покаяние.
12. Если христианин пребывает в отлучении, даже милостыня его не должна приниматься [2].
13. Милостыня, принесенная язычником, не должна приниматься в Церковь.
14. Христианин, свершивший убийство или прелюбодеяние, или клявшийся перед друидом как язычник, пусть совершает годичное покаяние за каждый из этих грехов; завершив же год покаяния, должен предстать, сопровождаемый свидетелями, и тогда пусть будет разрешен священником.
15. И тот, кто совершил воровство, пусть совершает покаяние в течение полугода, двадцать дней на одном хлебе; и, если может, пусть возместит украденное, и таким образом пусть вернется в Церковь.
16. Христианин, кто верит, будто существует на свете lamia, что толкуется как "ведьма", да анафематствуется — всякий, кто навлечет на живую душу такую молву, и он не должен быть принят опять в Церковь, пока собственными словами не отречется от преступления, которое совершил, и так творит покаяние со всем усердием.
17. Дева, которая дала обеты Богу оставаться целомудренной и впоследствии взяла супруга по плоти, да отлучится, пока не обратится; если же она обратится и оставит прелюбодеяние, пусть сотворит покаяние, после чего не должно им жить в одном доме или одном селении.
18. Если кто отлучен, не должно ему входить в церковь даже и в Пасхальную ночь, пока не обратится сам к покаянию.
19. Христианка, взятая мужем в честный брак и впоследствии оставившая таковой, и отдавшая себя прелюбодеянию, поступившая так да отлучится.
20. Христианин, подобно язычнику избегающий платить кому-либо долг, пусть отлучится, пока не уплатит.
21. Христианин, которого кто-либо обидел, и он зовет того (обидчика) в суд, а не в церковь, чтобы дело рассматривалось там; поступающий так да будет изгнан.
22. Если кто-то отдаст свою дочь мужу в честный брак, и она полюбит другого, а он (то есть отец) потворствует ей и принимает дар (от другого) [3], оба должны быть исключены из Церкви.
23. Если священник построил церковь, он не должен совершать Святое Приношение в ней до того, как приведет своего епископа освятить ее, ибо так установлено.
24. Если новопришедший клирик вступает в общину, он не должен крестить или приносить святую жертву, или освящать, или строить церковь, пока он не получит разрешения от епископа. Тот же, кто надеется на разрешение язычников, да будет чуждым.
25. Если в дни, когда епископ пребывает в нескольких церквях, принесены будут от людей благочестивых дары епископу, то они, как обычай древних предписывает, да послужат епископу либо на насущные нужды, либо для раздачи бедным, как сам (епископ) решит.
26. Но если клирик оспаривает (это) и уличится в посягательстве на дары, да отделится от Церкви, как склонный к скверноприбытчеству.
27. Всякому клирику, новопришедшему в общину епископа, не дозволяется крестить, или приносить святую жертву, или совершать любые дела, если он не соблюдает этого, да отлучится.
28. Если клирик был отлучен, ему должно молиться в одиночестве и не в одном доме с братией; не дозволяется ему ни приносить святую жертву, ни освящать, пока не исправится; если он поступает иначе, да накажется вдвойне.
29. Если кто-то из братии желает получить благодать Божию, то не должен креститься, пока не соблюдет сорокадневный пост.
30. Всякий епископ, который идет из своего прихода [4] в другой, пусть не дерзает посвящать без того, чтобы получить разрешение от того, кому принадлежит юрисдикция над тем местом. В День Господень да возносит он Святую Жертву, только если допущен (на это) и должно ему довольствоваться подчинением в этом деле.
31. Если один из двоих клириков, которым случилось поссориться из-за некоего спорного дела, подкупает врага другого, чтобы убить его, то он по справедливости называется убийцей; таковой считается за отлученного всеми благочестивыми людьми.
32. Если клирик желает прийти на помощь пленному, он может помочь ему своими деньгами; ибо, если он похищает его, многие клирики будут обвинены из-за одного вора. Тот, кто так поступит, да отлучится.
33. Клирик, который приходит к нам от бриттов без письма, даже если он живет в общине, не допускается до служения [5].
34. Подобно же если некий из наших диаконов переходит в другой приход, не спросив своего аббата [6] (настоятеля - ред.) и без письма, не должен даже получать пищи; и да накажется покаянием от священника, которым пренебрег.
Также и монах, который странствует, не спросив своего аббата (настоятеля - ред.), подлежит наказанию.
Здесь кончаются положения собора.
Примечания:
[1] В древней Ирландии, как во многих примитивных обществах, поручительство (заложничество) было важным институтом, который связывал тех, кто обязывался (поручался) ему далеко идущими обстоятельствами.
[2] "Collectio Hibernensis" цитирует этот канон с вариантом "клирик" вместо "христианин". Между тем, святой Патрик в "Epistola", VII упоминает такое же запрещение, как связывающее также и мирян.
[3] Практика платы выкупа за невесту (ирл. tinnscra, tochra, coibhe) — обычна в ранних индоевропейских обществах.
[4] Parruchia, то есть диоцез.
[5] Или: "им не разрешается быть обслуживаемыми"(то есть, чтобы им служили), это положение, возможно, - мера предосторожности от проникновения полупелагианства. L. Bieler на этом основании предполагает подлинность канона.
[6] Возможно, что слова "inconsultu suo abate" вторглись сюда из финального пункта. Слова "diaconus… uindicetu" могут тогда относиться к белому клиру.
Перевод и примечания Е. Агафонова
От переводчика: Собрание канонов, известных как каноны первого собора святого Патрика, состоит из 34 правил, заключенных в форму окружного послания епископов Патрика, Авксилия и Изернина клиру Ирландии. Согласие ученых по поводу аутентичности этих канонов не достигнуто — если L. Bieler, публикатор, настаивает на их подлинности (объясняя резкое отличие их вполне грамотной латыни от писаний святого Патрика тем, что они лишь "инспирированы", но не изложены им), то D. A. Binchy и многие вслед за ним предпочитают точку зрения, отодвигающую их составление в VII век (среди причин - отсутствие упоминаний о соборе среди всех ранних источников; полное, с точки зрения критиков, соответствие ситуации полемике между "кельтской" и "римской" партиями в ирландской церкви VII века; наличие очевидных гиберницизмов в латыни, вполне в духе ирландских пенитенциалов VI-VII веков и т. д.). Отсутствие всяких упоминаний и ссылок на эти каноны в первых ирландских пенитенциалах VI века действительно странно: очевидно, что к авторитету такого "первого всеирландского собора" в первую очередь должны были прибегнуть составители первых канонических сводов. Для тех же, кто признает их аутентичность, это — первый, самый ранний дошедший до нас текст, содержащий церковные дисциплинарные установления в Ирландии. Дата его составления известнейшим публикатором и исследователем "проблемы святого Патрика" L. Bieler’ом (он с оговорками принимает подлинность канонов) определяется около 457 года (439 год, согласно некоторым ирландским анналам - год прибытия на остров епископов Секундина, Авксилия и Изернина, даты их смерти - 437, 459 и 468 годы соответственно. Таким образом, собор мог состояться после смерти епископа Секундина, не включенного в формулу приветствия, и перед смертью Авксилия в 459 году). Даже если принять, вслед за многими, критическую точку зрения на их подлинность и отнести к VII веку, надо признать, что во многих отношениях они воспроизводят ситуацию, не вполне характерную для этого времени (прежде всего это отсутствие организующей роли монастырей - аббат упоминается только в 34, почти наверняка интерполированном каноне; попытки определить юрисдикционные полномочия епископа (каноны 23, 24, 25, 27, 30); общая неопределенность церковного положения). Таким образом, и возражения против их подлинности вряд ли смогут до конца доказать невозможность их восхождения в своей основе к самому началу церковной жизни в Ирландии. В любом случае, похоже, что эти каноны, даже и не принадлежащие святому Патрику и его времени, описывают ситуацию еще до окончательного установления в Ирландии специфически монашеской церкви.
Порядок их расположения, как он установлен, не строго логичен. Тематически они делятся на три основных группы: пункты о клириках и монахах (каноны 5-11), пункты о христианах в целом (каноны 12-22), положения о церковной юрисдикции (каноны 23-30, 33). Каноны 4 и 5, очевидно, продолжают канон 1; второй и третий каноны — не вполне уместная вставка. Выбиваются из ряда и каноны 31 и 32, говорящие о гражданском поведении клириков. Интерполированность некоторых из канонов (25, 30, 33, 34) признают возможной даже некоторые сторонники их подлинности в целом (L. Bieler). 14 канонов под именем святого Патрика цитируются в "Collectio Hibernensis" (огромное собрание ирландских канонов, включающее около 720 правил).
Перевод сделан с публикации L. Bieler’а (латинский текст с английским переводом) в "The Irish Penitentials" (Scriptores Latini Hiberniae. Vol. 5 (Dublin, 1964). P. 1-14). В Патрологии Миня каноны опубликованы под названием "Synodus episcoporum Patricii, Auxilii, Isserni" (PD, LIII, col. 823-836). Переводчик приносит искреннюю благодарность Ю. С. Терентьеву за помощь и консультации.
[1] В древней Ирландии, как во многих примитивных обществах, поручительство (заложничество) было важным институтом, который связывал тех, кто обязывался (поручался) ему далеко идущими обстоятельствами.
[2] "Collectio Hibernensis" цитирует этот канон с вариантом "клирик" вместо "христианин". Между тем, святой Патрик в "Epistola", VII упоминает такое же запрещение, как связывающее также и мирян.
[3] Практика платы выкупа за невесту (ирл. tinnscra, tochra, coibhe) — обычна в ранних индоевропейских обществах.
[4] Parruchia, то есть диоцез.
[5] Или: "им не разрешается быть обслуживаемыми"(то есть, чтобы им служили), это положение, возможно, - мера предосторожности от проникновения полупелагианства. L. Bieler на этом основании предполагает подлинность канона.
[6] Возможно, что слова "inconsultu suo abate" вторглись сюда из финального пункта. Слова "diaconus… uindicetu" могут тогда относиться к белому клиру.
Перевод и примечания Е. Агафонова
От переводчика: Собрание канонов, известных как каноны первого собора святого Патрика, состоит из 34 правил, заключенных в форму окружного послания епископов Патрика, Авксилия и Изернина клиру Ирландии. Согласие ученых по поводу аутентичности этих канонов не достигнуто — если L. Bieler, публикатор, настаивает на их подлинности (объясняя резкое отличие их вполне грамотной латыни от писаний святого Патрика тем, что они лишь "инспирированы", но не изложены им), то D. A. Binchy и многие вслед за ним предпочитают точку зрения, отодвигающую их составление в VII век (среди причин - отсутствие упоминаний о соборе среди всех ранних источников; полное, с точки зрения критиков, соответствие ситуации полемике между "кельтской" и "римской" партиями в ирландской церкви VII века; наличие очевидных гиберницизмов в латыни, вполне в духе ирландских пенитенциалов VI-VII веков и т. д.). Отсутствие всяких упоминаний и ссылок на эти каноны в первых ирландских пенитенциалах VI века действительно странно: очевидно, что к авторитету такого "первого всеирландского собора" в первую очередь должны были прибегнуть составители первых канонических сводов. Для тех же, кто признает их аутентичность, это — первый, самый ранний дошедший до нас текст, содержащий церковные дисциплинарные установления в Ирландии. Дата его составления известнейшим публикатором и исследователем "проблемы святого Патрика" L. Bieler’ом (он с оговорками принимает подлинность канонов) определяется около 457 года (439 год, согласно некоторым ирландским анналам - год прибытия на остров епископов Секундина, Авксилия и Изернина, даты их смерти - 437, 459 и 468 годы соответственно. Таким образом, собор мог состояться после смерти епископа Секундина, не включенного в формулу приветствия, и перед смертью Авксилия в 459 году). Даже если принять, вслед за многими, критическую точку зрения на их подлинность и отнести к VII веку, надо признать, что во многих отношениях они воспроизводят ситуацию, не вполне характерную для этого времени (прежде всего это отсутствие организующей роли монастырей - аббат упоминается только в 34, почти наверняка интерполированном каноне; попытки определить юрисдикционные полномочия епископа (каноны 23, 24, 25, 27, 30); общая неопределенность церковного положения). Таким образом, и возражения против их подлинности вряд ли смогут до конца доказать невозможность их восхождения в своей основе к самому началу церковной жизни в Ирландии. В любом случае, похоже, что эти каноны, даже и не принадлежащие святому Патрику и его времени, описывают ситуацию еще до окончательного установления в Ирландии специфически монашеской церкви.
Порядок их расположения, как он установлен, не строго логичен. Тематически они делятся на три основных группы: пункты о клириках и монахах (каноны 5-11), пункты о христианах в целом (каноны 12-22), положения о церковной юрисдикции (каноны 23-30, 33). Каноны 4 и 5, очевидно, продолжают канон 1; второй и третий каноны — не вполне уместная вставка. Выбиваются из ряда и каноны 31 и 32, говорящие о гражданском поведении клириков. Интерполированность некоторых из канонов (25, 30, 33, 34) признают возможной даже некоторые сторонники их подлинности в целом (L. Bieler). 14 канонов под именем святого Патрика цитируются в "Collectio Hibernensis" (огромное собрание ирландских канонов, включающее около 720 правил).
Перевод сделан с публикации L. Bieler’а (латинский текст с английским переводом) в "The Irish Penitentials" (Scriptores Latini Hiberniae. Vol. 5 (Dublin, 1964). P. 1-14). В Патрологии Миня каноны опубликованы под названием "Synodus episcoporum Patricii, Auxilii, Isserni" (PD, LIII, col. 823-836). Переводчик приносит искреннюю благодарность Ю. С. Терентьеву за помощь и консультации.
Комментарии
Отправить комментарий