Свв. Хрисанѳъ и Дарія. О благотворномъ вліяніи на душу слова Божія


I. Нѣкоторый знаменитый мужъ, именемъ Полемій, переселился изъ Александріи въ Римъ, чтобы дать лучшее воспитаніе и образованіе единственному своему сыну, впослѣдствіи св. мученику Хрисанѳу, память коего совершается нынѣ. Приглашены были самые знаменитые наставники въ наукахъ, и Хрисанѳъ, юноша даровитый и прилежный, оказалъ въ нихъ быстрые успѣхи. Однажды между разными книгами Хрисанѳъ находитъ священныя книги новаго завѣта. По своей любознательности онъ читаетъ ихъ съ напряженнымъ вниманіемъ. Высокія истины христіанской нравственности плѣняютъ его сердце. Онъ жалѣетъ, что такъ долго не зналъ о такомъ сокровищѣ знанія! Вкусивъ сладкаго, онъ уже не хочетъ горькаго: оставляетъ языческихъ учителей-философовъ и ихъ ученіе; находитъ себѣ наставника въ лицѣ пресвитера Карпофора; вѣруетъ во І. Христа и принимаетъ святое крещеніе. Переворотъ нравственный совершился. Хрисанѳъ вскорѣ вступаетъ на открытый подвигъ исповѣданія христіанства предъ невѣрующими и побѣдоносно совершаетъ его до конца: мужественно претерпѣваетъ заключеніе и голодъ въ темницѣ, куда повергъ его отецъ-язычникъ; выведенный изъ темницы онъ противится искушеніямъ роскоши и разныхъ удовольствій; окруженный прекрасными дѣвицами, препобѣждаетъ самое искусительное для юности обольщеніе. Наконецъ отецъ избираетъ ему невѣсту — умную, образованную, прекрасную лицемъ, Дарію, ревностную язычницу, и возлагаетъ на нее преимущественныя надежды въ совращеніи сына. Хрисанѳъ убѣждаетъ Дарію предпочесть язычеству — вѣру святую, супружеству — дѣвство; и оба наконецъ — дѣвственники и исповѣдники — сподобились принять вѣнецъ мучениковъ. Живые — они были зарыты въ землю.

II. Гдѣ начало всѣхъ этихъ дивныхъ подвиговъ?

а) Въ словѣ Божіемъ! Его сила просвѣтила умъ Хрисанѳа свѣтомъ истиннаго Боговѣдѣнія и согрѣла его сердце любовію къ благочестію. Оно отворило ему дверь изъ области тьмы и грѣха къ духовному возрожденію и царствію небесному, оно показало ему ничтожество язычества и безмѣрное превосходство христіанской вѣры; оно убѣдило его въ той отрадной истинѣ, что за этой временной, земной жизнію, полною изнурительныхъ трудовъ, болѣзней и всякаго рода скорбей есть вѣчная, небесная, загробная, столь блаженная для праведныхъ христіанъ, что никакое слово человѣческое не можетъ изобразить всѣхъ радостей и красоты небеснаго жилища ихъ; вмѣстѣ съ симъ оно — это зиждительное слово Божіе — показало ему, что вѣчная, безотрадная, ужасная мука ждетъ всѣхъ не вѣрующихъ въ Господа І. Христа и не творящихъ св. воли Его, что не нужно бояться убивающихъ тѣло, но не могущихъ убить души, которая безсмертна и которая такъ драгоцѣнна въ очахъ Божіихъ, что для избавленія ея отъ грѣха, проклятія и смерти потребовалась смерть Сына Божія.

б) Такую всепобѣждающую силу слова Божія можешь чувствовать и ты, возлюбленный братъ, если будешь читать его съ благоговѣніемъ, какъ живое слово Самого Бога, — съ полною вѣрою и упованіемъ, что оно есть нетлѣнное сѣмя благодатной жизни и насущный хлѣбъ, питающій духъ для возрастанія и укрѣпленія въ доброй жизни, что оно есть духовный мечъ къ отраженію страстей, къ очищенію отъ грѣховныхъ нечистотъ, къ побѣжденію діавола и всѣхъ козней его, что оно есть самое лучшее средство къ утѣшенію человѣка среди горестей его земной и скоро проходящей жизни. И за этимъ драгоцѣннѣйшимъ сокровищемъ не нужно переплывать морей и предпринимать далекихъ путешествій; оно можетъ и должно быть всегда и вездѣ съ тобою.

III. Братіе! Будемъ дѣятельно исполнять заповѣдь апостола Павла: внемли чтенію... и ученію, и пребывай въ нихъ. Сія бо творя и самъ спасешися и послушающіи тебе (1 Тим. 4, 13. 16). Въ семъ нынѣ да увѣритъ насъ примѣръ свв. мучениковъ Хрисанѳа и Даріи. (Свящ. Гр. Дьяченко).


Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 201-202.

Комментарии