Какъ христіанинъ долженъ относиться къ сновидѣніямъ?


Свв. муч. Агапія, Хіонія и Ирина

(Какъ христіанинъ долженъ относиться къ сновидѣніямъ?)

Мѣсяцъ апрѣль. 
Шестнадцатый день

I. Въ житіи нынѣ прославляемыхъ св. муч. сестеръ Агапіи, Хіоніи и Ирины есть слѣдующій разсказъ. Во время гоненія, воздвигнутаго Діоклитіаномъ, когда всѣ темницы римскія были переполнены христіанами, утѣшителемъ и наставникомъ ихъ былъ старецъ Хрисогонъ. Онъ неутомимо бодрствовалъ надъ тѣми, кому предстояло трудное испытаніе, приготовляя ихъ къ мученическому подвигу. — Не могло утаиться отъ гонителей такое вліятельное противодѣйствіе ихъ стараніямъ истреблять христіанъ. Хрисогонъ былъ взятъ и преданъ смерти (пам. его 22 декабря). Обезглавленное его тѣло было брошено на берегу моря. Близъ этого мѣста жилъ христіанскій священникъ Зоилъ, и по сосѣдству съ нимъ проводили уединенную, благочестивую жизнь три сестры — дѣвы: Агапія, Хіонія и Ирина.

Пресвитеръ Зоилъ, узнавъ, чье тѣло лежитъ непогребеннымъ, взялъ его и схоронилъ у себя въ домѣ. Въ 30-ый день по кончинѣ мученикъ Хрисогонъ явился во снѣ пресвитеру и сказалъ ему: «да будетъ тебѣ извѣстно, что въ теченіе слѣдующихъ девяти дней три живущія близъ тебя дѣвы будутъ взяты на мученіе. Скажи рабѣ Божіей Анастасіи (узорѣшительницѣ, помогавшей св. мученикамъ), чтобы она позаботилась о нихъ и приготовила ихъ къ предстоящему имъ испытанію и мученической кончинѣ... И о себѣ самомъ будь спокоенъ; скоро ты примешь отъ Господа воздаяніе за труды твои и упокоишься со святыми»...

Подобное же сновидѣніе имѣла и Анастасія. Она узнала, гдѣ живутъ три сестры христіанки, поспѣшила къ нимъ и провела съ ними всю ночь въ бесѣдѣ и приготовленіи ихъ къ предстоящему имъ подвигу.

Недолго пришлось имъ оставаться въ ожиданіи его... Молодыя дѣвицы были взяты за исповѣданіе вѣры Христовой и заключены въ темницу.

Скоро земная ихъ участь была рѣшена: люди произнесли имъ смертный приговоръ. Узнавъ, что онѣ обречены на сожженіе, христіанки воскликнули: «благодаримъ Тебя, Господи І. Христе, что привелъ насъ быть исповѣдницами имени Твоего».

Агапію и Хіонію бросили въ огненную печь и онѣ съ молитвою предали Богу свои души. Анастасія узорѣшительница, посвятившая себя на служеніе христіанскимъ узникамъ и заботѣ о погребеніи останковъ мучениковъ, приняла тѣла Агапіи и Хіоніи, оставшіяся неповрежденными, и тайно похоронила ихъ. Ирину же воинъ на слѣдующій день пронзилъ стрѣлою. Умирая, она радостно воскликнула: «иду къ блаженнымъ сестрамъ моимъ»!

II. Выслушивая этотъ разсказъ, вы, братія, вѣроятно обратили вниманіе на то, что и благочестивый пресвитеръ Зоилъ и св. Анастасія узорѣшительница повѣрили бывшимъ имъ отъ Бога сновидѣніямъ и поступили согласно сдѣланнымъ чрезъ нихъ указаніямъ. Это обстоятельство вѣроятно возбуждаетъ вопросъ: какъ христіанинъ долженъ относиться къ сновидѣніямъ? Всѣмъ ли снамъ онъ долженъ вѣрить?

Еще языческіе мудрецы различно судили о снахъ. Одинъ языческій мудрецъ (Протагоръ) говорилъ: «каждый сонъ имѣетъ свое значеніе, свой смыслъ, и для человѣческой жизни полезно обращать на сны вниманіе». Другойже языческій мудрецъ (Ксенофанъ) объяснялъ, что всѣ сны пусты и обманчивы, и что заблуждается тотъ, кто обращаетъ на нихъ вниманіе и устрояетъ по нимъ свои дѣла. — Истины нужно искать въ срединѣ; т.-е. во-первыхъ, не на всѣ сны надобно обращать вниманіе, но во-вторыхъ, не всѣ сны надобно презирать, считать ихъ пустыми.

а) Во-первыхъ — говоримъ — не на всѣ сны надобно обращать вниманіе. Самъ Богъ увѣщеваетъ людей чрезъ Моνсея «не гадать по снамъ» (Лев. 19, 26). «Безразсудные люди», говоритъ Сирахъ, «обманываютъ самихъ себя пустыми и ложными надеждами; кто вѣритъ снамъ, тотъ подобенъ обнимающему тѣнь или гоняющемуся за вѣтромъ; сновидѣнія совершенно то же, что отображеніе лица въ зеркалѣ» (34, 1—3). Большая часть сновъ суть только естественное слѣдствіе возбужденнаго воображенія человѣка. О чемъ человѣкъ днемъ думаетъ, чѣмъ онъ сильно заинтересованъ, чего онъ страстно желаетъ или не желаетъ, это и снится ему. Св. Григорій разсказываетъ объ одномъ человѣкѣ, который безразсудно вѣрилъ снамъ и которому во снѣ обѣщалась долгая жизнь. Онъ собралъ много денегъ, чтобы имѣть чѣмъ благополучно прожить долгую жизнь свою; — но вдругъ заболѣлъ, и вскорѣ умеръ, — и такимъ образомъ не могъ сдѣлать никакого употребленія изъ своего богатства, и въ то же время не могъ взять съ собою въ вѣчность никакихъ добрыхъ дѣлъ. Слѣдовательно, есть много сновъ пустыхъ и обманчивыхъ, которые ничего не значатъ и на которые не надобно обращать вниманія.

б) Но, во-вторыхъ, есть и такіе сны, которые имѣютъ значеніе для насъ и на которые надобно обращать вниманіе. Укажемъ для примѣра на сонъ Іосифа, одного изъ двѣнадцати сыновей патріарха Іакова. Іосифу снилось, что онъ съ отцемъ и братьями жнетъ на полѣ пшеницу: снопъ Іосифа стоялъ прямо, а снопы отца и братьевъ окружили его и поклонились ему. Этотъ сонъ точно исполнился: по истеченіи нѣкотораго времени Іосифъ, проданный братьями въ Египетъ, сдѣлался владыкою Египта, и пріѣхавшіе въ Египетъ отецъ и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно также сбылся пророческій сонъ фараона, царя египетскаго. Если бы фараонъ не обратилъ вниманія на этотъ сонъ и не сдѣлалъ большихъ запасовъ хлѣба въ урожайные годы для годовъ неурожайныхъ, то онъ горько раскаивался бы: жители Египта, а также отецъ и братья Іосифовы, умерли бы голодною смертію.

И многіе изъ людей, а можетъ быть н изъ находящихся среди насъ, имѣютъ причину раскаиваться въ томъ, что не обратили вниманія на нѣкоторые сны свои. Вотъ для примѣра одинъ разсказъ. Одинъ безпутный юноша, не слушавшій увѣщаній своихъ лучшихъ друзей, направлявшихъ его на другую, лучшую дорогу, увидѣлъ однажды во снѣ своего отца, который строго повелѣвалъ ему оставить безпутную и безбожную жизнь и жить лучше; но — согласно изреченію І. Христа — «если не слушаютъ закона, то не послушаютъ и того, кто бы воскресъ изъ мертвыхъ» — юноша не обратилъ никакого вниманія на свой сонъ. Тогда онъ снова видитъ такой же сонъ: ему снова снится отецъ, который заявляетъ сыну, что если онъ не перемѣнитъ своей жизни, то въ такой-то день его застигнетъ смерть, и онъ предстанетъ на судъ Божій. Юноша разсказалъ шуточно о снѣ своимъ подобнымъ же ему товарищамъ, и не только не думалъ объ исправленіи жизни, но даже какъ бы хотѣлъ посмѣяться надъ угрозою, полученною во снѣ. Именно — на тотъ день, въ который во снѣ отецъ угрожалъ сыну смертію, онъ назначилъ большую пирушку съ товарищами. И что же? Среди винопитія сына поражаетъ внезапно апоплексическій ударъ, и онъ чрезъ нѣсколько минутъ умираетъ! Изъ приведенныхъ здѣсь разсказовъ мы видимъ, что не всѣ сны обманчивы и пусты: есть сны, которые дѣйствительно исполняются въ жизни. (См. «Проповѣдн. листокъ» №9 за 1890 г.).

III. Приведенъ въ заключеніе нѣсколько совѣтовъ о томъ, какъ нужно относиться къ сновидѣніямъ:

а) Если сны побуждаютъ насъ къ добру и удерживаютъ отъ зла, то считайте эти сны перстомъ Божіимъ, указывающимъ вамъ на небо и отклоняющимъ васъ отъ дороги къ аду. Вотъ какъ объ этомъ говорится въ одной книгѣ свящ. писанія:

«Богъ говоритъ однажды, и, если того не замѣтятъ, въ другой разъ: во снѣ, въ ночномъ видѣніи, когда сонъ находитъ на людей, во время дремоты на ложѣ. Тогда Онъ открываетъ у человѣка ухо и запечатлѣваетъ Свое наставленіе, чтобы отвесть человѣка отъ какого-либо предпріятія и удалить отъ него гордость, чтобы отвесть душу его отъ пропасти и жизнь его отъ пораженія мечемъ» (Іов. 33, 14, 18).

«Когда увидишь во снѣ образъ креста, учитъ преп. Варсануфій, знай, что этотъ сонъ истиненъ и отъ Бога; но постарайся отъ святыхъ получить истолкованіе значенія его, и не вѣрь своему помыслу». («Руковод. къ дух. жизни» Варсануфія и Іоанна, стр. 368).

б) Если же вы не увѣрены или не имѣете разумной причины думать, что сонъ происходитъ отъ Бога, въ особенности если сонъ касается не важныхъ, безразличныхъ предметовъ, тогда нѣть надобности обращать вниманіе на сны и устроять по нимъ свои дѣйствія; будьте осторожны, дабы, обращая вниманіе на каждый сонъ, не сдѣлаться суевѣрными и не подпасть опасности согрѣшить.

в) Если, наконецъ, сонъ соблазняетъ человѣка на грѣхъ, то онъ есть слѣдствіе нашего испорченнаго, разстроеннаго воображенія, нашей фантазіи, или же онъ происходитъ отъ того, отъ кого да сохранитъ насъ Богъ Своею благодатію, т. е. отъ діавола. (Свящ. Григ. Дьяченко). 


Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 273-275.

Комментарии