Игумен афонского монастыря Дохиар заявил, что православные не потерпят попыток оправдать принцип папизма


На фоне отказа нескольких десятков монашествующих Святой Горы Афон поминать имя Константинопольского Патриарха Варфоломея за богослужением из-за его экуменических заявлений в адрес католиков, в греческих СМИ появилась статья игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория (Зумиса), в которой он подверг жёсткой критике идею папизма.

По словам отца Григория, сегодня эта тема является одной из наиболее актуальных среди некоторых греческих богословов. Он заявил, что эти богословы претендуют на то, что «постигли отношения Лиц Святой Троицы», и утверждают, что «как первый есть в Святой Троице, так и в Церкви должен быть кто-то первый».

«Однако подобных утверждений не содержится ни в Божественном откровении, ни в Священном предании. Соответствующие идеи навязываются для того, чтобы достичь погибельного учения о примате и непогрешимости папства!», — заявил игумен Дохиара.

«Один кардинал когда-то давно нам сказал: „мы найдем способ представить вам примат таким образом, что вы его примете“. Сегодня его слова сбываются. Отменяется соборное устройство Церкви для того, чтобы установить власть одного с приматом и непогрешимостью. Уже открыто высказывается мнение, что „Вселенские соборы были не институтом, а являются следствием стечения обстоятельств“! Однако если Вселенские Соборы не были институтом, как они установили законы и каноны?», — пишет отец Григорий.

В завершение архимандрит Григорий напомнил, что «штурвал Церкви в руках Самого Христа, а не кого-то „первого“ и „непогрешимого“».


После того как более 50 афонских келий отказались поминать Константинопольского Патриарха Варфоломея из-за его экуменической деятельности, ситуация на Святой Горе резко обострилась, что может привести к непредсказуемым последствиям.

Как сообщает AgionOros.ru, число монахов, прекративших поминать Константинопольского Патриарха из-за его экуменизма, в настоящее время превысило сто человек. При этом все они уже получили уведомления о необходимости покинуть свои келии.

Кто стал инициатором их изгнания, не сообщается, однако поскольку Афон находится в прямом подчинении Константинопольской Патриархии, многие считают, что таким образом Патриарх Варфоломей пытается изгнать со Святой Горы своих критиков и тем самым утвердить свою власть после Критского Собора.

Однако, практически все несогласные монахи отказываются добровольно покидать свои келии, в результате чего их возможное удаление с Афона станет насильственным и вызовет большой скандал в православном мире.

Критский Собор до сего дня встречает серьёзную оппозицию на Афоне. Ещё накануне Собора ряд афонских монастырей и Священный Кинот выступили с критикой подготовленных для принятия на нём документов.

По окончании собрания на Крите более 50 монахов-келиотов (в том числе старец Гавриил Карейский) в открытом письме Священному Киноту и игуменам афонских монастырей назвали «Святой и Великий Собор» «разбойничьим» и «антиправославным», призвав прекратить поминовение Вселенского Патриарха Варфоломея.

Монашествующие призвали Кинот собрать «Священный Синаксис» с единственной темой — осудить тексты Критского Собора. В письме подчеркивалось, что они изучили «тексты так называемого Святого и Великого Собора, а также ответы выдающихся богословов и архиереев… Вывод состоит в том, что собор был антиправославным, разбойничьим и еретическим».

Авторы обращения привели 12 доводов. Среди них отмечалось, что Собор следовал «новым подходам по темам и в практике», не стал собирать всех епископов и нарушил православную соборность, использовал антиправославные методы. «Не было достаточной информации у православной общественности, вместо этого скрывались решения в рамках Предсоборного процесса», — отметили авторы письма.

Святогорцы заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма, а другие ереси, «наконец, достигли своей цели — признания сект церквами», то есть «папство, как и другие еретики, признаются церквами, а не ересью». В письме также говорилось о том, что Собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Святой Горы Афон к папству и экуменизму.

«Поэтому мы просим и ожидаем, рассматривая это как вашу духовную обязанность и долг, созвать чрезвычайный двойной Синаксис и осудить, на основании изложенного выше, этот так называемый Собор как еретический, неканонический и разбойничий». Монашествующие предупредили, что если этого не сделает Кинот, то тогда они сами будут вынуждены это сделать и прекратить поминовение Константинопольского Патриарха на богослужениях.

Открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов.

Комментарии