О католическом происхождении трехперстия
Латинское изображение Христа
Цитата из Летописи Цезаря Барония, под числом первым, лист 140: «Стефа́нъ Формо́са изъ гро́ба изъя́ти повелѣ̀, и облаченнаго въ папежскie одежды на прeсто́лѣ посади́ти, и повeлѣ̀ съ нѣго одежду о́ную совлещи, и ТРИ ПЕРСТЫ, ими же быва́етъ благословѣ́нie, отсѣщѝ, и тѣло его въ Ти́веръ рѣ́ку воврещѝ» (Лѣтопись Баронія, лис. рм҃ /140/).
В 13 веке папа римский Иннокентий III писал: «Креститься следует ТРЕМЯ ПЕРСТАМИ, ибо это делается с призыванием Троицы» («De sacro altaris misterio», II,45). Папа Иннокентий III известнен тем, что в 1215 году учредил печально известный церковный трибунал – «священную» инквизицию, а несколько ранее, в 1212 году, организовал так называемый «Крестовый поход детей», унесший тысячи детских жизней. Также именно папа Иннокентий III организовал 4-ый Крестовый поход против православных христиан Востока. После длительной осады в 1204 году крестоносцы заняли оплот восточного Православия – Константинополь и в результате трёхдневного грабежа и убийств почти полностью уничтожили город. Рыцари-грабители создали Латинскую империю, а папа рукоположил католического патриарха Константинопольского. С еретиками-крестоносцами на Восток пришло и трёхперстие, постепенно распространяясь среди восточных христиан, оно в конечном итоге совершенно вытеснило и заменило собой древний апостольский обычай двуперстного крестного знамения.
Сложе́ние па́льцев (слав. перстосложе́ние) при совершении крестного знамения, рекомендованное папой Иннокентием III в XII веке вместо привычного до этого двуперстного (= из двух пальцев) сложения. После завоевания Константинополя крестоносцами в XIII веке трёхперстие стало распростаняться на греческом Востоке и к XV в. почти полностью вытеснило у греков древнее двуперстие. Впоследствии римокатолики перешли к следующей стадии десемантизации перстосложения – отказу от сложения перстов вообще и совершению его всей рукой без исповедания догматов при помощи пальцев.
О трёхперстии у католиков и светские исследователи пишут. К примеру, Б. Успенский:
Книгу скачать
В Уставе бенедиктинского монастыря св. Августина в Кентербери, по рукописи первой половины ХІV в., читаем: «Затем да научит каждого [послушника] делать крестное знамение ТРЕМЯ ПЕРВЫМИ пальцами правой руки, проводя прямые линии от вершины головы почти до ног и от края левого плеча к правому плечу» («Deinde doceat singulos facere crucis consignacionem, quae scilicet tribus primis digitis dextrae manus a summo capitis quasi ad pedes et a summitate sinistri humeri usque in dextrum humerum protrahatur directe») Thompson, I, с. 402; ср.: Thurston, 1911/1953, с. 13.
В Уставе бенедиктинского монастыря св. Августина в Кентербери, по рукописи первой половины ХІV в., читаем: «Затем да научит каждого [послушника] делать крестное знамение ТРЕМЯ ПЕРВЫМИ пальцами правой руки, проводя прямые линии от вершины головы почти до ног и от края левого плеча к правому плечу» («Deinde doceat singulos facere crucis consignacionem, quae scilicet tribus primis digitis dextrae manus a summo capitis quasi ad pedes et a summitate sinistri humeri usque in dextrum humerum protrahatur directe») Thompson, I, с. 402; ср.: Thurston, 1911/1953, с. 13.
А вот интересное свидетельство:
ИСКУСИТЕЛЬ И ДЕВА
«НЕИЗВЕСТНЫЙ МАСТЕР. XIII в. ИСКУСИТЕЛЬ И ДЕВА. 1240-е. Слепок. Подлинник. - Музей города и собора. Базель. Швейцария.
Искуситель, дьявол, в короне «князя мира сего» и одежде модника XIII века соблазняет мир, представленный в образе неразумной девы. О дьявольской сущности соблазнителя свидетельствуют жабы и змеи — адские звери — которые ползают у него по спине, и хвост, переходящий в пламя, вырывающееся из пасти чудовища Левиафана. Группа располагалась по сторонам главного входа в собор Базеля».
Положение десницы «модника-искусителя» меня удивило своей схожестью с одним известным всем нам жестом. (фотографировал на мобильный телефон).
Комментарии
Отправить комментарий