Прот. Андрей Марченко: Слово о соборности
"И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа" (Из чина божественной Литургии).
Именование Церкви в Символе веры - Соборная уже само по себе свидетельствует о том, что Церковь есть Собор, и о том, что каждый, кто становится членом Церкви, становится участником этого всецерковного Собора.
По дару, полученному через Божественное помазание, каждый член Церкви равен другому, и поэтому каждый является сопричастником церковной соборности, духовного равенства перед общим Небесным Отцом.
Пастырям Христовых овец необходимо не только не бояться соборности, но и поощрять ее в каждом из членов Церкви. Помогать каждому из своих духовных чад найти свое место в церковной жизни, раскрыть свой дар служения общей пользе, обрести свой личный путь в деле созидания Церкви. Священнослужители не должны пренебрегать советом и мнением мирян, памятуя учение об этом святых отцов: "Первые нуждаются в последних; так как одни сами по себе не могут устроить Церковь" (блж. Феофилакт Болгарский: толкование на 1 Кор. 12:21); "Взаимная нужда членов Церкви друг в друге великую всевает любовь между ними" (св. Ефрем Сирин: толкование на Еф. 4: 1-16); "Не может сказать голова ногам: вы мне не нужны, ибо есть у нас члены, кажущиеся слабейшими, однако оказывающиеся необходимыми для нас - Бог соразмерил Церковь, как и тело, и дал большую часть меньшему, дабы не было разделения в самом теле Церкви, как не бывает какого-либо раздора в членах тела" (св. Ефрем Сирин толкование на 1 Кор. 12:14-25).
Выразителями описываемого единства народа Божия должны являться совместные Соборы представителей всех степеней клириков и мирян. Причем это необходимо не только для практического всесторонне взвешенного решения насущных церковных проблем, но, прежде всего, для удовлетворения естественной для каждого христианина потребности - постоянного единения друг с другом во всем, что касается церковной жизни.
В Церкви не может быть неважных вопросов для кого-либо из Ее членов, но каждая даже на первый взгляд несущественная проблема должна находить отклик у всех без исключения Ее сынов. Соборность должна быть живая, не ограничивающаяся совещанием одних лишь иерархов, но всего церковного народа, по возможности распространяя свои пределы на все вопросы церковной жизни, как большие, так и малые.
Мы должны понимать, что Соборы выполняют не только функцию церковного управления и устройства, но являются также средством общения членов Церкви, выражения подлинного единства всей Церкви в Духе Святом. Собор Церкви - это свидетельство ее духовной жизни. Апостол Павел высоко ценил именно эту сторону христианских собраний, призывая не забывать общения (Евр. 13:16) и не угашать Духа (1 Фесс. 5:19).
Поэтому братское общение между собой всех без исключения членов Церкви - вот смысл подлинной соборности.
Признание права мирян на полноценное участие в церковной жизни однозначно будет свидетельствовать о том, что Церковь это не только иерархия, а иерархия и народ вместе. Ибо все вместе мы составляем единую семью и все отвечаем за ее благоденствие, а поэтому и участвовать в устроении церковной жизни должны все.
Такое представление о Церкви как о единой семье, как об общине, все члены которой всецело участвуют в церковном строительстве, восходит к временам апостольским. Пример подлинной соборности и единодушия являет нам уже первый в истории Церкви Собор - Собор апостолов. Дееписатель Лука, описывая деяния Апостольского Собора, свидетельствует об участии в его работе всех христиан, бывших на тот момент в Иерусалиме, причем все они принимали в Соборе самое живое, самое непосредственное участие. "Апостолы и пресвитеры со всею Церковью рассудили" (Деян. 15:22), - сказано в Деяниях.
Но апостольский Собор не стал первым и последним всенародным Собором. Церковный историк Евсевий пишет о подобных собраниях верных против ереси монтанистов: "верующие начали часто и во многих местах Азии собираться". Святой Киприан Карфагенский также свидетельствует о единодушном участии в церковных Соборах, как клириков, так и мирян, ибо "Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере". Исходя из этого, святой Киприан всегда проводил церковные Соборы с участием как иерархов, так и мирян: "С самого начала епископства моего, - пишет святитель пресвитерам и диаконам, - я положил за правило ничего не делать по одному моему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа". По свидетельству св. Киприана, подобным образом Соборы проводились и в Римской Церкви - епископ Римский Корнелий всегда все обсуждал со "славным совозседающим с ним клиром и святейшим знаменитейшим народом". Вся древняя Церковь была солидарна в созидании Тела Христова: "истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4, 15-16).
Поскольку Церковь древняя являла собой единство всех членов, то и теперь необходимо поддержание этого церковного устройства, чтобы народ Божий единодушно созидал свой общий Дом - Церковь, чтобы миряне были не бездумными исполнителями воли иерархии, но активными участниками церковной жизни, церковного устройства.
Впрочем, речь не о том, что иерархия в Древлеправославной Церкви противопоставила себя мирянам, ограничив их права лишь участием в богослужебной жизни. Нет, у нас всегда в Церкви присутствовало живое начало соборности. Сохраняя народность в Церкви, древлеправославные христиане всегда сообща проводили церковные Соборы с участием, как духовенства, так и мирян. Мы знаем, что в известное время мирян вообще было большинство, и это никоим образом не привело к разрушению церковного устройства, но напротив, именно такие Соборы руководили нашей Церковью на протяжении многих лет, и именно такие Соборы восстановили в Древлеправославной Церкви епископский чин 80 лет назад.
Но, к сожалению, за годы большевистских гонений практика делегировать общинами своих представителей-мирян на Соборы приобрела скорее случайный характер. То есть миряне на Соборах бывают, но редко, их участие в большинстве случаев никак нельзя назвать активным, а главное позитивным. Заинтересованность церковной жизнью у мирян резко упала, если раньше это было извиняемо, в какой-то степени, гонениями, то теперь такое положение становится крайне предосудительным. Если так будет продолжаться, то произойдет окончательное расчленение Церкви на духовную касту и бездумную, индифферентную к церковной жизни толпу мирян. Нарушится главный принцип Христовой Церкви, принцип единства духа в союзе мира к тщательному сохранению, которого нас призвало Священное Писание (Еф.4:3).
Говоря о Совместном Соборе духовенства и мирян, нельзя также оставить в стороне каноническую сторону этого вопроса. Чтобы, при привлечении мирян к активной церковной жизни, не были бы нарушены канонические постановления, согласно которым право окончательного решения того или иного церковного вопроса принадлежит, все же, епископам (IV Всел. С. 19 пр., VI Всел. С. 8 пр., VII Всел. С. 6 пр., Карф. 14, 27, 87, 141, 142, Лаод. 40 пр. и другие). Канонический строй Церкви допускает участие и клира, и мирян в соборной деятельности как советников, но не как законодателей. Поэтому правильным будет такое проведение церковных Соборов, когда на них будут присутствовать по возможности представители всех общин Церкви, свободно высказывая свое мнение по тем или иным вопросам церковной жизни, однако право утверждать решение таких Соборов должно сохраняться за епископами как смотрителями Христовой Церкви, поставленными на это Самим Господом. Ибо хотя "все мы одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор. 12:13), тем не менее, должны помнить, что между членами Церкви, несмотря на равенство в вере, существует определенная разность в служении: "Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1 Кор. 12:28), - пишет ап. Павел, поэтому и речь не о том, чтобы вверить судьбу всего Тела Церкви членам меньшим - мирянам, которым Господь определил роль не пастырей, а пасомых, но лишь к тому, чтобы по примеру древней Церкви мирянам была бы дана возможность являться свидетелями Соборных решений и советниками иерархов.
Привлечение клириков и народа к участию в Соборах даст возможность епископам составить объективное представление о положении дел в Церкви и о мнении церковного народа по тому или иному вопросу, что послужит вынесению максимально взвешенного и правильного решения.
Соборы должны проходить не как заседания парламента, и решения на них должны выноситься лишь тогда, когда нет никого могущего возразить что-либо против принимаемого решения на основании Св. Писания и Св. Предания. Недопустимо решать церковные вопросы волею большинства, ибо мы знаем, что очень часто большинство было чуждо Господа, а остаток сохранял верность Истине. Поэтому решение должно утверждаться лишь, когда оно единодушно признано всеми верными, "потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1 Кор. 14:33). Только о таком Соборе можно сказать: "Изволилось Духу Святому", а если все будет решать голосование, то это уже будет не воля Духа, а воля большинства. Церковный Собор - не партийное собрание, и руководствоваться Собор должен не мнением большинства, а авторитетом церковного Предания, ибо "всё должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40).
Священноначалие же должно неуклонно стремиться к тому, чтобы в Церкви всегда присутствовало подлинное единство клира и мирян посредством совместного участия в церковной жизни и в ее устройстве согласно со Св. Писанием и канонами Церкви. Дабы был церковный народ един друг в друге, как едины Лица Всемогущей Троицы: "да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15:28) и да будет во всех нас "одно сердце и одна душа" (Деян. 4:32).
Протоиерей Андрей Марченко
Комментарии
Отправить комментарий