Еретичествующие греки возглавили Большой Московский Собор 1666-1667 гг.


"Выписки из Священного и святоотеческаго Писания и творений святых отцов и учителей Церкви. О внесении патриархом Никоном и его преемниками новизны и ложнаго учения" 

Глава 43

Канонические погрешности Греческой церкви

Греки сообщаются в молитве с еретиками

Арсений Суханов, С. Белокурова ч. 2, стр. 50, изд. 1893 г.:
А греки со армены, и с римляны, и с франки молятся в церкви единой и святыню им дают, с верными вместе дают на обедне: а в Яссах ляцкий бискуп на крещение на водосвящении облачался на соборе с митрополитом волосским. 
Стр. 208. Греки с еретики армяны и франки духовныя и простыя вместе моление творят.

Древнее учение

Молящиеся с еретиками подлежат извержению

Кормчая Трех толковая святых апостол, правило 10, стр. 18, изд. 1901 г.
Моляися со отлученными, сам такожде да отлучен будет. Толкование. Аще кто молится с еретики в церкви, или в дому со отлученными от церкви, сам такожде да отлучен будет.

Там же, правило 45, стр. 84.
Епископ, или презвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви, да будет извержен.

Там же, Славянская Кормчая, стр. 85.
Моляися с еретики, да отлучится. Аще же яко причетники приимет я, да извержется. Толкование. Епископ или презвитер, или диакон, если помолится токмо с еретики, или в дому, или в церкви, да отлучится.

Святаго поместнаго собора Лаодикийскаго, правило 33.
Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем.

Толкование Вальсамона.
Настоящия три правила имеют одинаковую силу: ибо повелевают верным не есть вместе с еретиками, не молиться с ними, не принимать от них благословения.

Там же, Славянская Кормчая, Лаодикийскаго собора правило 33.
С еретики и со отвергшимися от соборныя церкви, да не помолится никто. Толкование. Аще помолится кто с еретики, или с отлучившимися своею волею от соборныя церкви, сам отлучен да будет.

Карфагенскаго собора правило 9. Толкование Аристина, стр. 394, по изд. 1903 г.
Точно также не должен быть в общении с верными и тот, кто имеет общение с еретиками и молится вместе с ними: но должен быть изгнан из церкви.

Севаст Арменопул, книга 1, сечение 2, л. 12 обор., изд. 1908 г.
С моляися иудеем, или еретиком, да извергнется.

Матфей Властарь, состав 1, лист 29.
Четыредесять пятое святых апостол правило помолившихся со еретики епископы или презвитеры отлучает.
Лаодикийскаго тридесятое же третие со еретиком и раздорником отнюдь не повелевает нам молитися.

Никон Черныя горы, слово 63, л. 552.
Яко не достоит с еретики, или раздорники молитися.

Древлеписьменныя послания патриархов и митрополитов, глава 11. Послание Михаила патриарха Константиня града антиохийскому патриарху Петру о ересех латинских.
Преблаженнейшему и духовному брату и сослужебнику нашему преосвященному патриарху Божияго града великия Антиохии, кир Петру, Михаил Божиею милостию архиепископ Константина града, новаго Рима, и вселенский патриарх. Весть убо священство твое, яко от святых вселенских собор, во святых тайных жертвах церквей наших, воспоминание Римскаго папы отсечено бысть, не токмо опресночнаго ради приношения, но и других ради многих ересей... 10 ересь. Во святых апостол правиле, в десятой главизне сице глаголет: аще кто с еретиком на молитве станет, или в дому, или в церкви, да отлучится от церкви. Ониже не токмо поют с армены, их же святии отцы прокляша, но и причащаются с ними.

Акты Южной и Западной России, т. 2, стр. 272, изд. 1865 г. 
14 Ересь, еже с еретики в церкви и в костеле служити и молитися позволити.

Тертулиан, стр. 136, изд. 1892 г.
Я не могу здесь опустить описания поведения еретиков. Как оно легкомысленно, низко, какой оно носит земной характер, лишено важности. Среди их не знают, кто оглашенный, кто верный: они входят, слушают, молятся все вместе, даже вместе с язычниками, если таковые присутствуют.

Симония в Греческой церкви, т.е. совершение рукоположения за деньги

В. Архангельский, Очерк истории Греческой церкви со времени падения до наших дней, стр. 112, изд. 1885 г.
Духовенство в Греческой церкви размножилось таким образом до того, что на каждое селение приходилось по два, по три и более священников, эти неустройства Греческой церкви заметили даже и наши отечественные путешественники.... И ставит их Константинопольский патриарх... А сами патриархи от поставления в митрополиты берут по три тысячи золотых, а с епископов по пяти тысячь ефимков, а с попов по сту золотых.

Свящ. Лукьянов, Путешествие в святую землю, стр. 46.
Таково поставление бывает всегда греческим патриархом, а своими митрополиты не ставятся, и действа никакова не бывает, а сами патриархи от поставления в митрополиты берут по три тысячи золотых, а с епикопов по пяти тысячь ефимков, а с попов по сту золотых.

С. Князьков, Как начался раскол Русской церкви, стр. 41 и 42.
Корыстолюбивые греки... и готовы продать нам тысячу раз Христа, коего Иуда продал лишь один раз. За деньги они посвящают свинопасов и мясников, которых не посвятили бы в Белой России свои епископы.

В. Архангельский, Очерк истории, стр. 123.
О соблюдении церковных правил теперь не могло быть и речи. Константинопольская церковь руководствовалась канонами только при изследовании преступлений политических и преступлений против богослужения, а при низложении и возведении в духовныя степени она не знала их.

Проскинитарий Арсения Суханова, часть 2, стр. 210, изд. Белокурова, 1894 г.
Патриархи от поставления в митрополиты берут по три тысячи золотых, в епископы по пяти тысячь ефимков, а с попов по сту золотых или ефимков

Древнее учение

Рукоположение, совершенное за мзду, недействительно и горше ереси

Правило святых апостол 29.
Аще кто епископ, или презвитер, или диакон деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он и поставивший, и от общения со всем осечется, яко Симон волхв мною, Петром.

6 вселенскаго собора правило 22. 
Епископ и презвитер, и диакон, и всякий причетник, поставлен быв на мзде, да извержется и с поставльшим его.

4 вселенскаго собора правило 2, полный перевод, стр. 166.
Поставляи святитель на мзде в причет церковный, горее Македония духоборца... купяи и продаяи поставление, даже и до церковнаго ключаря, своих степенй да отпадут: ходатайствующии же пречетницы, убо сана да отпадут: мирстии же человецы, и черноризцы, да будут прокляти. Толкование. По великому убо Василию, горее есть Македония духоборца, иже непродаемую Божию благодать продает.

7 вселенскаго собора правило 5 и 19, стр. 594 и 595.

Послание св. Тарасия, патриарха Константинопольскаго к папе Адриану, в полной Кормчей, стр. 594, изд. 1884 г.

Ибо великий и первый архиерей Христос Бог наш рек через пророка: живу аз, токмо прославляющыя мя прославлю. Ведаешь, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония, и его последователей духоборцев менее нестерпима. Ибо сии пустословят, аки бы Святый Дух есть творение и раб Бога и Отца: а те, как мнится, делают его своим рабом. Поелику всякий господин все, что имеет, аще восхощет, продает, раба ли, или иное что из стяжаний своих. Такожде и покупающий, желая быти господином покупаемаго, ценою сребра приобретает оное. Таким образом, творящие беззаконное сие дело уничижают Духа Святаго, согрешая равно с теми, кои богохульно говорили, аки бы Христос изгонял демонов от Веельзевула, или справедливее рещи, уподобляются Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям за цену сребра... Там же, стр. 614. Рукопологатели суть служители Святаго Духа, а не продавцы: ибо приняв туне, по гласу Господню, туне должны и преподавать. И кто покушается приобресть благодать Святаго Духа золотом, тот отвержен, потому что не возможно работать Богу и мамоне. И эта уродливая ересь нечестивее ереси Македония и прочих духоборцев, ибо те хульно говорили, что Святый Дух раб Бога, а эти делают его своим рабом, дерзая продавать его, как рабов, и через это уподобляясь Иуде... Страница 616. Аще же не продается (предъявлено бо, яко отнюд никакоже), то кроме всякаго прекословия несть в них благодати Пресвятаго Духа, сиречь иерейства освящение: и аще не прияша то ниже имут... Страница 620. Приял еси священство образом несвященным, священства недостойно пенязьми украв вещь небесную, вторый Каиафа, сребром неизреченныя тайны купив: но есть надежда приложится тебе на благость, противное бо что рещи тебе не хощу... Страница 621. Едино сие зря, яко и Каиафа священство купив, егда на Христа сие вооружив. Всяк убо иже священство купив, Каиафа христоубийца обретается: купяи священство вторыи Каиафа.

Севаст Арменопул, книга 1, сечение 1, надпись 4, лист 5 обор., изд. 1908 г., г. Балахна.
Тарасия ко Адриану, папе римскому, послание, на пенязех хиротонисующа, злочестившия Македония и при нем духоборец полагает, и предателю Иуде мнит подобныя Духа и Святыя сребрянники продающа, яко он серебрянники продаде Сына.

Там же, книга 3, лист 103 и 104 обор.
Безсумненно, глаголане несть в них благодати Всесвятаго Духа, сиречь иерейство святьба.

Греческий патриарх Иеремия разрешил мясоястие в посты

Н. Каптерев. Характер отношений России к Востоку, стр. 121.
В 1715 году Петр Великий обратился к Константинопольскому патриарху с просьбою разрешить ему лично и всему русскому войску, во время походов, на мясоястие во все посты, обещая за это патриарху свои милости. Там же, стр. 469 и 470. В конце 1716 года явился в Москву грек Григорий Ватаци и привез с собою к государю три грамоты от патриарха Иеремии. Первые две грамоты заключали в себе разрешение государю и всему войску на мясоястие во все посты, исключая недели перед причастием... С Григорием Ватаци прислал письма... Петру Андреевичу Толстому и к Шафирову... При этом письме приложена была и сама патриаршая разрешительная грамота на мясоястие Толстому во все посты... Государь был очень доволен полученным от патриарха разрешением ему и всему войску на мясоястие во все посты и в благодарность за это дал Константинопольскому патриарху жалованную грамоту с назначением ему ежегодной дачи в три тысячи рублей. Стр. 472. Что все их (греков) услуги русским имеют в виду корыстную цель получить за них возможно большую плату, что греки готовы все продать, ли бы подороже, готовы на всякую послугу, лишь бы за нее хорошо заплатили. 

Древнее учение

Разрешающие в посты мясоястие подлежат извержению, отлучению от церкви и проклятию

Святых апостол правило 69, в полной Кормчей, стр. 127.
Аще кто епископ или презвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен... Страница 128. Вальсамон. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать, ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которыя разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании.

Правило 6 вселен. собора 56, стр. 224.
Армене во святыи великии пост сыр и яйца ядят по вся субботы: повеле убо собор сей от того удалятися. Аще же кто преслушает се, да отлучится. Аще ли причетник, да извержется.

Номоканон, правило 215.
Великий же Афанасий глаголет, разрешаяй среду и пяток, сей распинает Бога, якоже иудеи. Ибо в среду предастся, а в пяток распятся. Разве точию в богоявленских и в пентикостии, и в седмицы от церкви разрешенныя, такожде в праздники разрешаяй не повинен есть. Там же, правило 216. Аще кто от подвижных инок, кроме немощи телесныя, разгордится, и преданныя посты, хранимыя церковию, разоряет, сущу в нем свершенному разуму, анафема да есть.

Потребник Большой, лист 72, 2-го счета.
Иже аще яст млеко и яйца в великий пост, в субботу, и в неделю, да будет проклят.

Там же, глава 71, лист 10 обор. 2-го счета.
Проклинаю отвращающих христианский пост, святыя великия четыредесятницы, егоже латыни сами не хранят, ни иноцы их. Отвергше апостольское и отеческое предание во временех мнящагося их поста, во всю сырную седмицу мясо ядят, яко не ведят, что есть сырная седмица. Начинают же великий пост от среды первыя недели, а в понедельник и вторник первыя недели великаго поста мясо ядят, и сыр, и яйца.

Книга О вере, глава 15, лист 127.
Всякий может познати, яко сие своевольное поветрие из двора римскаго возниче, и поражени им быша все человецы.

Богословская энциклопедия, том 4, стр. 1045.
Чревоугодный бог со учеником своим Мартином Лютером: надобно в полках не смотрети поста и в пост ясти мясо, чтобы полковые люди в воинстве были сильны, в бою крепки, не ослабели бы в брани от поста и воздержания.

Летопись Арсения, стр. 392, изд. 1899 г.
Крестоносцам давалось, именем папы, полное отпущение грехов и разрешение от постов на время войны.

Беззакония в Греческой церкви

В. Архангельский. Очерк истории Греческой церкви, стр. 113.
Есть факты, поднимающие даже волосы дыбом, которые сделаны в этом отношении. Обложены были деньгами не только крещение, брачныя дела, погребение и самыя малейшия церковныя отправления: но и исповедь и приобщение. Священники продавали отпущение во грехах, для живых и мертвых. Удобнейшее время для этого был Великий пост. Если кающийся признавался, что нарушил ту или другую заповедь, то духовный отец налагал на него, служащий к его пользе денежный штраф.

Князьков. Как начался раскол, стр. 41.
Корыстолюбивые греки под сению благочестия волочатся по нашим странам без нужды и совершают многие поступки против правил святых, чрез что падает добрый церковный порядок. Всякия святыни они обращают в товар, и готовы продать нам тысячу раз Христа, коего Иуда продал лишь один раз. За деньги они посвящают свинопасов и мясников, которых не посвятили бы в Белой России свои епископы. За деньги разрешают всякие браки и позволяют одному мужу переменить пять, шесть жен, отсылая старых в монастырь. За деньги отпукают людям грехи их без исповеди и без покаяния, дают разрешительныя грамоты тому, кто дает деньги и таким образом, отсылают души прямо в ад. За деньги продают святое миро.

В. Архангельский. Очерк истории Греческой церкви, стр. 182.
Епископы по прежнему продолжали угнетать своих пасомых Отнимать у них имущество их, торговать таинствами и обрядами, запрещать поселянам, за неуплату им прав погребать умерших, крестить детей, заключать браки. 1 февраля 1851 г. жители Триккальской епископии подали жалобу на имя правительства прошение следующаго содержания: однажды епископ триккальский потребовал за дозволение похоронить одного крестьянина пятьсот пиастров. Родители и родственники умершаго отказались уплатить такую страшную сумму. Вследствие этого епископ запретил священнику той деревни, в которой находился покойник, хоронить его. Жители, естественно, взбунтовались и принудили священника похоронить умершаго. Узнавши об этом, епископ повелел схватить священника, привести его к себе и заключить в тюрьму, а церковь непокорной деревни запереть на шесть месяцев... Там же, стр. 183 и 184. Очевидно, что управление и нравственность греческаго духовенства весьма сходны с римским управлением и нравственностию католическаго духовенства в средние века. От служителей Восточной церкви также мало может выйти возрождение церкви, как оно не могло произойти от римскаго клира 15 века.

Федор Пермяков



Комментарии