О внесении патриархом Никоном и его преемниками новизны и ложного учения: О незаконном проклятии древнего церковного предания


Выписки из Священного и святоотеческаго Писания и творений святых отцов и учителей Церкви

Отвергающие древнее предание и проклинающие держащих оное — отступники благочестия и прокляты.
Св. Никифор Константинопольский, ч. 1, стр. 172.

Священники не рекоша, где есть Господь, и держащии закон не ведеша мя, и пастыри не чествоваша на мя (Иерем., 2, 8). И скиния моя опусте, понеже обуяша пастыри и Господа не взыскаша... Изыде беззаконие из Вавилона, от старец судей, иже мняхуся управляти людей (Дан., гл. 13, ст. 5).

* * *
Деяние 7 собора, том 7, стр. 270, изд. 1891 г.
Божественные отцы наши не говорили и не проповедывали ничего подобнаго. Эти лжецы имя отцев присвояют себе самим: они далее назвали себя даже седьмым собором, но одним мудрец сказал: да хвалят тя искреннии, а не твоя уста, чуждии, а не твои устне (Притчи, 27, 2). Они и ни кем не научены, и ни от кого не получили себе одобрения, а только сами себе присвоили одобрение, и однакоже хотят, чтобы люди называли их отцами и добиваются того, чтобы быть учителями кафолической церкви, а на церковь клевещут. Стр. 212. На словах они прикрываются личиною благочестия, а на самом деле совершают нечестие. Устнами они восхваляют благочестие, а сердцем далеко отстоят от него, никак не соглашаясь признавать предание, которое в предыдущее время вполне принимали святые, которых было так много. Стр. 210. Положивши ложь в основание своей надежды, они истинной надежде говорят: мы не хочем знать путей твоих и не желаем следовать древнему преданию. Итак, они услышат от основателя ея Христа: не знаю вас. Между тем, они принимают на себя вид торжествующаго диавола.

Св. Феодор Студит, ч. 1, письмо 36, стр. 233, изд. 1867 г.
Я надеюсь, возлюбленныя чада, что вы проводите мирную и богоуставленную жизнь. Поэтому обращу речь к нужному. Что же это? Когда мы раскроем нечестивое их учение и покажем причины, по которым они анафематствовали нас вместе с другими, то совершенно обнаружится, что они не просто еретики, но отступники от евангелия Божия, проклинатели святых и нарушители правил.

Блаж. Иероним, ч. 1, письмо 17, к Марку пресвитеру, стр. 48.
Если меня обличают ариане, то это так и должно быть. Если же православные, то, порицая вышеизложенное вероучение, они перестали быть православными.

Св. Феодор Студит, ч. 1, письмо 33, стр. 220.
Но как бы стараясь получить себе название совершенных еретиков, они на другом открытом соборе подвергли анафеме несоглашающихся с беззаконным их учением, или лучше, всю кафолическую церковь, и из тех, которые встретились им, одних изгнали далеко, других заключили под стражу, возобновив опять гонение по здешнему обыкновению. Стр. 233. Притом они оскорбили и самого Бога при священнодействии венчания и произнесли анафему на Него посредством анафематствования защищающих закон его. 

Деяния вселен. соб., том 1, стр. 140. Послание св. Кирилла к обвинявшим его.
Не только на нас, и на других епископов всей вселенской церкви, еще живых, но и на наших отцев, отшедших к Богу, произнесена анафема.

Блаж. Феодорит, на Даниила, ч. 4, гл. 11, стр. 231.
И слышания и потщания возмутят его от восток и от севера, и приидет в ярости мнозе, еже проклясть и погубити многи. 
Толкование: Потом смущенный (антихрист) каким то слухом, возвратится и приидет в ярости мнозе, чтобы проклясть и погубить многих. А тем и другим речением выражается одно и то же: ибо погубить значит лишить благочестия, а проклясть провозгласить чуждым онаго.

Св. Феодор Студит, ч. 1, письмо 24, к Феоктисту магистру, стр. 184.
И делать, и говорить что нибудь вопреки постановленным правилам и законам она не позволяет, хотя и многие пастыри нередко безумствовали, составляя великие и многочисленные соборы, и церковью Божиею называя себя, и, повидимому, заботясь о правилах, а на самом деле действуя против правил... Так, господин, собор есть не просто собрание епископов и священников, хотя бы их и много было, ибо сказано: лучше един правденик, творящий волю Господню, нежели тысяча грешник (Сирах, гл. 16, ст. 3), но собрание во имя Господа, для мира и соблюдения правил, и для того, чтобы связывать и разрешать не как случится, но как следует по истине и по правилу, и по точному рассуждению... Ибо слово Божие по свойству своему не вяжется (2 Тим., гл. 2, ст. 9). И епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежняго.

Там же, письмо 48, к Афанасию сыну, стр. 287.
А большинство, присвояющее себе власть без доказательства, устрашить может, но убедить — никогда. Какия тысячи убедят меня считать день ночью, или медную монету признавать золотою, и за таковую брать ее, или принимать явный яд вместо годной пищи?

Кормчая, глава 71, л. 641. Об освященных правилех.
Вся, яже чрез церковнаго предания и учительства и воображения святых, и приснопамятных отец, ново сотворенная и соделанная, или по сем содеятися хотящая, анафема. И паки по сем глаголет, ко иже в небрежение полагающим священная и Божественная правила Божественных отец наших, яже церковь утверждают, и все христианское жительство украшают, и к божественному наставляют благобоязньству, анафема. Сей святый собор в сих двоих проклинаниих всяко отражает мнение и суетное сопротивославие. Последуяй же прежде его святым собором, той собор свят есть, не последуяй же прежде его святым собором, не свят, но сквернен есть, и отвержен.

Преп. Иосиф Волоколамский, сл. 12, стр. 468, изд. 1896 г.
Сеже паки глаголю от святых писаний, яко не последует Божии суд, ни патриаршескому, ни епископскому, не токмо отлучению, но ниже проклятию, аще не по Божию волю проклянет кого. Диоскор убо еретик, патриарх Царяграда, со Евтихом собраша собор со единомудренными себе епископы, и прокляша блаженнаго Флавиана, патриарха Царяграда, и не последова им Божественныи суд, но сами прокляти быша от Бога и от человек, понеже не по воле Божией прокляша, и блаженный Флавиан со всеми святыми пречтен бысть. Потом же Копроним, с патриархом своим и со единомудренными его епископы, прокляша великаго Германа патриарха и всех поклоняющихся святым иконом, и сами прокляти быша: а блаженный Герман со апостолы, патриархи и исповедники причтен бысть... Виждь, яко аще кто недостойне проклянет кого, или свяжет, себе проклянет и свяжет, якоже вси сии, проклявшии святыя сия отца. И доволна сия на извещение, яко не последует Божий суд ни патриаршескому, ни епископскому, не токмо неблагословению и отлучению, но ниже проклятию, аще неповинне проклянет. Виждь, яко не последует еретическому проклятию Божественный суд, но клятва их на них возвратится. И все еретицы, проклинающии християн, себе проклинают. Аще проклинаяй Авраама, проклят по Божественному гласу, кольми паче еретик и отметник Христов, проклинаяй християнина, сам проклят. И многие еретики прокляша христианина, сам проклят. И мнози еретицы прокляша христиан, и не последова им Божественный суд, но сами прокляти быша. (Страница 474). Такоже еретицы, проклинающе христиан, осуждени быша, и осудятся со диаволом во огнь вечный, християне же их ради клятвы сподобятся небесному царствию от Христа Бога, яко Господь наш Исус Христос рече: блаженни есте, егда поносят вам, рекут всяк зол глагол на вас, лжуще мене ради. 

Деяние 7 вселенскаго собора, том 7, стр. 261, изд. 1891 г.
Неудержимые распространители этого новшества не могли поклонить своей шеи под церковное предание: но ослепленные выбором подходящих к их мысли мест и убеждением, что постигли истину, они отвергли благочестивое предание и не могли утолить жажды из потока удовольствия, так как он не мог быть в них источником воды, текущей в жизнь вечную. Вместо этого, орошаясь водою, взятою из зараженных луж, они произращают стебли зловонные, имеющие плодом своим горькую желчь, прилагая ложь ко лжи.


Комментарии