Сравнение старого (дореформенного) и нового (послереформенного) текстов. Часть 1
Богослов XVII в., соузник протопопа Аввакума диакон Федор, так говорит по этому вопросу:
«Аз же той в Символе старом во всех словеньских книгах святых неизменно от начала веры, и подобает ему нужно быти ту и неотменно, понеже противу Ария еретика поставлен ту, яко рожен (кол) острый, от святых отец наших Перваго Собора Вселеньскаго. Арий бо тварь глаголаше Сына Божия быти, сиречь создана от Бога Отца; святые же отцы исповедаша, по Писанию Святому, рожденна от Бога Отца, а не сотворенна. Сия суть сила во азе том содержится».
К этому добавить, пожалуй, нечего, разве только напомнить, что благодаря союзу «а» в Символе веры «с особенной выразительностью изложено учение о единосущии Сына с Богом Отцом».
Чин Крещения
1. Старый текст: «Запрещает ти, диаволе, Господь наш Исус Христос пришедый в мир и вселивыися в человецех».
Новый текст: «Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех».
Кто же пришел в мир и вселился «в человецех»?
2. С.: «Велий еси Господи… молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый».
Н.: «… ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый».
Столь грубую ошибку в основополагающем таинстве можно расценить как явную диверсию врагов христианства.
3. С.: «И вообрази Христа твоего в хотящем породитися святым крещением от моего недостоинства».
Н.: «…хотящаго породитися моим окаянством» (т.е. самым скверным качеством?)
4. С.: «Отрицаюся сатаны и всех дел его и всея службы его и всех аггел его и всего студа его».
Н.: «…и всея славы его».
5. С.: «угодная Тебе сотворити и соблюсти».
Н.: «угодная Тебе сохранити».
6. С.: «запретившим бури и ветром».
Н.: «запретившим бури ветров».
7. С.: «поставльшаго горам предел, и холмом ярем, и удолиям мерило».
Н.: «поставльшаго горы ставилом (?) и удолия мерилом (?)».
8. С.: «и быстрое свое восприим действо».
Н.: «и острое (?) Твое употребивый действо».
9. С.: «обещаваешилися Христу?»
Н.: «сочетаваешилися Христу?»
10. С.: «породи его в жизнь вечную».
Н.: «обнови его в живот вечный».
11. С.: «да не ктому чадо телесное будет».
Н.: «да не ктому чадо тела (?) будет».
12. С.: «Тебе молятся звезды».
Н.: «Тебе присутствуют (?) звезды».
13. С.: «даже до конца победителя всем покажи».
Н.: «даже до конца победители вся покажи» (бессмыслица).
14. С.: «осиявая того Духом Святым».
Н.: «приходя ему (?) Духом Твоим Святым».
Фрагменты из книги Бориса Кутузова "Церковная реформа XVII века".
Комментарии
Отправить комментарий