П.П. Суховей. Историко-культурное наследие старообрядческой Елионки

Храм святого великомученика Георгия Победоносца (РДЦ)

Представление о старообрядцах сложились ещё в давние времена и идут они от былых религиозно-церковных распрей. Гонения на старообрядцев продолжались до 20-го века и только на соборе 1971 года были признаны ошибочными.

Так старообрядцы представлялись чуть ли не врагами государства Российского. Их поселения облагались двойными налогами, а принадлежность к вере регистрировалась, непременно указывалась в паспорте. Для широкого круга исследователей тема старообрядческого движения в России была почти запретной, и наше время не внесла достаточно ясностей. Отсюда и недостаток достоверной информации о региональных культурах старообрядчества, порождающий множество кривотолков, домыслов, беспочвенных легенд и противоречивых выводов.

Особое место в истории старообрядчества принадлежит Стародубью, территории, заселённой бежавшими сюда ревностными поклонниками старой веры. Появление первых старообрядческих поселений относится к первым временам раскола церкви – второй половине 17-го века.

По свидетельству Ивана Алексеева, одного из исследователей старообрядчества, первые старообрядцы появились здесь в 1669 году (7177 год от сотворения мира). И привёл их сюда московский священник Кузьма. Поэтому местное население прозвало их ещё и «москалями».

Одним из первых старообрядческих поселений была Елионка. Александр Матвеевич Лазаревский в книге «Описание старой Малороссии» том 1-й «Полк стародубовский» о слободе Елёнка на стр.445-447 пишет, что при ручье Еленке «осажена Михаилом и Ильёй Рубцами на грунтах пана Черноокского в 1682 г.». Автор ссылается на Румянцевскую опись.

Со временем название Елёнка изменилось в название Елионка, как и в административном отношении: слобода-посад-село.

После событий Северной войны, когда шведы оказались в местах, заселённых старообрядцами, и те встретили их как врагов, Петр I особым указом разрешил им жить открыто. В 1715 году Елионка, как и все старообрядческие поселения была отписана на государево имя, к большому неудовольствию помещиков. Рубцы даже пробовали судиться, но безуспешно. Было организовано особое управление старообрядческими поселениями с центром в Климово. Поселения росли очень быстро и с 1782 года в них вводится самоуправление. Так Елионка принимает статус посада, а делами управления ведает ратуша.

После реформы 1861 года Елионка входит в Соловскую волость. На время первой Всероссийской переписи в 1897 году в Елионке имеется 3201 человек, 759 дворов. До 1919 года Елионка относилась к Черниговской губернии, а с 1919 года к Гомельской губернии, Соловской волости. В 1929 году Елионка оказывается на территории Западной области Клинцовского округа Понуровского района, Елионского с/с. В 1937 году Елионка уже входит в Орловскую область Стародубского района. С образование Брянской области 16 ноября 1944 года Елионка относится к Воронокскому району, а в 1957 году – к Стародубскому.

Чем же старообрядцы Стародубья привлекали внимание? В отличии от окружавших селений, поселения старообрядцев отличались плановостью. Исконно Стародубские поселения строились не по плану. Такой тип поселений называется «звездообразный», т.к. все улицы начинались с центра. Улицы были неровные, дома приспосабливались к местности. А улицы старообрядческих поселений строились по единому плану, хотя планировки местности учитывались. Улицы были ровные, дома ставились по одной линии. План с.Елионка имеет форму перевёрнутой лодки: три линии улиц идут с севера на юг вначале параллельно, а потом соединяются. Лодка-ковчег у христиан это символ спасения. Такая планировка села Елионка является особенной.

Если посмотреть на карту, то планировка таких старообрядческих поселений, как Лужки, Воронок также имеет строгую плановость.

Ещё особенность планировки с. Елионка объясняют тем, что своих взрослых детей родители отселяли за огороды. Так возникали новые улицы.

В общем старообрядческие поселения строились по западному образцу, как Санкт-Петербург (1703 г.). С этого времени все вновь возникающие поселения создаются по плану.

Интересна и социальная сторона старообрядчества Стародубья, в том числе и Елионки.

Если последователями старой веры в Сибири и на Урале было купечество, то на Брянщине это были в основном представители ремесленников, мелких торговцев. Хлебопашество было не в почёте. «Упражняются больше в промыслах и торговле, и притом одни нанимаются в извоз товаров у купцов под горилку и мыло, а другие отвозят в иностранные города – Варшаву и Кёнигсберг, промышляют же солью и рыбой, покупая на ярманках в Полтаве, Городище и Новороссийской губернии, в Кременчуге, а пеньку, конопляное масло в ближайших селениях, равно сало, лой, рыбу и соль. Распродают тут же окольничным обывателям. С конопляного семя сами выращивают до 4000 ведер и это развозят для продажи в степные города, а сало и лой на мыльные заводы в раскольничьи слободы Климову, Зыбкую, Клинцы» - писал Лазаревский по данным 1781 года. Упоминается здесь, что некоторые жители занимаются иконописанием.

На время первой Всероссийской переписи в 1897 году в Елионке проживало 3201 человек. Население уже начало идти на убыль. Объясняется это тем, что старообрядцы были народом предприимчивым, грамотным и они быстрее, чем другое население края в поисках лучшей жизни уезжали, и порой навсегда.

Основным видом хозяйственной деятельности являлось щетинное производство. Одни скупали щетину, другие перерабатывали, третьи занимались сбытом изделий. Были попытки среди жителей Елионки организовать производства по переработке пеньки и производству спичек, но они разорились.

Разбогатевшие купцы Гусевы открывают щетинную фабрику. Потом, развернувшись, они имеют щетинную фабрику в Клинцах, завод растительного масла в Климово, покупают ряд помещичьих имений, имеют склады в Одессе. В самой Елионке купцы II гильдии имели роскошную усадьбу.

В начале XX века Елионка была известна, как торговое село. Всего было 42 лавки. Купец Неронов имел большую галантерейную лавку. Андреев С.Д. владел галантерейным магазином. Пекарня принадлежала Горелову Анисиму Федоровичу, кондитерская – Янковскому.

В центре стояла казённая винная лавка, но имелось и другого рода заведение, открытое в начале ХХ века в районе современного парка. Называлось оно «Народная чайная и безплатная библиотека-читальня».

Так что, говоря о старообрядцах мы должны иметь в виду не только их фанатичную преданность вере, стремление разбогатеть, но и людей с широким кругозором, уважающих грамотность, чтение.

Интерес к знаниям, к образованию всегда был присущ сторонникам старой веры. Из поколения в поколение передавались знания старославянского языка и крюковой нотной грамоты. До открытия земской школы в Елионке была церковно-приходская школа, в которой работали Махотнины Афанасий Никитич и Екатерина Романовна, закон Божий вёл священник Чернышев Н.С. В 1892 году в здании посадской управы было открыто высшее начальное городское училище. Открыто оно было по инициативе купцов Гусевых. Учение было платным, поэтому улиться здесь мог не каждый. Но слава об этой школе шла далеко. Здесь учились дети из Семёновки, Трубчевска, Климово, Клинцов, Стародуба.

В 1896 году открылась земская начальная школа, в которой начал работать Александр Иосифович Сибирко. Зданием школы был частный амбар: три стены были глухие, только с одной стороны два окна. В школе было три класса, а учитель один.

В 1913 году одноврменно с церковью земство построило здание начальной школы, в котором занимаются и сейчас.

Не смотря на все гонения, на все потери старообрядчество выстояло. Оно сохранило неповторимый колорит ушедшей от нас России, свою исконно русскую многогранную культуру. Стародубье и сегодня является одним из старообрядческих центров. В г. Новозыбкове находится архиепископия Русской Древлеправославной Церкви.

Старообрядцы были талантливы во всём. Они не только писали иконы, украшая их высокохудожественными окладами, и не только печатали свои книги. Архитектурные строения до сих пор восхищают своей добротностью и красотой, а планировка поселений – своей правильностью. Старообрядческий уклад жизни формировал внешний облик слобод. Дома строились массивные, иногда на подвалах. Хозяйственные постройки купеческих подворий обносились высоким, часто кирпичным, забором с внушительными воротами и наличниками, как бы в обликах крепостей.

Но живая душа умельцев стремилась сгладить суровость сложившегося быта. Природные, особенно растительные мотивы покорили воображения мастеров и они воплотили их в дереве, камне, железе. Каждый мастер стремился украсить объект по своему, неповторимо. Основным излюбленным средством декора была резьба.

Общественные здания украшались более строгой резьбой. Народные мастера понимали роль завершений в постройке. Они выглядели в виде шатров, шпилей, куполов. Не упускали случая усилить завершение зданий путём устройств слуховых окон, балкончиков.

К сожалению, дерево – недолговечный материал. Поэтому мы имеем лишь немногочисленные образцы конца 19-го – начала 20-го века.

Изучение истории и культуры старообрядчества – прежде всего задача познавательная, раскрывающая перед нами мысли и чувства людей конкретной эпохи, позволяющий глубже узнать историю своего края, а значит лучше понять настоящее.

Суховей П. П.


Храм святого великомученика Георгия Победоносца

Храм святого великомученика Георгия Победоносца находится в центре села Елионка, главенствует в его застройке. Построен местными мастерами-плотниками в 1910 г. на средства купцов Гусевых. Стены рублены из бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный пятиглавый ярусный храм в характерном для Брянщины нач. 20 в. русском стиле, с рядом элементов в духе украинского барокко. В сложной композиции здания доминирует основной объем из двух поставленных друг на друга восьмериков, завершенных большим граненым куполом и стройной главкой. К граням нижнего восьмерика по сторонам света примыкают пониженные боковые пристройки, пятигранный алтарь и более крупная прямоугольная трапезная. Между ними в углах поставлены еще более низкие трехгранные прирубы, завершенные стройными барабанами с вытянутыми куполами и главками. Вместе с главой над алтарем они группируются вокруг центрального купола, создавая богатый силуэт здания. Его дополняет трехъярусная колокольня, широкий нижний ярус которой несет четверик; восьмерик звона был увенчан приподнятым куполом со слухами и вытянутой вверх главкой (утрачен). Фасады здания украшены различными карнизами и членениями с резными подзорами. Наличники окон, сгруппированных по два и по три, усложнены треугольной верхней частью, а входные проемы - козырьками. Декоративность отделки усиливает обшивка стен тесом - горизонтальным, вертикальным и "в елку", с угловыми накладными пилястрами. В интерьере основное восьмигранное помещение храма, окруженное низкими прирубами, имеет наклонные грани при переходе к верхнему восьмерику, который перекрыт граненым куполом. Широкими проемами оно связано с алтарем, трапезной и боковыми частями, а узкими дверьми — с угловыми помещениями. Стены изнутри обшиты тесом и окрашены масляной краской. В четверике имеется надпись об окраске здания в 1913 г. П.С. Абрамовичем.

Настоящее название Иоанно-Знаменский храм. После закрытия храма в период советской власти церковь была складом зерновых. Примерно в 1973г. летом был пожар от удара молнии... Со временем произошло разрушение купола колокольни. Храм изначально принадлежал белокриницким старообрядцам. После передачи храма Русской Древлеправославной Церкви храм освятили в честь святого Георгия Победоносца (по названию рядом стоящей тёплой церкви, ныне не сохранившейся).

В настоящее время в храме регулярно идут Богослужения. Настоятель храма священноиерей Александр Новоселов.

Комментарии