Спор новообрядца с древлеправославным христианином: об изображении Агнца на иконах

Новообрядец: До Шестого вселенского собора существовал в Церкви Христовой обычай писать Христа, показуемого перстом Предотечи, в виде агнца, а Шестой вселенский собор 82-м правилом отменил этот обычай и постановил впредь писать образ Христа по человеческому Его естеству. Вот вам первый пример. Если, по-вашему, нельзя отменять предания церковные, то, следовательно, Шестой вселенский собор погрешил в этом. Но неужели можно осмелиться сказать, что святой вселенский собор погрешил или потерял благочестие чрез это отменение! Что вы мне на это скажете?

Древлеправославный: Прежде всего я должен вам сказать следующее: Церковь Христова не может отменять только те предания и обряды, которые преданы божественными апостолами и святыми отцами и которые вполне согласны с истинным учением христианским. Приведенный же вами пример говорит о себе совершенно противное. Обычай писать Христа в виде агнца установлен не святыми апостолами и не святыми отцами, а иконописцами, и не всеми, а только
некоторыми, как это ясно видно из самого 82-го правила Шестого собора: На некоторых честных иконах изображается перстом Предотечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления  мира (Правила полных переводов). 

Вальсамон в толковании на это правило говорит следующее: Итак, этот (ветхозаветный) агнец прообразовал Господа. Почему и великий во пророках и равноангельный Предотеча, увидев Господа Исуса Христа Бога нашего, сказал: се Агнец Божий, вземляй грех мира (Ин 1,29).  Некоторые, представляя на святых иконах святого Предотечу, изображали насупротив его Агнца, показуемого перстом Предотечи. Итак, запрещая это, святый собор определил, что, поелику агнец был принят во образ истины, а с пришествием истины прешли и сени, и образы, и знамения, то хотя мы почитаем и образы, и сени, как знамения истины, но предпочитаем истину; посему и определили упразднить принадлежащее к образу, а вместо агнца на святых иконах представлять Самого Господа нашего Исуса Христа и Бога нашего по человеческому естеству. 

Как из самого правила, так и из толкования на него ясно видно, что изображение Христа, показуемого перстом Предотечи в виде агнца, не есть апостольское или святоотеческое предание, а обычай, выдуманный некоторыми иконописцами (изображателями), явно противоречащий апостольскому учению, так как он представлял собой ветхозаветную сень, а не самую истину, тогда как, по учению апостола, сень есть закон будущих благ: Сень во имыи закон грядущих благ, (а) не самый образ вещей (Евр 10,1). А потому, изображая Богочеловека в виде того сеновного агнца, который был закалаем иудеями пред бегством из Египта, этим выражали служение как бы не самому образу, а лишь только сени. А это и осуждает святой апостол Павел следующими словами: Имамы же олтарь, от него же не имут власть ясти служащий сени (Евр 13,10).

Следовательно, Шестой вселенский собор не отменил апостольское или святоотеческое предание, а, напротив, оградил Церковь Христову от нарушения апостольского учения некоторыми  изображателями Христа в виде сеновного агнца. Таким образом, первый приведенный вами пример не только не оправдывает реформ Никона и его единомышленников, но и осуждает.

(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).

Комментарии