Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О служении литургии в Великий четверг


Новообрядец: Я вам приведу еще следующий пример: Кар­фагенский собор в 50 правиле (по полным переводам) постановил: «Святое таинство алтаря да совершается людьми неядшими. Исклю­чается из сего единый в году день, в который вечеря Господня со­вершается». Видите, святой собор повелевает в Великий четверг литургию совершать, принявши пищу, а Шестой вселенский это правило отменил и постановил, чтобы и в Великий четверг литургия была совершаема «неядшими». Вообще можно очень много различ­ных изменении найти в древней Христовой Церкви и вместе с тем нельзя ее признавать еретическою. Что вы на это скажете?

Древлеправославный: Действительно, из ваших слов видно, что Шестой вселенский собор отменил 50-е правило Карфагенского собора. Но с какою целью было сделано это отменение, это можно видеть из 29-го правила Шестого собора, которое и почитаем сполна: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, разве людь­ми неядшими, кроме единого в году дня, в который вечеря Господ­ня совершается. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распо­ряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставити благоговей­ную строгость, то последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в четыредесятницу, в четверток последния седмицы разрешати пощение и тем безчествовати».

Для более же полного уяснения причин отменения 50 правила Карфа­генского собора послушайте, — я прочитаю хотя одно толкование Зонара на 29-е правило Шестого вселенского собора: «Отцы Кар­фагенского собора постановили, чтобы совершающие таинство алтаря, то есть священнодействующие, во весь остальной год пе­ред совершением пребывали в посте, кроме Великого четвертка, ибо в этот день совершается вечеря Господня. А отцы сего Шесто­го собора определили этим правилом, что прикасающиеся к таин­ствам и совершающие оные, и в этот день должны пребывать в посте, говоря, что оные божественные отцы сделали тогда такое распоряжение, может быть, по каким-нибудь причинам, полезным для Церкви в тех местах; а ныне, когда не настоит никакой необхо­димости, не должно пренебрегать строгостию и апостольскими и отеческими преданиями и разрешать пост в четверток на послед­ней седмице четыредесятницы и тем всю четыредесятницу безчествовать и делать безполезною. Апостольскими же и отеческими преданиями эти божественные отцы назвали 59-е правило святых апостолов и 50-е правило Лаодикийского собора; ибо первое тех, кто не постится в святую четыредесятницу пред Пасхою кроме препятствия от немощи телесной, извергает, если они посвящен­ные, а мирян отлучает; а лаодикийское правило говорит, что в чет­верток последней седмицы четыредесятницы не подобает разреша­ти пост и всю четыредесятницу безчествовати, но во всю должно поститься с сухоядением. Карфагенские отцы потому, говорят, постановили, чтобы священнодействие в Великий четверток со­вершалось не неядшими, что, как полагают, Господь в этот день прежде совершил со Своими учениками законную пасху, потом преподал Свою таинственную, и что апостолы в то время как вку­шали таинственную Пасху не были неядшими, как вкусившие законной Пасхи прежде сея; итак, по сему образу и карфагенские отцы определили совершать таинства в Великий четверток» (Корм­чая полного перевода). 

Не ясно ли отсюда, что отцы Шестого вселенского собора, отменяя правило 50 Карфагенского собора, имели цель в точности и неприкосновенности сохранить апо­стольское и святоотеческое предание. Относительно же отцов Карфагенского собора Шестой вселенский собор высказался, что они, может быть, имели к тому какие-либо причины, полезные для Церкви в тех местах, кои были подчинены карфагенской Церкви. А ваша господствующая церковь, в лице бывшего патриарха Нико­на и других пастырей ее, только и дело делала, что старалась все­ми силами искоренить апостольские и святоотеческие предания и, мало того, искоренить, — всячески обругала эти предания и похулила святых отец, засвидетельствовавших неприкосновен­ность их. Ну, скажите, Бога ради, откровенно и беспристрастно, оправдывает ли этот пример реформу бывшего патриарха Никона?

Новообрядец: Наши миссионеры, конечно, не согласятся с вашими доводами, но если смотреть действительно беспри­страстно, то приходится согласиться, что этот пример к оправда­нию реформы патриарха Никона не подходит.

Древлеправославный: Теперь послушаем, что будете приводить еще.

(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).

Комментарии