Новоиконоборческая ересь в новообрядчестве
В 1666-1667-х годах Большой Московский новообрядческий собор, который собрал всех представителей новообрядческих юрисдикций того времени, проклял Древлеправославие и установил новообрядчество, в числе других ересей, которые напридумывал, постулировал и такую ересь, что нельзя якобы на иконах изображать Бога Отца в виде Старца. Это у них запрещено, и не отменено до сих пор. Конечно, абсурдность этого показывает сама практика церковная, потому что у них-то продаются такие иконы. Продаются во множестве, постоянно продаются, и продавались, и продолжают продаваться. Однако, постановление еретическое до сих пор не отменено. Мало того, оно получило поддержку академиков, профессоров богословия, таких как Успенский. Написаны целые работы в защиту этого лжеучения. Оно получило развитие, и довольно сильно развивается в недрах новообрядчества. Многие там, именно священнослужители, привержены этому, и не только в РПЦ, РПЦЗ, но и у греков. Из-за этого даже у греческих ИПЦ, где распространено это лжеучение, произошли расколы многочисленные, вот из-за этой новообрядческой ереси.
В Древлеправославии же эта ересь осуждена в 1553-1554 годах на Московском Поместном Соборе под председательством митрополита Макария, в присутствии царя Иоанна Васильевича. Собор рассматривал дело дьяка Висковатого, который возбудил смуту в московском, русском обществе того времени при росписи царских палат. Были приглашены новгородские иконописцы, которые славились в то время на Руси. Они стали писать иконописные сюжеты..., и в т.ч. прекрасные древние иконы, где и Бог Отец, и Отечество, и прочие. Этот дьяк увидел (а он начитанный был, ну и потом ересей нахватался) и стал смущать: да что это такое? что это пишут? А он человек выдающийся был. Как управляющий делами царского двора. Почему и был такой резонанс, что пришлось собираться целому собору. И там уже митрополит Макарий его вразумлял, этого дьяка Висковатого. А он говорил: как? где? Бог же Отец не воплощался! - и прочую чепуху, которую говорят все эти новоиконоборцы. И до сих пор повторяют их профессора: "Сын воплотился, а Бог Отец же не воплощался! Почему мы Бога Отца пишем?" А митрополит Макарий вразумлял его, говоря: "Мы пишем Бога Отца по пророческим видениям, которые были явлены в Ветхом Завете. Пророку Даниилу был показан Ветхий Деньми, Который восседал на престоле, и пророку Исайе был показан Бог, Который сидел на престоле высоком, превознесенном; и пророку Иезекиилю был явлен Бог в человеческом виде, Господь на престоле херувимском...
Дьяк пытался суесловить, сопротивляться, но его все вразумили, и в конце концов он сдался, покаялся, ему епитимью наложили, на какое-то время отлучили от Причастия, молитвенное задание дали, чтоб почистил немножко душу и смирился и не мудрствовал паче соборного разума. Ему привели тогда аргументы, что и на Афоне пишут такие иконы, и мы оттуда ж принимаем их, и что вся Греция (это еще до раскола было) тоже принимает, и везде, весь православный мир! А тут такой умный нашелся, дьяк Висковатый! Решил восстановить чистоту Православия! Ну, дьяк-то покаялся, но ересь эта была возобновлена (без ссылки на него) на Большом Московском соборе. И до сих пор немало, знаете, священников, которые увлекаются этой ересью. И я встречаю их до сих пор. Она такая, знаете, именно как протестантская, рационалистического плана, ловушка такая. Там есть тонкости. Они ссылки подыскивают на святых отцов, на Седьмой Вселенский Собор. Но неправильно все это понимают. Неправильно интерпретируют.
Кратко скажу, не вдаваясь в большие тонкости. Сказано в 15 правиле Двукратного Константинопольского Собора, что если кто начнет проповедовать открыто ересь, уже осужденную отцами и Соборами, - лжепастыри! Так, когда они начали в XVII веке на соборе вот эту ересь проповедовать - уже ж до этого она была осуждена в XVI веке! - они уже все подпадают под это осуждение. Во вторых, вся православная практика, предания говорят нам, что все время писали до раскола все иконы: на Афоне, весь мир писал! А Седьмой Вселенский Собор говорит, что если кто дерзнет отменять древние церковные предания, "писаные или не писаные" (а здесь это предание изображения Бога Отца, и "писаное" уже было на Соборе, и "неписаное" уже везде применялось на практике)... - и они на такое дерзнули!
Во-вторых, вот это их учение, что нельзя Бога Отца изображать, что Он, значит, не видим и не вополощался. А Дух Святой воплощался? А почему мы Его символически изображаем в виде голубя? По пророческим видениям, как Он пророкам являлся. А почему Бога Отца нельзя изображать, как Он пророкам являлся? Получается, они по существу отделяют Бога Отца от Духа Святого. Бога Духа Святого изображать можно символически, и Седьмой Вселенский Собор об этом указывает в Деяниях, а Бога Отца нельзя? Так что, получается? Ведь по учению богословов, если у Личностей одна сущность, то у Них и свойства существенные одинаковы. Но если разные свойства Личностям придавать, кроме уже определенных Преданием, получается, у Них тогда и разные сущности подспудно проповедуются. И если Дух Святой может изображаться символически, а Бог Отец принципиально не может, значит у Них разные сущностные свойства. Значит Бог Отец и Бог Дух Святой разносущные! Вы понимаете, что получается? Они делают разносущными Бога Отца и Бога Духа Святого! Потому что известно давно, что все Лица Святой Троицы во всем одно, кроме ипостасных свойств: рождаться, исходить и рождать, изводить. Остальное все одинаково. А они придумывают новое ипостасное свойство, что Бог Отец не может никак символически быть изображен, а Духа Святого можно, получается. И что тогда получается? Новшество? Новые ипостасные свойства? - или разносущность. Видите, какая ересь? Но они там много чего суесловят, выдергивают, неправильно толкуют православные богослужения, толкуют деяния Седьмого Вселенского Собора.
И конечно, для интеллигентного человека, который не смирен и не воспитан в церковном предании, и может даже просто проявить беспечность, он может увлечься. Потому что логика у них, как у всех еретиков, обманная, есть, как у тех же католиков. Но просто если не верить им на слово, а разобраться с тонкостями, тогда видишь, на чем они споткнулись.
Но вот знайте, что эта у новообрядцев ересь не отмененная, эта ересь у них существует, и в значительной степени развивается и проповедуется внутри новообрядчества. То есть они больны, к сожалению, новоиконоборчеством. Так что, получается, не только в общем смысле, но и даже буквально, формально, нынешний праздник Торжества Православия, по поводу, по которому он был основан, своей актуальности далеко-далеко не потерял.
Из проповеди древлеправославного священника в Неделю Торжества Православия.
11/24 марта 2024 г.
Комментарии
Отправить комментарий