ХРИСТИАНСТВО В КИТАЕ. Часть 1. Несториане и иезуиты
От автора
Моя авторская работа о христианстве в Китае ("История Христианства в Китае: никониане и старообрядцы") продолжалась в течение нескольких лет (не систематически - от раза к разу). Мне пришлось перерыть море литературы на эту тему, сидеть в библиотеках, искать фотографии (нашла, в основном, в интернете). Здесь не будет каких-то особых научных и исторических открытий, просто решила немного упорядочить хронологию возникновения и развития христианства на китайских землях.
В основном, речь пойдет о Православии: новообрядчестве и старообрядчестве. Тема Древлеправославия в Китае вообще очень скудно освещена в публицистической литературе, но меня она волнует в первую очередь, поскольку я сама являюсь древлеправославной христианкой. И с этой позиции я и попыталась развернуть тему христианства в Китае как в целом, так и в частности. Работа не окончена. Появилось много других, немаловажных дел в жизни, поэтому как есть. Но, по возможности, буду продолжать писать. Не судите строго: я ведь не историк, и не писатель. Просто люблю историю, литературу и пытаюсь открыть что-то новое для себя и, по мере возможности, поделиться этими крупицами знаний с единомышленниками. А писательство - это очень удобный вид деятельности для данной цели.
И да! Отрывки из своей работы я уже ранее публиковала на разных сайтах, поэтому этот текст не выдержит проверку на авторство. Да я и не задаюсь такой целью, для меня важно делиться, как я и отметила выше, моими знаниями с людьми, интересующимися историей Христианства и Китая.
Елена Ключинская
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение (возникновение христианства в Китае и деятельность христианских миссионеров).
2. Предпосылки создания и открытие первой Русской духовной миссии в Китае в XVII веке.
3. Деятельность Русской духовной миссии в XVIII веке.
4. Первые старообрядцы на территории Китая.
5. Жизнь древлеправославных христиан на китайских землях после русской революции 1917 года.
------------------------------------
Вступление. Возникновение христианства в Китае и деятельность христианских миссионеров.
Проповедь апостола Фомы в древнем Китае.
Несторианство в Китае.
Активная деятельность римско-католических миссионеров на китайских землях.
Глава I. Вторая половина XVII века. Предпосылки создания и открытие первой Русской духовной миссии в Китае.
Набеги русских казаков.
Албазинский острог и первые православные святыни.
Первая Русская Духовная Миссия.
Глава II. Деятельность Русской духовной миссии в XVIII веке.
Мысль об учреждении епископской кафедры в Китае.
Вторая Русская Духовная Миссия.
Третья Русская Духовная Миссия.
Глава III. Первые старообрядцы на территории Китая.
Глава IV. Жизнь древлеправославных христиан на китайских землях после русской революции 1917 года.
Переселение в Китай
Село Романовка
___________________________________________________________________
"Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим[1]" (Исаия. XLIX, 12).
ВСТУПЛЕНИЕ
Возникновение христианства в Китае и деятельность христианских миссионеров
Проповедь апостола Фомы в древнем Китае
Во исполнение слов Спасителя: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19), апостолы Христовы разошлись во все концы вселенной, дабы возвестить народам земли Животворное Евангельское Учение. Слово Истины достигло также и далеких восточных земель древнего Китая.
В Церковном Предании сохранились некоторые свидетельства о посещении древнего китайского государства в I веке апостолом Фомой, который, совершая путешествие в далекую Индию, где и принял мученический венец в 53 году от Рождества Христова, на малое время задержался в Китае и проповедал там Слово Божие. Так, например, в службе святому апостолу Фоме из сирийской Минеи Малабарской церкви несколько раз упоминается о его проповеди Евангелия на землях Эфиопии, Индии, Персии и Китая, а в Книге Соборных постановлений, относящейся к первым векам христианства, в 19 главе говорится о епископских кафедрах Китая. Надо думать, что древняя проповедь святого апостола Фомы явилась верной предпосылкой для создания в дальнейшем на территории Китая этих кафедр. О китайской митрополичьей кафедре упоминает и сириец Эбедисус, который предполагал ее основание там в V-VI вв. архиепископом Селевкийским Эхеусом (411-415 гг.) или несторианским патриархом Силасом (503-520 гг.). Также в Истории жизни и подвигов апостола Фомы, которая была изложена на основании писаний Оригена и Евсевия, мы можем встретить косвенные свидетельства о евангельской проповеди в пределах Китая во время жизни апостола. И по сей день это предание сохраняется среди христиан Индии.
Работавший в Китае в 1615 г. иезуит-миссионер Николя Триго писал о том, что апостол Фома "обратил к истине китайцев и эфиопов", благодаря ему "Царство Божие пришло в Китай", и что китайцы в память о святом Фоме "поклоняются священному Имени Бога". Прибывший в Китай в 1556 году доминиканский монах Гаспар да Круз также сообщил, сославшись на слова одного армянского паломника, что армяне хранят свидетельства о посещении апостола Фомы китайских земель с проповедью Слова Божия. Но будто бы, вскоре после прибытия в Китай, святой апостол не увидел плодов своих трудов по благовестию и покинул страну, оставив там трех или четырех своих учеников. Гаспар да Круз свидетельствовал также о нахождении в одном из монастырей Китая (в Кантоне) скульптуры «женщины с ребенком у шеи» и горящей лампады перед ней. Идольские жрецы не смогли тогда объяснить смысл этого изображения. Осталось невыясненным, была ли та скульптура христианским образом со времен проповеди апостола Фомы, или же это был очередной языческий идол. Однако хочется верить, что образ Божией Матери с Богомладенцем на руках не ушел из памяти древних китайцев, но воплотился в виде скульптуры и остался памятником истории в честь посещения апостола Фомы китайских земель с проповедью о Спасителе и Его Пречистой Матери.
Несторианство в Китае
Официальная версия знакомства Китая с христианством, подтвержденная документально, говорит нам о приезде в VII веке в страну несториан. В 635 году, во времена династии Тан (618-907 гг.), небольшая группа несторианских миссионеров во главе с епископом Алобэнем прибыла из Персии в Чанъань, бывшую в то время столицу Китая. Алобэня со спутниками радушно встретили при императорском дворе, и ему было поручено перевести несторианские тексты для дворцовой библиотеки.
Династия Тан ознаменовалась в истории как период процветания Китая. Имели место многочисленные зарубежные контакты империи с нынешними странами: Кореей, Японией, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Ираном и Аравией. Жизнь в столице империи протекала в постоянных общениях с представителями различных культур и религий. Помимо несторианства, в VII веке в Китай проникли из Персии также зороастризм и манихейство, а из Аравии – ислам. Поэтому так тепло были встречены несториане при дворе, а проповедь о «сияющей религии», как назвали древние китайцы христианство, нашла место в их сердцах.
В дальнейшем несторианство прижилось в Китае ровно настолько, насколько к нему благоволили императоры со своей знатью. Из истории известно, что несториане более стремились завоевать расположение императорского двора, нежели привести к христианству простой народ. Так, известный британский ученый-синолог XIX века Джеймс Легг, выделяя три причины заката китайской несторианской церкви, говорил: "Мы не можем не прийти к выводу, что несторианские учителя думали, что будет лучше работать сверху вниз от вершины общества, чем снизу вверх от его оснований. "Что еще они могли сделать в этих обстоятельствах?" – могут спросить многие. Но финал показал, что они заблуждались, думая, что улыбки при дворе и портреты императоров в их залах означают настоящие победы христианства". В годы правления Шэн-ли (698-700 гг.) несторианство часто подвергалось нападкам со стороны буддистов, но устояло.
В дальнейшем, во времена деятельности императора Сюань-цзуна и последующих правителей вплоть до Дэ-цзуна (780-783 гг.), при котором был воздвигнут памятник несторианству – стела, христианское учение, хоть и искаженное ересью Нестория, все же существовало и пользовалось вниманием и уважением китайцев. Кстати говоря, христианство в Китае к тому времени настолько было трансформировано и адаптировано в процессе переводов сирийских текстов на китайский и приспособления к местной культурной традиции, что на фоне этого не только стала вполне незаметной несторианская ересь, как таковая, но и все общехристианское учение в целом подверглось большим изменениям и искажениям.
Наиболее известным несторианским памятником явилась вышеупомянутая стела 781 года, воздвигнутая во времена правления императора Дэ-цзуна и обнаруженная в пригородах Сиани (древнее название города — Чанъань) в 1625 году.
Выбитый на ней текст, открывающийся заголовком "Памятник распространения сияющей религии (несторианства) из Да-цинь в Китае" (Дацинь цзинцзяо люсин Чжунго бэй), является важнейшим документом по ранней истории китайского христианства. Стела была обнаружена во времена активной деятельности в Китае католических миссий. Ее тексты ясно выявляют тенденции китайских несториан повернуть христианское учение в русло даосизма. (Как известно, даосизм произошел от слова «дао», означающее «путь»)[2].
Надпись на сирийском и китайском языках, вырезанная на стеле, гласит:
«В то время как светлейший император Тайцзун во славе и блеске начал свое счастливое царствование, просвещая свой народ и мудро управляя им, в царстве Великий Цинь (Сирия) жил человек высокой добродетели, по имени Олопен; прорицая по светлым облакам, он принес сюда священные рукописи и, наблюдая за гармонией ветров, преодолел трудности и опасности (путешествия).
В 9-й год Чжэн-гуань Олопен прибыл в Чанъань. Император послал своего министра-военачальника Фан Сюань-лина во главе эскорта в западное предместье, чтобы встретить и сопровождать гостя. Его рукописи были переведены в библиотеке. После того как в (императорских) частных покоях учения эти были проверены, император признал их справедливыми и истинными и приказал проповедовать их и распространять».
Однако вернемся к нашему основному повествованию.
В 845 году, дабы оградить свою страну от влияния чужеземных религий и культур, таких как несторианство и буддизм, император У-цзун стал закрывать все монастыри на территории Китая и распускать в мир монахов: несториан, буддистов и даосов. К тому же, У-цзун считал, что монашествующие не приносят никакой пользы государству, но должны трудиться вместе с другими слоями населения, принося материальные плоды физического труда. Вследствие этого указа, будучи вытесненными из Центрального Китая, несториане после 845 года переместились на северо-запад страны. В XI веке они появляются вновь в северной части Китая, а после установления монгольской династии Юань (1271-1368 гг.), сменившей пришедшую в упадок династию Тан, несториане укрепляются и в Центральной части.
Во второй половине XIII века север и запад Китая заполонили еликэвэни (предположительно, слово происходит от сирийского «первосвященник, патриарх» или «христианский, несторианский»). Это были те же несториане, которые вошли в доверие пришедшей к власти монгольской аристократии. Их христианство исказилось до неузнаваемости, а нравы развратились до безобразия, как об этом свидетельствуют, например, записки фламандца Вильгельма де Рубрука, побывавшего в 1253-1255 годах у монгольских ханов. Примечательно, что на крестах еликэвэней не было изображения Распятого Христа, и вообще символ креста у них встречался крайне редко. Также в их среде наблюдалось множество случаев разнузданного поведения и нарушения церковных постановлений. В дальнейшем несторианство в Китае стало уходить в тень из-за активной проповеди миссионеров-католиков и сохранилось лишь на окраинах Китайской Империи среди неханьских народов[3].
Активная деятельность римско-католических миссионеров на китайских землях
После того как в 1278 году прошел слух о том, что монгольский хан Хубилай принял христианскую веру и крещение, Китаем весьма заинтересовался Ватикан. В это время в Китай прибыл знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, который оставил записи о своем пребывании в этой стране и о знакомстве с ханом Хубилаем.
Вскоре вслед за ним приехал туда и первый миссионер римско-католической церкви – францисканец-итальянец Джованни да Монтекорвино (1247-1328 гг.). В дальнейшем его проповедь в Китае принесла значительные плоды: в 1299 году он воздвиг в городе Даду (нынешний Пекин) первый католический храм, а к 1305 году им было крещено около 6 тысяч китайцев. Кроме того, Монтекорвино взял на воспитание 47 детей (от 7 до 11 лет) и учил их церковному пению и языкам. В 1307 году Джованни да Монтекорвино стал архиепископом Ханбалыкским.
После него в Китае проповедовал другой папский легат – Джованни де Маринолли. В Ханбалыке он пробыл три-четыре года, и его миссия оказалась последней успешной попыткой католиков укрепиться в Китае в данный период. В середине XIV века несторианские и католические приходы на территории Китая окончательно распались из-за преобладания в стране буддизма, конфуцианства и национальных обычаев. Когда католики вновь посетили китайские земли в XVI веке и возобновили свои попытки создать римско-католическую миссию на Востоке, они нашли там лишь почитаемый, и то неосознанно, символ креста в виде китайского иероглифа, обозначающего цифру 10.
До наших дней дошли вещественные свидетельства христианства в Китае XIII-XIV веков. Это могила Катерины – дочери венецианского купца, которая умерла в Янчжоу в 1342 году. Могила украшена латинскими надписями и китайскими изображениями сцен из Жития святой великомученицы Екатерины Александрийской. Затем была найдена в Китае «Библия Марко Поло», написанная на латыни и принадлежавшая, по утверждению ее бывшего владельца, его предкам-китайцам еще во времена династии Юань. Также в Венеции хранится католический потир, изготовленный в Китае в XIII-XIV веках.Итак, в XVI веке католическая церковь вновь предприняла попытку завоевать далекий Восток в лице Китайской империи. После католического Тридентского собора, состоявшегося в 1563 году, произошло упрочение института инквизиции, а также значительно возросло влияние орденов, и, в частности, ордена иезуитов, основанного в 1534 году.
Один из первых семи членов этого ордена, испанец Франциско Ксавьер (1506-1552 гг.), возглавил многочисленную плеяду католических миссионеров новой эпохи. Для христианской проповеди в азиатские страны Ксавьер был направлен португальским монархом Жоаном III. Также Франциско потрудился и в Китае, где и скончался от болезни на острове Шанчуаньдао.
После него в Китайскую империю прибыл итальянский иезуит Маттео Риччи (1552-1610 гг.), который остался в истории как самый знаменитый христианский миссионер в Китае. Он отмечал, что китайцы избежали ошибок языческого многобожия – покровителей человеческих пороков, а также сохранили близкий к христианству «поминальный» обряд по своим усопшим сродникам.
В последствие иезуиты не прижились в Китае настолько, чтобы завоевать сердца местных жителей своей проповедью, поскольку между ними начались междоусобные беспорядки, и китайцы одних убили, а других изгнали. После римских миссионеров в страну пришли протестанты из Англии и Америки, а в XVIII веке, наконец, образовалась и Русская Православная миссия.
____________________________________________________________
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Об этой стране существуют разные толкования: "Синим, одна из стран или земель, откуда с соизволения Божьего вернутся изгнанники Израиля (Ис 49:12). Это название относили, среди прочего, к египетским городам Пелузиуму (→ Син) или → Сиене (Ассуан) и к окружающим их областям; предполагали также, что это название области в Персии или даже древнейшее в литературе Ближнего Востока упоминание Китая" (Библейская энциклопедия Брокгауза). В Острожской же Библии пишется: "... от земля Перски".
[2] «В VI в. до Рождества Христова в Китае жил философ Лао-цзы ("Старый учитель"). Лао-цзы писал о той же Модели вселенной или Управляющем Принципе, который Гераклит назвал Логосом. "Я не знаю Его имени, - говорил он, - но называю Его Путь (Дао)". Как Дао стал символом китайской философии, так Логос - символом греческой. Слово "Путь" Лао-цзы употреблял в его прямом значении и полном метафизическом смысле: Путь, Тропа или Небесная Модель, Направление, которым идет весь мир. Путь есть несотворенная Причина всех вещей. Путь созидает, и Путь "питает, развивает, заботится, дает приют, утешает и защищает" тварный мир, приводит в равновесие борьбу противоположностей» (Иеромонах Дамаскин (Христиансен). «Христос, Вечное Дао»).
[3] Неханьские народы – численно, культурно и политически не доминирующая этническая группа в Китайском государстве, имеющая некитайское происхождение (например, казахи, киргизы, монголы, тибетцы, дунгане, уйгуры, мяо, яо и многие другие представители разных национальностей).
Автор: Елена Ключинская
Продолжение следует...

























Комментарии
Отправить комментарий