Протоиерей Леонид Пляц: Беспоповская ересь и теория кенеформизма
Протоиерей
Леонид Пляц.
БЕСПОПОВСКАЯ
ЕРЕСЬ И ТЕОРИЯ КЕНЕФОРМИЗМА[1]
В результате раскола в
17-м веке, гонений со стороны новообрядческого еретического сообщества и
поддерживающей обновленчество государственной власти, староверы остались без
епископов: единственный архиерей, устоявший в истине, епископ Павел Коломенский
был репрессирован и убит сторонниками патриарха Никона. Рукополагать новых
священнослужителей стало некому. Число клириков дораскольного поставления
постепенно таяло, как в результате гонений от еретиков, так и по причинам
естественной убыли. Уходили из жизни и священнослужители-новообрядцы
дораскольного поставления, которые потенциально могли бы пополнить клир
староверов в случае перехода к нам. Неизбежно встал вопрос: что делать? Откуда
брать священников, можно ли принимать в сущем сане переходящих к нам
священников (а в перспективе и епископов), получивших хиротонию в расколе,
еретическом сообществе никониан?
Часть староверов
разрешила этот вопрос положительно, им преемствует наша Древлеправославная
Церковь. Другая часть, увы, пошла противоположным путем и образовала
еретическое сообщество беспоповцев.
Против этого заблуждения
опубликовано много прекрасных работ, и приведены правильные аргументы. Однако,
по мнению автора статьи, развитие событий в истории Церкви, полнота информации,
доступ к которой мы сейчас имеем, позволяют рассмотреть вопрос глубже, решить
проблему в самом ее корне, устранить или хотя бы обезвредить (для тех, кто
захочет услышать) первопричину ереси, на которую до сих пор не обращалось
должного внимания.
В истории Вселенской
Церкви наблюдается достаточное количество прецедентов, когда ошибочные суждения
в течение значительного времени (иногда на протяжении веков) могут существовать
и быть терпимыми на уровне частных мнений, даже высказываться и содержаться
некоторыми Святыми Отцами или Поместными Церквами. Например, мнение святителя
Григория Нисского о конечности вечных мук (апокатастисе), анафематствованное
впоследствии Пятым Вселенским Собором; западное, Римской Церкви, учение о
«филиокве» (исхождении, происхождении Святаго Духа как Ипостаси не только от
Бога Отца, но и от Сына), которое терпелось Восточной Церковью с 6-го по 11-й
век, до «великого раскола» в 1054 году, после которого было осуждено. Можно,
при желании найти и другие примеры. Такого рода ошибочные суждения могут
терпеться на уровне частных мнений до тех пор, пока из-за них не нарушается серьезно
мир в Церкви, и не происходят масштабные соборные разделения, то есть пока они
не начинают приносить серьезный вред. Тогда соборный разум вынужден реагировать
и высказываться по поводу этих, некогда «частных мнений», определенно,
квалифицируя их окончательно как ересь и отвергая их. При этом Святые Отцы,
которые придерживались данных мнений до их соборного осуждения, прощаются и
порицанию не подвергаются.
Но что делать, если в
древности по какому-либо вопросу существовали в Церкви разные мнения и они пришли
к решающему столкновению, как правильно определить истину? Необходимые критерии
изложены преп. Викентием Леринским в его труде «О вероизложениях вообще, или об
общем характере православной догматики»[2].
Необходимо исследовать, не было ли по этому вопросу соборных решений, ибо
соборные решения ставятся выше мнений частных, хотя бы последние принадлежали и
Святым Отцам. Из соборных решений – предпочитается собор более высокого уровня,
так, например, Вселенский Собор авторитетнее поместного. Если нет четкой опоры
в решениях соборов, то надлежит смотреть какого мнения придерживалось
большинство древней Церкви или большинство единой Церкви до момента
возникновения разделения. И так мы определим истину, которой должно следовать и
нам.
Теперь возвращаемся к
предмету нашего анализа. По мнению автора статьи, коренное заблуждение и
причина беспоповства кроется в абсолютизации частного мнения Киприана и
Фирмилиана из 1-го правила Василия Великого о безблагодатности,
недействительности таинств у раскольников: «…Итак,
от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совершенно отвергать,
крещение раскольников, как ещё не чуждых Церкви, принимать, а принадлежащих к
самочинным сборищам, после того как они исправятся через должное покаяние и
обращение, вновь присоединять к Церкви. Поэтому часто тех священнослужителей,
которые последовали за еретиками, принимали в том же самом чине, после того как
те покаялись… Кафары относятся к раскольникам. Однако древние, т. е. Киприан и наш Фирмилиан, рассудили вынести одно
решение обо всех них, будь то кафары, энкратиты, гидропарастаты и
апотактики. Ибо, хотя началом их
отделения послужил раскол, но отделившиеся от Церкви уже не имели на себе
благодати Духа Святого, ведь преподаяние её прекратилось из-за того, что
пресеклось преемство. Первые отступившие получили хиротонию от отцов и через
возложение их рук имели дар духовный, но поскольку они отделились, то сделались
мирянами и уже не имели власти ни крестить, ни рукополагать и не могли передать
другим благодать Духа Святого, от которой сами отпали. Поэтому отцы повелели
тех, которые приняли от них крещение, как крещенных мирянами, очищать истинным
крещением Церкви, если они к ней приходят».
Здесь сделаем небольшое
отступление, которое окажется полезным в дальнейшем. Преп. Феодор Студит в
письме к Навкратию разъясняет, что в апостольских правилах (46-е и 47-е) и в
1-м правиле Василия Великого под именем еретиков, от которых нельзя принимать
крещение, имеются в виду «еретики в собственном смысле слова», то есть те, кто
крестит не во имя Отца и Сына и Святаго Духа. А в последующих постановлениях
Поместных и Вселенских Соборов под именем еретиков разумеются и «еретики не в
собственном смысле слова», то есть крестящие во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
но расходящиеся с Церковью по другим вопросам вероучения, то есть, по
терминологии 1-правила Василия Великого, в собственном смысле слова –
раскольники, а не еретики. В дальнейшем, для удобства, мы будем по тексту
статьи употреблять термин «еретик» в традиции Соборов, то есть «не в
собственном смысле слова», а в общеупотребительном. Где же надо будет
употребить его в собственном смысле, там будем специально это оговаривать.
Следовательно, в
общеупотребительном понимании, частное мнение Киприана и Фирмилиана учит о
недействительности, отсутствии таинств у раскольников, еретиков и раздорников,
то есть у всех пребывающих вне Церкви Христовой.
В Восточной Церкви это
мнение, так или иначе, локально-частично присутствовало с древности, и сейчас
его придерживаются многие представители новообрядческих так называемых ИПЦ и
тяготеющие к ним круги «ревнителей» из официального мирового новообрядческого
православия. В дораскольной Западной, то есть Римской Церкви, за исключением
краткого, ограниченного по числу последователей и локального эпизода со
священномуч. Киприаном Карфагенским в 3-м веке (мнение которого было позже
отвергнуто соборно той же Карфагенской Церковью), всегда тотально
господствовало учение о действительности таинств у еретиков и раскольников,
выраженное в так называемой «концепции блаж. Августина». Нужно понимать, что
святой Августин не изобрел данную концепцию, а лишь традиционное учение, ему
известное (принципиально отстаиваемое, например, священномучеником Стефаном, папой
Римским[3], в
полемике с Киприаном Карфагенским), сформулировал и разъяснил на письме более
тщательно и подробно. Согласно этой концепции, таинства у раскольников и
еретиков совершаются и действительны, но служат пребывающим вне Церкви не во
спасение, а в осуждение. Если же раскольники и еретики покаются и обратятся к
истине, то таинства начинают действовать во спасение. Такое разумение
подтверждалось и широко распространенной, преобладающей с древности церковной
практикой принимать кающихся еретиков без повторения над ними таинств крещения,
миропомазания, священства и прочих.
Для преодоления
видимого противоречия своего учения с древней церковной практикой сторонники
Киприана и Фирмилиана вынуждены были прибегнуть к изобретению концепции так
называемых «пустых форм». То есть все священнодействия еретиков ничтожны,
безблагодатны, не действительны, представляют из себя только «пустые формы»
соответствующих таинств (крещения, миропомазания, хиротонии и т.д.), которые
при приеме кающихся еретиков в Церковь, через возложение рук епископских
наполняются благодатью и только тогда становятся действительными. Автор статьи
предлагает, для удобства, наречь эту теорию «концепцией кенеформизма», от
греческого «κενές φόρμες» (то есть «пустые формы»)[4].
Очевидная опасность
такого мудрования состоит в том, что если в какой-то момент, в результате
гонений, не останется в мире ни одного православного епископа, то и заполнять
«пустые формы» возложением рук будет некому. Епископат и таинство священства
вместе с ним иссякнут, и верующие окажутся в положении беспоповцев. Как это и
произошло, увы, с частью старообрядцев. Справедливости ради, можно указать на
смягчающие обстоятельства для беспоповцев раннего послераскольного времени:
жесточайшие гонения от еретиков и государственной власти, отсутствие полноты
богословской информации о материалах Вселенских, Поместных Соборов древности, о
прецедентах восстановления православного епископата в церковной истории,
недостаток духовного образования и богословской эрудиции. Ныне же достаточная
полнота информации у нас имеется, к ней может получить доступ всякий верующий и
ищущий Божией правды человек, и посему, на наш взгляд, оправданий для упорства
в кенеформистских взглядах, во всяком случае, в их крайнем, беспоповском
выражении, не осталось.
Психологически понятно
видимое удобство кенеформистского подхода в полемическом отношении, в
противостоянии еретикам на практике, в борьбе за паству. «Безблагодатное
еретическое сообщество», «причастие еретиков – пища демонов», «хлеб еретиков не
есть Тело Христово», «как только введена ересь, Ангел Божий тут же отлетел от
храма, и он превратился в обыкновенный дом», «еретики не имеют действительного
крещения» -- все таковые и им подобные выражения и некоторыми Отцами
употреблялись, и сейчас, во многих случаях, хорошо, утвердительно ложатся на
сердце православного христианина. Однако, во исполнение советов Священного
Писания «не уклоняться ни направо, ни налево» и святоотеческого учения о
«среднем царском пути», видится необходимым, в соответствии с принципами
православной догматики (см. преп. Викентия Леринского), гармонизировать все эти
выражения с полнотой Предания и церковной практики, выяснить их истинное
значение. Подобно тому, как это сделал преп. Феодор Студит в письме к
Навкратию, о чем упоминалось выше. Ибо не все выражения Отцов надо понимать «в
собственном смысле» слов, их составляющих. Необходимо толковать эти слова в
духе единства и согласия с Преданием всей Церкви. Ибо вера Церкви – это «то, во
что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все». В письме к
Навкратию преп. Феодор писал о том, что от еретиков в собственном смысле слова
таинства не принимаются, а от еретиков не в собственном смысле принимаются.
Соответственно, и выше приведенные высказывания Отцов по отношению к еретикам,
крестящим не во имя Отца и Сына и Святаго Духа, понимаются в собственном смысле
слова, как отсутствие таинств, действительно «пустые формы». А вот к еретикам,
крестящим во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то есть к еретикам не в
собственном смысле, и слова Отцов должны пониматься не в собственном смысле. То
есть таинства у них действительны, совершаются, но идут им в осуждение, так что
причащающийся в еретическом сообществе не благодатью Божией исполняется, а
очерняется демонической прелестной духовностью («причастие еретиков – пища
демонов»); хоть и принимает Тело Христово, но плоды пожинает не такие, каковы
от Тела Господня должны быть, а противоположные («хлеб еретиков не есть Тело
Христово»); от храмов еретических отлетает спасительная благодать Божия, и
наполняются они демонической прелестью, хотя на престолах и Тело Господне;
крещение действительно онтологически, но остается бездейственным ко спасению и
так далее[5].
Кратко разберем, почему
теория кенеформизма должна уступить концепции блаж. Августина, а по сути
концепции 6-го и 7-го Вселенских Соборов, Карфагенского Собора 419 г., да и
просто говоря, традиционному православному учению об этом вопросе. Для
краткости сие последнее будем именовать концепцией традиционалистов.
I. Само 1-е правило Василия
Великого, на которое пытаются опереться кенеформисты, если внимательно его
прочитать, свидетельствует о том, что концепция Киприана и Фирмилиана является
лишь позднейшим частным мнением по отношению к до них, «от начала», бывшим древним
отцам и практике этих более древних отцов противопоставляется (на это указывает
словооборот «Однако»): «…Итак, от начала бывшим отцам угодно было крещение
еретиков совершенно отвергать, крещение
раскольников, как ещё не чуждых Церкви, принимать, а принадлежащих к
самочинным сборищам, после того как они исправятся через должное покаяние и
обращение, вновь присоединять к Церкви. …Кафары относятся к раскольникам. Однако, древние, т. е. Киприан
и наш Фирмилиан, рассудили вынести
одно решение обо всех них…» И далее, собственно, в оправдание отказа от
изначальной традиции, излагается частное мнение Киприана и Фирмилиана о
безблагодатности священнодействий раскольников. По принципам же православной догматики, изложенным преп. Викентием
Леринским, древнему должно быть отдано предпочтение перед новшеством, и
новшество Киприана и Фирмилиана должно быть отвергнуто.
II. Карфагенская Поместная Церковь
(то есть родная поместная Церковь Киприана) и осуществила это соборно в 419
году в своем 68 (57)-м правиле: «Ваше
единодушие купно со мною памятует определенное на предшествовавшем соборе: в
малолетстве гибельно заблуждение их, но по достижении возраста, способного к
размышлению, познавшие истину, и безумием их возгнушавшиеся, по древнему чину,
возложением руки да приемлются в кафолическую Божию церковь, по всему миру
распространенную. Нарекание прежнего заблуждения не должно быти препятствием
принятию их в чин клира, когда они, приступив к вере, истинную церковь признали
своею, и, в ней уверовав во Христа, приняли таинства Троицы, которые, как явно
есть, все истинны и святы и божественны, и на которых утверждается все упование
души, не смотря на то, что предварившая дерзость еретиков безрассудно
стремилась нечто предати противное, под именем истины. Сие просто, как учит
святый апостол, глаголя: един Бог, едина вера, едино крещение (Еф.4:5), и то, что единожды преподавати должно, не
позволительно вновь воспринимати. Сего ради по предании анафеме имени
заблуждения, возложением руки, да приемлются в едину церковь, которая, по
реченному, есть голубица (Песн.2:10), единственная матерь христиан, и в которой спасительно приемлются все
таинства вечные и животворящие, впрочем пребывающих в ереси подвергающие
великому осуждению и казни. Что во истине светлее препровождало бы их к вечной
жизни: то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим»[6]. Ясно
изложена концепция блаж. Августина, что неудивительно, ибо указанное правило
фактически составлено антидонатистским Карфагенским собором 411 г, активнейшим участником
и интеллектуальным лидером которого был блаж. Августин. Свят. Аврилий
Карфагенский, которому принадлежит сам текст правила, был личным другом и
единомышленником блаж. Августина. Сие правило Карфагенского Собора, в числе
прочих, утверждено VI Вселенским (Трулльским) Собором во 2-м своем правиле, как
истинное и непреложное, и таким образом концепция традиционалистов о
действительности таинств у еретиков обрела вселенский авторитет в каноническом
отношении.
III. В истории Церкви наличествуют
прецеденты, когда епископат, рукоположенный еретиками, иногда в нескольких
поколениях, считался восстановившимся в православии без всякого возложения рук,
без всякого чина, просто через исповедание правильной веры. Это так называемые
случаи «самовосстановления епископата».
Одним из первых ярких
прецедентов такого рода было принятие в общение Вторым Вселенским Собором (381
г.) Иеросалимского епископата со свят. Кирилом, епископом Иеросалимским, во
главе. Прежде этого Собора весь Иерусалимский епископат и сам свят. Кирил были
в церковном общении с арианами, а значит - вне церковного общения с
Православной Церковью святых Афанасия Александрийского и Василия Великого.
Начиная с 327 года и до самого Второго Вселенского Собора официально
признававшейся государством церковью были ариане, а Православная Церковь была
гонима и составляла меньшинство (за исключением краткого царствования Юлиана
Отступника в 360–363 годах, который дал некоторую свободу православным ради
давления на полугосударственную церковь ариан, и восьмимесячного периода
царствования православного императора Иовиана в 363 году). Иеросалимский
епископат во главе со свят. Кирилом был частью государственной арианской
церкви, и сам свят. Кирил, как признается и в его Житии, был рукоположен
арианами. Ко времени Второго Вселенского Собора в Иеросалимской Церкви
сменилось уже несколько поколений епископов-ариан. Вопрос о принятии в общение
епископов Иеросалимской Церкви вызвал на Втором Вселенском Соборе острую
дискуссию, хотя свят. Кирил произнес перед Отцами Собора православное
исповедание веры и публично отрекся от арианской ереси. Победило мнение тех,
кто удовлетворился принятием православного исповедания свят. Кирилом и не
требовал никаких других действий для принятия его в качестве православного
епископа. Так православная иерархия в Иеросалимской Церкви была восстановлена
без особого чиноприема ее со стороны Православной Церкви.
В более поздние времена
подобные ситуации возникали неоднократно, но уже не вызывали споров. Так, все
без исключения епископы-участники Шестого Вселенского Собора (680–681 гг.) были
рукоположены монофелитами, ересь которых этот Собор осудил. Правда, на Соборе
присутствовали легаты (официальные представители) православно мыслящего папы
Римского Агафона, но и папа Агафон наследовал папе Гонорию (625-638 гг.),
когда-то подписавшему от лица всего епископата Римской Церкви монофелитское
вероисповедание, и папе Виталиану (657-672), который состоял в общении с
еретическим монофелистским Константинополем. В любом случае, нигде в протоколах
заседаний этого Собора, которые велись параллельно на греческом и латинском
языках и сохранились до нашего времени, не упоминается о том, чтобы римские легаты
имели какие-либо полномочия для совершения чиноприема над
епископами-участниками Собора. Да и как это могло быть, если легаты (пресвитеры
Феодор и Георгий и диакон Иоанн) сами не имели архиерейского сана? Напротив
того, Деяния Шестого Вселенского Собора подают как само собой разумеющееся
возвращение монофелитского епископата в Православие без всякого чиноприема -
только через посредство исповедания православной веры.
Таким образом, никакого официального "принятия
в Православие" бывших монофелитов никто не совершал. Они просто исповедали
веру православно, и через это "приняли" сами себя; подобно им, еще
раньше это сделали в Римском патриархате наследники папы Гонория и папы
Виталиана.
(Продолжение
следует).
[1] Данная
статья является изложением личной точки зрения ее автора.
[2] https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/o_veroizlozheniyah/#0_1
[3] Память в
нашем календаре 2 августа.
[4] Или
«концепцией кениморфизма», от греческого «κενή μορφή» («пустая форма»).
[5] Автор
статьи считает возможным и впредь использование подобных высказываний в
пастырской практике в дидактически-полемических целях, разумея их, по Феодору
Студиту, «не в собственном смысле». Например, крещение еретиков, в некоторых
случаях, можно назвать недействительным в каноническом смысле, или канонически
недействительным (ибо оно не может быть принятым Церковью без исправления и,
таким образом, остается не довлеющим ко спасению), хотя оно действительно
онтологически и т.п.
[6] https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1322
(Из Древлеправославного календаря на 2026 год Русской Древлеправославной Церкви)

Комментарии
Отправить комментарий