Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.): Введеніе во храмъ Пресвятыя Богородицы


I. Родители Пресвятой Дѣвы Маріи, праведные Іоакимъ и Анна, достигнувъ преклонныхъ лѣтъ, еще не имѣли дѣтей и молили Господа о разрѣшеніи ихъ неплодства, причемъ дали обѣтъ посвятить на служеніе Богу дитя свое, если оно имъ будетъ даровано. Господь услышалъ ихъ молитву; у нихъ родилась дочь, Пресвятая Дѣва Марія. Когда Ей исполиилось три года, Ея родители, исполняя обѣщаніе, данное Богу, привели Ее въ храмъ іерусалимскій съ тѣмъ, чтобы Она постоянно находилась при немъ. Это-то приведеніе или введеніе въ храмъ Богородицы воспоминаетъ св. Церковь, установившая праздновать это событіе 21-го ноября.

Древнее церковное преданіе разсказываетъ слѣдующее о введеніи во храмъ Пресвятой Дѣвы. Іоакимъ и Анна передъ выступленіемъ изъ Назарета собрали къ себѣ своихъ родственниковъ и друзей; шествіе открывали юныя дѣвы со свѣтильниками и пѣніемъ; онѣ шли предъ Маріей, которую вели Ея родители; такимъ образомъ совершенъ былъ весь путь изъ Назарета до храма, іерусалимскаго. Здѣсь ихъ встрѣтили первосвященникъ и священники съ молитвами и пѣніемъ. Когда подошли къ храму, то святую Дѣву поставили на первую ступень церковнаго крыльца, и Она, къ удивленію всѣхъ присутствовавшихъ, никѣмъ не поддерживаемая, взошла твердо на всѣ 15 ступеней и остановилась на верхней. Святая Отроковица, Которая содѣлалась честнѣйшею херувимъ и славнѣйшею безъ сравненія серафимъ, по внушенію Божію, вошла не только въ святилище, но и въ святое святыхъ, то-есть въ то отдѣленіе храма, куда законъ запрещалъ входить не только женщинамъ, но и священникамъ, и куда могъ вступать только первосвященникъ, и то однажды въ годъ, для принесенія очистительной жертвы за народъ.

Изъ этого необычайнаго событія всѣ усмотрѣли, что Пресвятая Дѣва Господомъ предназначена къ чему-то высокому.

Іоакимъ и Анна, по принесеніи даровъ и жертвъ Богу и по полученіи благословенія священниковъ, возвратились въ Назаретъ, а святая Дѣва осталась при храмѣ. Здѣсь въ особыхъ помѣщеніяхъ жили дѣвы, посвящавшія себя на служеніе Богу, и вдовицы. Вскорѣ сюда же переселилась къ дочери овдовѣвшая Анна, которая не долго жила послѣ своего мужа.

Пресвятая Дѣва воспитывалась подъ надзоромъ старшихъ благочестивыхъ женъ: Она упражнялась въ молитвѣ и чтеніи священнаго писанія и въ разныхъ добродѣтеляхъ; непрестанно трудилась, занималась разными рукодѣльями. Всю Ее, какъ говоритъ церковь, пребывающую внутри храма, освятилъ Духъ Святый.

II. а) Вспоминая входъ Богоотроковицы въ храмъ Божій, и мы должны стараться какъ можно чаще съ благоговѣніемъ посѣщать церковь, такъ какъ присутствіе въ ней при божественныхъ службахъ есть одно изъ главныхъ средствъ для нашего освященія. Молитва, принесенная въ храмѣ, имѣетъ особенную силу и благодатныя послѣдствія, и если молящійся иногда и не такъ усердно возноситъ свои мольбы къ Господу, то молитвою священнослужителей и вѣрующихъ онѣ подкрѣпляются. Въ церкви душа наша назидается слушаніемъ чтенія евангелія и апостола и поученіемъ пастырей. Здѣсь, посредствомъ святыхъ таинъ, преподается исцѣленіе отъ душевныхъ болѣзней и какъ бы велики ни были наши грѣхи, но искреннее раскаяніе и сердечное исповѣданіе совершеннаго нами даетъ намъ возможность очистить себя и даровать здравіе душѣ. Наконецъ, въ церкви же, предъ лицемъ Бога, у Котораго нѣтъ мертвыхъ, молясь за усопшихъ родныхъ и близкихъ, мы чрезъ эти молитвы приближаемся къ нимъ духомъ и облегчаемъ свою печаль о разлукѣ съ ними. Въ церкви и просвѣщеніе души, и милость, и прощеніе, и радость, и утѣшеніе для сердца.

Нужно помнить, что въ церкви пребываетъ преизобильною Своею благодатію Господь, а потому и слѣдуетъ стоять при богослуженіяхъ со вниманіемъ и благоговѣніемъ, какъ бы стоя на небѣ предъ престоломъ Божіимъ.

б) Примѣръ праведныхъ Іоакима и Анны учитъ насъ твердо исполнять обѣты, данные Богу. Дорого имъ было единственное дитя, дарованное послѣ многихъ молитвъ, на старости лѣтъ, но оно было обѣщано ими Господу, и они, нимало не колеблясь, не думая, кто будетъ ихъ подпорой старости, привели дочь во храмъ, и тѣмъ явили удивительный примѣръ преданности волѣ Божіей и достохвальной вѣрности въ исполненіи обѣтовъ, данныхъ Богу.

в) Кромѣ того, примѣръ святыхъ праведныхъ Богоотецъ научаетъ родителей водить съ раннихъ лѣтъ дѣтей въ церковь, съ малолѣтства пріучать ихъ къ молитвѣ и слушанію слова Божія. Что дѣти видятъ и слышатъ въ младенчествѣ и отрочествѣ, какъ хорошее, такъ и дурное, то остается у нихъ въ памяти на всю жизнь, а потому пусть родители стараются подавать своею жизнію только хорошій примѣръ. Къ сожалѣнію, часто бываетъ, что многіе родители своимъ поведеніемъ, сами не замѣчая того, полагаютъ начало порочности въ дѣтяхъ. Случается, что иныя дѣти и молитвъ не знаютъ, а произносятъ бранныя слова, и все это оттого, что отецъ или мать не стыдятся при малолѣтнихъ браниться и ссориться, и восхвалять суетныя и пустыя удовольствія міра, дозволять себѣ несправедливыя дѣйствія и т. п., и нисколъко не заботятся о томъ, чтобы удалить ихъ отъ дурного, позабывая, что за нихъ они должны дать строгій отвѣтъ Богу. Надо твердо усвоить ту истину, что нѣжныя дѣтскія души крайне воспріимчивы ко всему, и по сему нужно окружать дѣтей только одними добрыми и свѣтлыми примѣрами. Въ этомъ, братіе, заключается великая тайна истинно-христіанскаго воспитанія, которое особенно будетъ успѣшно тогда, когда мать пойметъ, что первою воспитательницею своихъ дѣтей прежде всего она должна быть. Надо воспитывать ихъ въ страхѣ Божіемъ, молиться вмѣстѣ съ ними и о нихъ прилежно Богу, пріучать ихъ къ трудолюбивой, простой и воздержной жизни, удалять отъ нихъ всякую роскошь и потворство чувственности, строго слѣдить за тѣмъ, чтобы въ нихъ не развился духъ упрямства и непослушанія родителямъ, духъ лѣни и притворства, духъ гордости и самолюбія, и тогда дѣти возрастутъ на радость родителямъ здѣсь на землѣ, и по смерти имъ не страшно будетъ предстать предъ Бога и сказать: «вотъ я и дѣти, которыхъ мнѣ далъ Богъ». 

(Состав. свящ. Гр. Д—ко по кн. «Дни богослуженія» прот. Дебольскаго и др. источн.)

Комментарии