Протоіерей Алексей Парвовъ: Охраненіе православной вѣры въ древней вселенской Церкви. 1862 г.


Всякая истина, какъ скоро становится достояніемъ умовъ человѣческихъ, неизбѣжно разнообразится въ пониманіи и сознаніи, получаетъ разныя видоизмѣненія отъ примѣси личныхъ взглядовъ каждаго. Ту же участь, съ первыхъ дней распространенія Евангелія Христова, стали испытывать и небесныя истины Христовой Вѣры. Мы видимъ еретиковъ въ самой апостольской Церкви. Всѣ посланія апостоловъ наполнены предостереженіями противъ ложныхъ учителей и лжеученій. Блюдитеся, писалъ св. Апостолъ къ юной колосской церкви,да никто же вась будетъ прельщал философіею и тщетною лестію, по стихіямъ міра, а не по Христѣ (Кол. 2, 8). Азъ бо вѣмъ, говорилъ тотъ же Апостолъ ефесскимъ пастырямъ, при послѣдней разлукѣ съ ними яко по отшествіи моемъ внидутъ волцы тяжцы въ васъ, не щадящіи стада. И отъ вась самѣхъ востанутъ мужіе глаюлющіи развращенная, еже отторгати ученики въ слѣдъ себе. Сего ради бдите... (Дѣян. 20, 29. 30. 31).

Эта примѣсь личныхъ взглядовъ къ положительной истинѣ, это видоизмѣненіе ея въ сознаніи частныхъ лицъ, часто не важныя сами по себѣ въ обыкновенныхъ истинахъ и ученіяхъ человѣческнхъ, всегда бываютъ важны въ истинахъ богооткровенныхъ, въ дѣлѣ Вѣры Христовой. Это зависитъ отъ важности самыхъ истинъ Вѣры. Вѣра Христова дана намъ для нашего вѣчнаго спасенія; отъ ней зависитъ наша вѣчная жизнь. То или другое исповѣдиніе ея приводитъ насъ иля къ вѣчной жизни, или къ вѣчной погибели и смерти; отъ исповѣданія Вѣры зависитъ также цѣлость самаго Евангелія и Церкви. Потому православная Христова Цервовь, вмѣстѣ съ распространеніемъ ученія Христова, всегда прииимала самыя дѣятельныя мѣры въ томут чтобыисповѣданіе его вѣрующими привести къ должному единству, какъ едина и неизмѣнна сама истина Христова, дать ему правый видъ, какъ правосамо Евангеліе, — охранить его отъ примѣси ложныхъ мнѣній человѣческихъ. Длинный рядъ постановденій церковныхъ, клонящихся прямо къ охраненію православія въ обществахъ христіанскихъ, служитъ самымъ лучшимъ свидѣтельствомъ материнской заботливости Церкви ο сохраненіи цѣлости Вѣры въ умахъ и сердцахъ чадъ своихъ.

Мѣры, какія принимала православная каѳолическая Цервовь къ охраненію Вѣры, при всемъ ихъ разнообразіи, могутъ быть раздѣдены на два рода. Однѣми изъ нихъ опредѣлялся порядокъ ученія, илипросвѣщенія въ обществѣ вѣрующихъ; другими — порядокъ ихъ христіанской жизни; однѣ прямѣе относятся къ охраненію догматической, другія — въ охраненію дѣятельной стороны Вѣры, хотя обѣ эти части тѣснѣйшимъ образомъ связываются между собою и въ своемъ содержаніи, и въ жизни людей...

Протоіерей Алексей Парвовъ, Охраненіе православной вѣры въ древней вселенской Церкви, Христианское чтеніе, 1862, Ч. 2, С. 153-202.

Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

Комментарии