Памяти протоиерея Николая Тихомирова, расстреляного большевиками 23 марта 1921 г.


Это портрет настоятеля церкви Св. Власия, епископа Севастийского и Св. Модеста, патриарха Иерусалимского, - о. Николая Тихомирова, много послужившего родному селу и Церкви.

Деревянная церковь в селе Чинеево была построена еще в 1823 г., для ее постройки деньги жертвовали жители окрестных деревень, бывшие тогда прихожанами церкви села Введенского, которое ближе к г. Кургану, собственно говоря, и волость до 1872 г. XIX в., куда входило Чинеево, называлась Введенской, позже выделилась самостоятельная Чинеевская волость, в нее входили д. Губерля, с. Чинеево, поселок Патраковский, д. Медвежье, д. Новая Заворина, Чинеевский Участок.

В «Истории Курганской области», в т. 4, в разделе «Краткий обзор дел церквей Курганского уезда» приведены такие сведения о строительстве церкви в 1823 г.:
«деревня Чинеевская — крестьяне 15 чел, сдали на строительство 240 руб., из них по 5 руб. —5 чел,, по 10—2, по 15—3, по 20— 2, по 25— 2, по 50— 1 и т. д., есть по 2 и З руб., всего 52 чел. и от доброхотов сборщик получил 82 р. 30 к., потом шли новые сборы, которые в целом дали 807 р. 60 к. Позже поступили 37 руб., д. Медвежьей крестьянин П. Заворин приложил колокол на 5 пудов — 255 руб., С. Иванов на колокол внес 25 руб., д. Губерлинской Вохминцев — 10 руб. и т. д., новый сбор составил 461 руб., при закладке церкви собрали 195, от общества 70 и т. д., всего добавлено 731 р. 60 к., занято у протопопа 100 р., от сборщиков поступило 50 р. и т. д., или НОВЫЙ сбор составил 1837 р.

Все сборы равнялись 3847,6 руб. Для строительства церкви были на Иковской ярмарке куплены гвозди, железо, на Шадринской — крюки для дверей, листовое железо, гвозди, замок и др. На ярмарке в деревне Кисловой куплены гвозди, береста, тес, колокол и пр., всего потрачено 4162 руб.

normal_DSC07499
0_dbaac_9bd7e58a_orig
0_dbaaf_142118ec_orig
Фотографии 1884 г. с Крестовско-Ивановской ярмарки Шадринского уезда

Имеется опись имущества Власия-Модестовской церкви за 1823—46 гг.: церковь деревянная, однопрестольная, 11 окон, ставни и запоры, З двери, в паперти направо кладовая с дверьми, слева караульная. С церковью в одной связи колокольня с точеными балясами, при церкви крыльцо открытое брусчатое. На церкви и колокольне кресты железные, покрашенные желтой краской, внутри помещения иконостас, образа, лампада, священные сосуды, святые Евангелия, кресты напрестольные, кадила, подсвечники и др. (книга прихода денег и вещей вновь строящейся Чинеевской церкви)».

В 1890 г. приходским священником становится отец Николай Тихомиров.

Николай Тихомиров родился в с. Чинеевском Курганского уезда в 1866 г. в семье священника Андрея Михайлова Тихомирова. Святое крещение он принял еще в деревянной церкви. Здесь, в Чинеево, прошли детство и юность будущего приходского пастыря. Окончив полный курс наук в Тобольской духовной семинарии в 1887 г., он стал преподавать Закон Божий в местном сельском училище. Согласно резолюции Преосвященного Авраамия от 2 февраля 1890 г. Николай Тихомиров был рукоположен в сан священника в церкви с. Чинеевского на место своего отца, который более четверти века прослужил в этом приходе. Священник Андрей Михайлов Тихомиров, отметив свой шестидесятилетний юбилей, переехал в с. Щукинское Ялуторовского уезда к церкви во имя Положения Ризы Пресвятой Богородицы, где когда-то, в 1855 г., и началось его иерейское служение.

Указом Тобольской духовной консистории от 29 января 1892 г. было разрешено построить новую каменную церковь по плану, составленному епархиальным архитектором Богданом Богдановичем Цинке и одобренному Строительным отделением Тобольского общего губернского управления. 27 мая 1896 г. новый храм заложили, а 10 июля 1900 г. он был освящен во имя Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского. Старый деревянный храм жители с. Чинеевского в 1904 г. продали в д. Галишеву, а на вырученные средства построили вокруг своей церкви каменную с железными решетками ограду. Стоит добавить, что для украшения Чинеевского храма и изготовления иконостаса прихожанами был приглашен известный зауральский иконописец Анатолий Прохорович Кречетов (1916 год.).

чинеево, власия и модеста 

Церковь с. Чинеево

Село чинеевское

Строительство нового храма в родном селе так захватило о. Николая, что он в течение трех лет состоял товарищем председателя Строительного комитета по постройке зданий Курганского духовного училища. С 22 марта 1907 г. он был определен благочинным в I благочиние Курганских уездных церквей. Более восьми лет священник Николай Тихомиров состоял следователем в благочинии Курганских градских и уездных церквей. Помимо служения в приходе и общественной деятельности, о. Николай преподавал Закон Божий в Медвежьевской церковно-приходской школе и в Иковском сельском училище. За усердную службу по епархиальному ведомству священник Тихомиров имел награды: набедренник (награжден 6 марта 1893 г.), скуфью (награжден 7 ноября 1896 г.), камилавку (награжден 16 апреля 1900 г.), наперсный крест от Святейшего Синода (награжден 7 апреля 1905 г.); 22 марта 1907 г. «за полезное и длительное отношение к церковно-школьному делу» удостоен Архипастырского благословения с внесением в послужной список; 6 мая 1910 г. причислен к ордену Святой Анны 3-й степени.

Главной же наградой для него были любовь и уважение прихожан. Вот только один случай, свидетельствующий о характере взаимоотношений крестьян и священно-церковнослужителей Чинеевского прихода. В прошении Епископу Тобольскому и Сибирскому Агафангелу 1896 г. о. Николай, жалуясь на скудное материальное положение причта, просит «предоставить право пользоваться всею частью дьяконских доходов, не отсылая половины их в Епархиальное Попечительство». При этом он достаточно эмоционально защищает свою паству: «Жертвы населения малодостаточны, потому что приходится делить их между многими: сначала едет за сбором священник, затем псаломщик, потом просфорня, за ней оспенник, едет староста церковный на благоукрашение храма, едет школьный попечитель. Где набраться крестьянину хлеба, чтобы всех наделить в достаточной степени, когда в хлебе-то, за отсутствием всяких других промыслов, заключается все его благосостояние? Из хлеба крестьянин платит подати и повинности, хлебом прокармливает себя и свое семейство, обувает и одевает его, содержит в порядке свое немудрое хозяйство».

Получив отказ в своей просьбе, о. Николай через неделю пишет новое прошение о переводе его в другой приход по состоянию здоровья. «Село Чинеевское – родина моя, здесь я провел свое детство, здесь прилично устроенный дом с садом, принадлежащий родителю моему, здесь дорогие для меня могилы. Рукополагаясь к родному храму, я имел намерение всеми силами души послужить ему и прихожанам – моим кормильцам, имел намерение и кости свои сложить здесь. Но обстоятельства последнего времени вынуждают меня расстаться с давними намерениями моими и просить… о переводе меня в другой приход.

С первых же годов своего служения в приходе Чинеевском, благодаря исключительному употреблению колодезной воды, от которой я отвык за 11 лет своего обучения в Тобольске, я получил болезнь, известную в медицине под названием каттара желудочно-кишечного канала. Несмотря на разнообразные медицинские пособия, болезнь год от года не ослабевала, а напротив, все более и более усиливалась, так что в 1895 г. я должен был с предоставлением медицинского свидетельства просить у Епархиального начальства отпуск на полтора месяца для излечения кумысом. Но и последнее средство мало помогло. В последнее время врачи объявили мне, что для излечения от болезни я должен оставить настоящее место своего служения, как весьма неблагоприятное в гигиеническом отношении, и перейти в другое, с лучшими климатическими условиями, где бы главным образом можно было пользоваться речной водой». Николай Тихомиров просился на священническое место в Иковский приход Курганского уезда. Священник Васильевской церкви с. Иковского Иоанн Редькин был переведен в Курган к Троицкой церкви, но, несмотря на то, что место было некоторое время праздным, о. Николай получил официальный отказ из Тобольской духовной консистории.

Имеется несколько поучений отца Николая о нравах молодежи, которая в эти тревожные, предреволюционные годы позволяла себе всяческие непотребные действа. Вот оригиналы всех трех поучений:

епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 51
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 52
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 53
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 54
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 398
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 399
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 400
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 659
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 660
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 661
епархиальные ведомости_номер 1мо от вященника тихомирова_659 662


В этих поучениях отражена вся глубина переживания о. Николая, видно насколько пастырь заботится и страдает о своей пастве. Читая поучения, видя боль о. Николая и зная будущую судьбу России, трудно представить что же испытывал о. Николай после революции, глядя на запутавшийся народ и безбожную власть, стремящуюся погубить Церковь, когда подобные выходки стали в порядке вещей и подобного рода поучения были уже невозможны.

Сейчас, глядя через столетие, можно сказать, что случаи эти весьма показательны, они отражали собой потерю народом России страха Божия. В 1913 еще трудно было вообразить, то что случится в 1917 г. и далее. Но тем не менее, уже тогда, очевидно, народ терял веру, не сознавая еще к чему это приведет его самого и страну. 

Промыслительно, что о. Николай уже тогда пророчески предсказывал, что случится, если народ не одумается. Призывал отцов и матерей обуздать своеволие их детей, стремиться прививать любовь к труду, послушанию закону Божию и гражданскому, молиться за них. Людей, облеченных властью, призывал не закрывать чувств своих перед неправдою и всяческим непотребством. Призывал объединиться всех людей, дать отпор разливающемуся злу и не дать восторжествовать неправде. Отец Николай увещевал, что есть мера долготерпению Божиему, призывал перестать испытывать чашу терпения Бога, - "не поразил он вас до сих пор, пощадил вас, но не пощадит, если не перестанете грешить". ... тогда это казалось далекими сказками, которые стали уже привычными и казались нереальными сельскому люду, не знавшему еще ужаса голода, продразверстки, раскулачивания, лагерей и всего остального, дарованного Советской Россией, казалось, можно делать что хочется, потеряв страх Божий. Но буквально уже через несколько лет настанет это время, когда придет в Россию смута и будет уже поздно давать отпор злу, взросшему внутри самого народа.

Следует отметить, что в 1910–1914 гг. редкий номер «Епархиальных ведомостей» в Екатеринбургской, Оренбургской и Тобольской епархиях не выходил без того, чтобы в нем не было уделено внимание проблеме пьянства и хулиганства.

Проблема во многом заключалась в разрушении привычной крестьянству общины, терялось единомыслие крестьянства, община не могла уже влиять на отдельного члена, крестьяне становились более свободными, возникала личность отдельная от общины. Важную роль в этом играло и растущее экономическое и социальное взаимодействие города и деревни. Но все эти процессы, прежде всего, являются показателем духовной нищеты и слабости народа. Личность возникала, но личность эта была духовно бедной и на эту, бедную для добра, но богатую для зла, почву ляжет и приживется коммунистическая богоборческая идеология.

безбожники

Группа колхозников коммуны "Обобществлённый труд" - участников антирелигиозного движения

Но село Чинеево и округа еще успели пожить относительно спокойной жизнью. Вот случай, характеризующий приход с благочестивой стороны.

Шел 1916 год, в этот год Николай Тихомиров был посвящен в протоиерея, в этот же год случилось масштабное для Тобольской епархии Всероссийское прославление Свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири, на которое прихожане с. Чинеево, давно зная из книг о жизни и деятельности митрополита, сразу после публикации решения Синода в феврале 1916 г., заказали икону св. Иоанна московскому фабриканту Строкову. В середине мая 1916 г. она была получена. Святитель на ней изображен в рост (на золотом фоне с чеканкой и разноцветными эмалями), в белом митрополичьем клобуке, мантии, с архиерейским посохом в руке. Икона высотой 43 вершка (189 см) высокохудожественной работы..

John_of_Tobolsk_(1916)
Икона Свт. Иоанна Тобольского, ок. 1916 года, Курганский художественный музей

Опять же, есть публикация о. Николая в Епархиальном вестнике об этом событии, и хочется приложить оригиналы, т.к. они очень интересны и дают яркое представление об этом сельском служителе, о его красноречии и крепкой вере.

dioces2429 1160
dioces2429 1161
dioces2429 1162
dioces2429 1163

Хочется еще выложить то немногое, что известно о селе. Улицы села Чинеевского имели следующие названия: Слобода – главная улица; одна эта улица имела такое название первоначально, так как был построен дом на берегу озера, и долгое время он стоял один. Еще одна улица называлась Аул, так как была заселена коренным населением Зауралья татарами и башкирами. Северная часть села называлась Теребиловка.

Может быть на этой улице проживали самые нищие (оттеребленные), а, может быть, люди, проживающие на этой улице, занимались воровством в селе, то есть теребили богатых крестьян. Вдоль озера шла самая длинная улица, которую в старину называли «Жирный край». Предположительно, это название возникло потому, что на этой улице проживали самые зажиточные крестьяне «жиряки».

Северо-западная часть села называлась «Кутара». На Кутаре находилось 30 домов. В 1913 году, в засушливое лето почти все дома сгорели при пожаре. В настоящее время название улиц другие, это - улица Центральная, Береговая, Победы, Новая.

чинеева_8
Фото одного из заброшенных домов в селе Чинеево

чинеева_7
y_efee1fb5
Озеро Большое Белое, на котором стоит село

Но, все-таки, пришли смутные времена, и события революции и гражданской войны не могли не коснуться жизни Курганского уезда.

Жизнь поменялась почти сразу, прежде всего, основную массу сельского населения задела реализация политики «военного коммунизма». По Декрету о разверстке зерновых хлебов и фуража от 11 января 1919 г., государство заранее определяло количественные показатели по сдаче хлеба, которые затем «спускались на места», то есть распределялись по уездам. Кроме хлеба изымались овощи, мясо, яйца, домашняя птица, сено, кожи, шерсть, лен. При этом не учитывались реальные возможности крестьянских хозяйств. Насильственное и безвозмездное изъятие продуктов у крестьянина спровоцировало протестное движение, которое в начале 1921 г. охватило всю Западную Сибирь. 16 февраля 1921 г. на территории Челябинской губернии, в состав которой с 1919 г. входил и Курганский уезд, было объявлено военное положение, оправдывающее меры подавления народного восстания. 

Еще 13 февраля в Чинеево вошли повстанцы, крестьяне с. Чинеевского присоединились к ним. Как нам скажет документ, приложенный ниже, «священник Тихомиров Николай 12 февраля 1921 года по просьбе бандитов служил молебен о даровании победы над коммунистами, после чего банда выехала из села с пением «Боже, царя храни»». В Чинеево повстанцами было убито 4 коммуниста, советских работника и около 18 человек было уведено в тыл. При занятии соседнего с. Введенского бандиты сожгли здание исполкома и дом писаря, убили 2 коммунистов.

Однако далее повстанцы продвинуться не смогли. 13 февраля отряд под командованием некоего Мальцева, до этого стоявший в Чинеево, попытался занять станцию Зырянка, но был отбит. Вскоре красными было занято с. Введенское, где сдался отряд в 150 человек. 15-16 февраля красные возобновили наступательные операции, отряд в 150 штыков при одном пулемете занял со стороны ст. Зырянка село Чинеевское. Далее боевые действия были перенесены в Курганский район. Так и закончилось для с. Чинеева эта борьба. Но для о. Николая еще нет. Естественно, советская власть не оставила это волнение безнаказанным и обвинила, в том числе о. Николая, в вооруженном восстании: практика преследования священнослужителей при подобных случаях была широко распространена. Это было одним из тактических ходов советской власти в разрушении церкви и лишении сельских поселений пастырей, способных наставлять их, поскольку священники, все же, оставались во многом определяющим звеном в жизни многих крестьян.

Вот документ военного трибунала, по которому и был 23 марта 1921 г. расстрелян протоиерей, настоятель церкви Свв. Власия, епископа Севастийского, и Модеста, патриарха Иерусалимского, в Чинеево, Николай Андреевич Тихомиров:

"г. Курган
28 февраля 1921 г.

Именем Российской социалистической федеративной советской республики.
1921 года, февраля 28 дня, выездная сессия отдела окружного военно-революционного трибунала Приурво Челябинского района в составе председателя сессии трибунала тов. Зябкина, членов Дьякова и Лебедкина в камере своей в городе Курган в открытом судебном заседании, рассмотрев дело по обвинению граждан села Чинеевское — священника Тихомирова Николая и Полигалова Григория, Худякова Якова, Полигалова Евлампия, Григорьева Андрея, Солодовникова Ивана, Гаева Андрея, Долгодворова Василия Михайловича, Медведева Александра, Чебыкина Гавриила, Корюкина Матвея, Бревнова Николая, Ильина Дмитрия, Кунгурцева Григория, Топкасова Фрола, Долгодворова Василия Иннокентьевича и Семолкова Иннокентия, — всего 17 чел. — в вооруженном восстании против советской власти, признала обвинение доказанным в том, что священник Тихомиров Николай 12 февраля 1921 года по просьбе бандитов служил молебен о даровании победы над коммунистами, после чего банда выехала из села с пением «Боже, царя храни»; гр. Полигалов Г. [и] Худяков Яков с оружием в руках стояли на постах и не выпускали граждан из поселка; Полигалов Евлампий, будучи освобожден от службы в банде по болезни, добровольно изъявил желание проверять посты бандитов под руководством начальника караула; гр. Солодовников Иван ковал пики для бандитов, каковых изготовил 20 шт.; гр. Григорьев Андрей ездил в разведку в село Мендерское, занятое советскими войсками, по поручению председателя Пушкаревского сельсовета, который был избран бандитами. [Все они] своими преступными деяниями помогали сорвать посевную кампанию на 1921 г., чем обрекали миллионы рабочих и детей центра на голодную смерть, чем выявили себя ярыми врагами советской власти, а потому как вредные элементы должны быть изолированы от граждан советской республики.
Трибунал, руководствуясь пролетарским правосознанием и революц[ионной] совестью, приговорил гр[аждан] Челябинской губ. Курганского уезда — священника села Чинеевское Тихомирова Николая Андреевича, 55 л.; гр. Мендерской вол. и села Солодовникова Ивана Арефьевича, 40 лет; Полигалова Григория Павловича, 57 лет; Полигалова Евлампия Николаевича, 18 лет; Худякова Якова Степановича, 49 лет; гр[ажданина] дер. Пушкарева Мендерской вол. Григорьева Андрея Петровича — всех шестерых — подвергнуть высшей мере наказания — расстрелять.

Гр. Чебыкина Гавриила Ларионовича, 42 лет; Корюкина Матвея Павловича, 46 лет; Топкасова Фрола Николаевича, 18 лет; Долгодворова Василия Михайловича, 60 лет; Долгодворова Василия Иннокентьевича, 44 лет; Гаева Андрея Григорьевича, 18 лет, — всех шестерых заключить в концентрационный лагерь с применением общественно-принудительных работ до ликвидации банд в Курганском уезде, а гр. Кунгурцева Григория Кондратьевича, 18 лет; Медведева Александра Михайловича, 28 лет; Ильина Дмитрия Михайловича, 18 лет; Бревнова Николая Сергеевича, 25 лет; Семолкова Иннокентия Ивановича, 32 лет, — всех пятерых из-под стражи освободить.
У гр. Тихомирова Николая, Григорьева Андрея, Полигалова Григория, Худякова Якова — у всех четверых — конфисковать имущество, как движимое, так и недвижимое, в половинном размере у каждого. Все конфискованное имущество обратить в доход республики.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Предвыездсессии трибунала Зябкин
Члены: Лебедкин, Дьяков".

У отца Николая Тихомирова остались жена Лидия и дети: Сергий, Нина, Зинаида, Елизавета, Александр, Ольга. Сергий Тихомиров в 1913 г. окончил Уфимскую духовную семинарию по 1 разряду и продолжил дело отца. Судьба остальных детей неизвестна. Печальна судьба и Чинеевского храма, в котором отец и сын Тихомировы прослужили пятьдесят пять лет.

В октябре 1925 г. Чинеевский приход вышел из ведения патриаршей («тихоновской») церкви и был включен в состав обновленческой Курганской епархии. В 1934 г. из-за отсутствия священника церковь была закрыта. По ходатайству верующих решением Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР от 21 августа 1946 г. церковь вновь была открыта.

К 1961 г. храм в с. Чинеевском Юргамышского района требовал серьезного ремонта, а денег для этого община не имела. Штукатурка стен осыпалась, крыша протекала от ветхости, отдельные кирпичи стали выпадать из стен, в верхней части сводов образовалась широкая вертикальная трещина длиной в 1,5 метра. Мраморные столбики ограды разрушились, из них выпадала металлическая решетка (15). 6 сентября 1961 г. Юргамышский райисполком, через пять дней – Курганский облисполком, а 3 октября того же года – Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР приняли решение о закрытии церкви в Чинеево. Здание предполагалось переоборудовать под колхозный клуб, но вскоре здесь разместили школьные мастерские и спортзал.

чинеева_5
модестовская
чинеева_
чинеева_4
Нынешнее состояние церкви

По воспоминаниям старожилов, в 1961 г. с Чинеевской церкви тракторами и тросами срывали купола с крестами, выбрасывали иконы из храма, ломами крушили иконостас. Вскоре от церкви остались только стены, которые не смогли разрушить. Иконы увезли в Юргамыш и сложили под стеной районного Дома культуры, а позднее перенесли в комнатку за кулисами сцены. В 1970-х годах, во время ремонта Дома культуры, в дождливое лето строители из этих икон выложили дорожку до туалета. Так погибли иконы Чинеевского храма (17). В 1973 г., когда открылась новая школа, здание церкви осталось бесхозным. Хотели сделать в нем магазин, снесли крышу, но дальше этого строительство не продвинулось. Началось разрушение стен, которое продолжается до сих пор.

Всей своей благочестивой жизнью и смертью, своим служением Церкви и народу, своими душеспасительными поучениями о. Николай Тихомиров явил пример истинного христианина и пастыря Церкви Христовой.


При подготовке были использованы следующие материалы:

http://www.kurgangen.org/ - НАСТОЯТЕЛЬ ВЛАСИЕ-МОДЕСТОВСКОЙ ЦЕРКВИ С.ЧИНЕЕВСКОГО КУРГАНСКОГО УЕЗДА НИКОЛАЙ ТИХОМИРОВ (1866 – 1921) О.Ю. Бабушкина.

http://www.alexanderyakovlev.org/ - Документ № 463.

http://www.urgadmin.ru/ - О Чинеевском сельском совете.

Данные из статьи "ДЕРЕВНЯ И ГОРОД В ЮЖНОМ ЗАУРАЛЬЕ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ" С. Г. Федорова.

Справочная книга Тобольской епархии, к 1 сентября 1913 года

Тобольские епархиальные ведомости. – 1913. – № 1, № 8, N 13.

Тобольские епархиальные ведомости. – 1916. - № 34.

Комментарии