ОПРЕДѢЛЕНІЕ Собора Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей о старомъ обрядѣ (12/25 сентября 1974 г.)
ОПРЕДѢЛЕНІЕ
Собора Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей о старомъ обрядѣ (12/25 сентября 1974 г.)
Собора Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей о старомъ обрядѣ (12/25 сентября 1974 г.)
Соборъ Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей разсмотрѣлъ вопросъ объ отношеніи Русской Церкви къ держащимся ею нѣкогда церковнымъ обычаямъ и обрядамъ, извѣстнымъ подъ общимъ названіемъ стараго обряда, содержащихся въ богослужебныхъ книгахъ, изданныхъ до середины XVII столѣтія, а также о запрещеніяхъ и клятвахъ, которыя были наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдѣльными лицами на соблюдающихъ эти обычаи.
Ввиду того, что:
1) Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразіе мѣстныхъ обычаевъ при условіи единства въ истинахъ вѣры; /с. 126/
2) Что старые обряды не выражаютъ какого-либо неправославнаго мудрованія, въ которомъ ихъ обвиняли участники помянутыхъ соборовъ;
3) Что наложенныя этими соборами клятвы были причиной многихъ бѣдствій для Русской Церкви, и привели не къ умиротворенію Церкви, чего хотѣли ихъ составители, а къ церковному расколу и отпаденію отъ Церкви многихъ приверженцевъ старыхъ обрядовъ, къ безплодной полемикѣ по обрядовымъ вопросамъ, въ пылу которыхъ обѣими сторонами примѣнялись недопустимыя «поносительныя выраженія», а также къ гоненіямъ на инакомыслящихъ, отчего пострадали многіе ревнители старыхъ обрядовъ;
4) Что старые обряды составляютъ часть нашего общаго церковно-историческаго наслѣдія, которое не слѣдуетъ искоренять;
5) Что съ тѣхъ поръ, какъ въ 1800 году Русской Церковью было позволено употребленіе старыхъ обрядовъ, запрещеніе ихъ перестало быть дѣйствующимъ и подлежитъ отмѣнѣ;
6) Что въ прошломъ вѣкѣ Русской Церковью, во главѣ съ митрополитомъ Филаретомъ Московскимъ, предпринимались шаги для отмѣны клятвъ на старые обряды, что не осуществилось лишь по недоразумѣнію;
7) Что Предсоборное Присутствіе 1906 года, при дѣятельномъ участіи митрополита Антонія, постановило ходатайствовать передъ будущимъ Помѣстнымъ Соборомъ «отложить клятвы на двуперстно молящихся, какъ положенныя по недоброму разумѣнію» и «разрушить ихъ подобно тому, какъ соборъ 1667 года разрушилъ клятву Стоглаваго Собора на немолящихся двуперстно»;
8) Что Соборъ 1917-1918 годовъ, хотя и не оставилъ по этому вопросу соборнаго дѣянія (такъ какъ не имѣлъ возможности спокойно закончить свои занятія), однако рѣшилъ, по свидѣтельству митрополита Антонія, отмѣнить эти клятвы, принимать въ нашу Церковь старообрядческихъ епископовъ въ сущемъ санѣ и поставить старообрядческихъ епископовъ для единовѣрцевъ, а патріархъ Тихонъ, вскорѣ по своемъ восшествіи на престолъ, поставилъ перваго православнаго старообрядческаго епископа (умученнаго впослѣдствіи), епископа Охтенскаго Симона (Шлеева), защитника старыхъ обрядовъ и сторонника отмѣны клятвъ;
9) Что блаженнѣйшіе митрополиты Антоній и Анастасій сами неоднократно служили по старымъ книгамъ въ единовѣрческихъ церквахъ;
10) Что Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви Заграницей указомъ отъ 26 августа / 8 сентября 1964 года призналъ старые обряды православными и благословилъ употребленіе ихъ для желающихъ;
11) Что 3-й Всезарубежный Соборъ съ участіемъ клира и мірянъ настоятельно просилъ Соборъ Епископовъ отмѣнить эти клятвы:
Соборъ Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницейопредѣляетъ:
1. Почитать древніе богослужебные обычаи и обряды, содержащіеся въ богослужебныхъ книгахъ Русской Церкви до середины XVII столѣтія, православными и спасительными.
2. Запрещенія и клятвы, наложенныя въ прошломъ на содержащихъ эти обычаи соборами 1656 и 1667 годовъ, а также отдѣльными лицами, какъ положенныя по недоброму разумѣнію участниками этихъ соборовъ, считать недѣйствительными, отмѣненными и яко не бывшими.
3. Разрѣшить употребленіе старыхъ обрядовъ для желающихъ соблюдать ихъ и находящихся въ общеніи съ Православной Церковью, съ тѣмъ, однако, чтобы отъ этого не происходило замѣшательства въ церковной жизни существующихъ приходовъ Русской Православной Церкви Заграницей.
4. Отъ желающихъ быть принятыми въ церковное общеніе старообрядцевъ не требовать отреченія отъ старыхъ обрядовъ и принятія ими современныхъ. Поставлять имъ священниковъ, а если нужно, и епископовъ, которыхъ обязать въ точности исполнять древній чинъ.
5. Призывать старообрядцевъ съ ихъ стороны почитать наши обряды равночестными со старыми.
6. Скорбя о происшедшемъ раздѣленіи, въ особенности о бывшихъ гоненіяхъ на приверженцевъ старыхъ обрядовъ, Соборъ Епископовъ, однако, не считаетъ себя въ правѣ судить объ отвѣтственности отдѣльныхъ лицъ за происшедшее, т. к. участники этихъ событій всѣ давно предстали предъ судомъ Божіимъ, которому и должны дать отвѣтъ за свои дѣла. Русская Православная Церковь Заграницей никогда не участвовала во враждебныхъ дѣйствіяхъ противъ старообрядцевъ. Поэтому Соборъ Епископовъ обращается къ старообрядцамъ съ призывомъ забыть прежнія обиды и несправедливости, и вмѣсто того, чтобы помнить зло, подумать о томъ, какъ устроить наилучшимъ образомъ свою церковную жизнь въ изгнаніи, для спасенія христіанскихъ душъ.
7. Соборъ епископовъ призываетъ всѣхъ православныхъ христіанъ не возобновлять, по мнимой ревности о Православіи, ненужныхъ обрядовыхъ споровъ, а въ особенности не повторять недопустимыхъ порицательныхъ выраженій, такъ какъ и тѣ и другіе обряды священны. Такія выраженія, гдѣ бы и кѣмъ бы они не были употреблены въ прошломъ, Соборъ Епископовъ отметаетъ и вмѣняетъ, яко не бывшіе.
Предсѣдатель Собора Митрополитъ Филаретъ
г. Нью-Йоркъ.
(«Церковная Жизнь». 1974. № 7-12. С. 38-40.)
Источникъ: Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей (1921-2007). / Сост. Д. П. Анашкинъ. — М.: Издательство ПСТГУ, 2013. — С. 125-126.
Комментарии
Отправить комментарий