Св. священномуч. Меѳодій Патарскій. О недовольствѣ своимъ состояніемъ


Св. священномуч. Меѳодій Патарскій
(О недовольствѣ своимъ состояніемъ)

I. Св. священномуч. Меѳодій, память коего совершается нынѣ, жилъ въ концѣ III вѣка. и былъ епископомъ въ г. Патарѣ, въ Ликіи. Онъ съ молодыхъ лѣтъ отличался любовію къ Богу и церкви, потому вступилъ въ церковный клиръ и сдѣлался пресвитеромъ, а затѣмъ и епископомъ. Онъ былъ оченъ ученымъ человѣкомъ. Въ его время шли споры по поводу Оригенова ученія о предсуществованіи душъ и злыхъ духахъ, и многіе увлеклись симъ ученіемъ. Св. Меѳодій посредствомъ поученій и сочиненій обличалъ заблужденіе. Немало огорченій терпѣлъ онъ за это. Наконецъ, принялъ и мученическую смерть за вѣру Христову. Св. Меѳодій оставилъ много сочиненій написанныхъ очень краснорѣчиво.

Въ сочиненіи о свободной волѣ въ обличеніе недовольныхъ своею участію Меѳодій говоритъ: «роптать за недостатокъ благъ земныхъ — не умно: человѣкъ долженъ быть выше всего земного; Богъ сотворилъ человѣка для дѣятельности, а не для наслажденій, разслабляющихъ душу и тѣло. Совершенное равенство невозможно, — разнообразіе — принадлежность совершенства; бѣдность допускается, или какъ наказаніе за грѣхи, или какъ предостереженіе отъ грѣховъ».

II. Обратимъ, братія, свое вниманіе въ настоящій разъ на эти слова св. священномученика Меѳодія, обличающія недовольство своимъ состояніемъ.

Недовольство своею участію, отъ котораго такъ часто люди впадаютъ въ зависть — общая болѣзнь. Весь родъ человѣческій ничѣмъ не доволенъ. Напримѣръ, если возьмемъ во вниманіе возрасты жизни, то увидимъ, что дѣти желаютъ скорѣй быть взрослыми, молодые хотятъ казаться старыми, а старые остаются недовольны сѣдинами, скрываютъ свои годы и съ чувствомъ недовольства спрашиваютъ: «гдѣ же наша молодость?» Бездѣтный недоволенъ тѣмъ, что у него нѣтъ дѣтей, а имѣющій дѣтей скучаетъ, что обремененъ семействомъ. Каждый свое лишь горе считаетъ слишкомъ тяжелымъ. А есть такіе, которые обладаютъ по видимому всѣми дарами счастія, между тѣмъ жалуются на свою участь. Притомъ, недовольство своимъ жребіемъ не считаютъ грѣхомъ.

Какія причины недовольства?

а) Первая причина — ненасытимая и слабая воля. Александръ македонскій завоевалъ почти всю Азію и не былъ доволенъ. Соломонъ наслаждался всѣмъ и имѣлъ все, чего только можно пожелать; — и однакожъ недовольствовался. — Крѣпкая воля всегда сказала бы недовольной душѣ: «теперь замолчи и будь наконецъ довольна!»

б) Вторая причина — лѣность и бездѣйствіе. Рабъ, о которомъ говорится въ евангеліи, роптавшій на господина, былъ лѣнивъ. Удивительно ли, послѣ этого, что онъ не довольствовался однимъ талантомъ? Онъ не былъ бы доволенъ и тогда, если бы у него было пять талантовъ. Трудъ дѣлаетъ человѣка довольнымъ, а лѣность, напротивъ, отнимаетъ и то, что человѣкъ имѣетъ: а отъ неимущаго же, и еже мнится имѣти, взято будетъ отъ него.

в) Третья причина недовольства коренится въ пристрастномъ сравненіи себя съ другими. Намъ всегда кажется лучшимъ то положеніе, въ которомъ находятся другіе, и мы думаемъ, что были бы болѣе счастливы и довольны въ положеніи другихъ. Но это пристрастныя сравненія себя съ другими. Мы смотримъ на одну только сторону жизни извѣстнаго человѣка, которая ближе къ намъ, на его успѣхии преимущества: но не видимъ его внутренней жизни, которая можетъ быть полна разныхъ тревогъ, не обращаемъ еще вниманія на то, — были ли бы достаточны наши силы и способности для того званія или состоянія, въ какомъ находится ближній нашъ? При этомъ мы допускаемъ новую ошибку: непремѣнно сравниваемъ себя съ тѣми, которые ушли впередъ насъ по внѣшнему благосостоянію, или болѣе насъ счастливы. Нѣтъ; еслибъ мы, отбросивъ частности, внимательнѣе всмотрѣлись въ свою жизнь, то увидѣли бы въ ней много такихъ удобствъ и преимуществъ, которыхъ лишены другіе, — увидѣли бы много такихъ лицъ, которыхъ положеніе въ сравненіи съ нашимъ, такъ сказать, еще гораздо хуже. Когда ты несчастенъ, сравни свое несчастіе съ положеніемъ человѣка еще болѣе тебя несчастнаго — и ты найдешь успокоеніе въ твоемъ сердцѣ. (См. «Соб. бог.» прот. Толмач.).

III. Братіе! Оставивъ недовольство своею участію, что и неразумно, и грѣшно, поищемъ средства быть довольными своимъ положеніемъ. Средства къ водворенію въ своей душѣ довольства своимъ жребіемъ можно указать слѣдующія.

а) Нужно сравнивать себя по дарамъ счастія болѣе съ тѣми, которые остаются позади насъ, а не съ особенными счастливцами, стоящими выше насъ.

б) Нужно положить себѣ цѣль въ жизни, и цѣль правильную. Предположенная цѣль въ жизни будетъ сводить къ единству наши мысли и желанія; она будетъ занимать насъ послѣ пробужденія утромъ и до вечерняго сна; она будетъ постоянно возбуждать наши силы къ дѣятельности. Эти цѣли, правда, и есть у многихъ, наприм. у художника его художество, у купца — торговля, у земледѣльца обработка его полей и т. д. Но въ томъ-то опять бѣда наша, что большею частію цѣли жизни у насъ невѣрны, что время ихъ измѣняетъ; напримѣръ, художникъ почему-либо больше не можетъ заниматься своимъ художествомъ, равно какъ и купецъ, потерявшій капиталъ, — торговлей: въ такомъ случаѣ эти люди начинаютъ скучать, остаются недовольны своимъ жребіемъ. Итакъ какая же вѣрная и и неизмѣнная цѣль въ жизни каждаго человѣка? Это вообще трудъ для Бога, для спасенія души, однимъ словомъ нужно искать царствія Божія и правды его. Когда цѣль будетъ поставлена вѣрно, тогда жизнь наполнена будетъ содержаніемъ, и человѣку некогда будетъ скучать и быть недовольнымъ.

в) Нужно сознавать, что по грѣхамъ мы не стоимъ и того, что имѣемъ, что только безмѣрное милосердіе Божіе даруетъ намъ разнообразныя блага, которыхъ мы не цѣнимъ, когда имѣемъ. Неблагодарность къ Богу за его безчисленныя благодѣянія съ одной стороны, съ другой слишкомъ высокое мнѣніе о себѣ, — вотъ главный корень недовольства своимъ положеніемъ. Если истребить въ человѣкѣ два этихъ чувства, онъ будетъ доволенъ и малымъ.

г) Наконецъ, возлюбленные мои во Христѣ братіе и сестры, никогда не будемъ забывать, что богатство, честь, слава, удовольствія, безпрестанныя развлеченія и разныя радости, которыхъ ищетъ человѣкъ и не найдя которыхъ завидуетъ тѣмъ, кто ими окруженъ, поставляютъ человѣка въ крайне опасное состояніе, направляютъ его на ту широкую дорогу, идя по которой прямо можно притти къ вѣчной погибели. Не будемъ же завидовать ни чему, что въ этомъ мірѣ почитается за земное счастіе, и будемъ довольны своимъ состояніемъ бѣдности, болѣзней, упорнаго труда, разныхъ скорбей, которыя легко могутъ насъ привести въ царствіе небесное. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 464-466.

Комментарии