Епифаний (Абрамов), архиепископ Куйбышевский, Московский и всея Руси
Архиепископ Епифаний (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885–1965)
Весной 1950 года настоятель куйбышевского древлеправославного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Евфимий Абрамов принял иноческий постриг с именем Епифаний, а 26 мая того же года в Москве состоялась его хиротония во епископа Куйбышевского, которую совершили глава древлеправославной церкви архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Иоанн (Калинин) и Новозыбковский епископ Макарий (Кузнецов). Епископ Епифаний был поставлен на кафедру вместо скончавшегося в 1946 г. Куйбышевского епископа Павла (Тимонина).
На состоявшемся 9 ноября 1955 года совещании епископов, в котором участвовали ушедший на покой архиепископ Иоанн (Калинин; председатель), Белебеевский и Белорецкий епископ Евсевий (Самарцев) и епископ Епифаний, последний был избран главой старообрядческой иерархии древлеправославных христиан (беглопоповцев).
13 ноября 1955 года в московском храме во имя святителя Николы был совершен чин возведения епископа Епифания в сан архиепископа. В период возглавления им Древлеправославной церкви ее административным и духовным центром являлся куйбышевский Покровский храм — кафедра архиепископа, епископ Епифаний жил в Куйбышеве. Вскоре после получения регистрации в качестве архиепископа Куйбышевского, Московского и всея Руси (декабрь 1955) Епифаний просил власти о «подборе здания под старообрядческую церковь и при церкви одну комнату под епископию» [1]. После получения разрешения в Куйбышеве для канцелярии архиепископа был приобретен дом 101 на Декабристской улице.
Деятельность архиепископа Епифания оказалась в центре внимания уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Куйбышевском облисполкоме. В декабре 1955 года уполномоченный докладывал председателю Совета И. В. Полянскому о том, что архиепископ Епифаний прикладывает усилия для учета всех священников-беглопоповцев, как служащих, так и состоящих за штатом. По сообщению уполномоченного, архиепископ Епифаний «направил множество писем и обращений к духовенству зарегистрированных обществ, к верующим незарегистрированных групп верующих старообрядцев не входящих в его юрисдикцию Узбекской АССР, Казахской АССР, Грузинской АССР и много других населенных пунктов нашей Советской страны» [2].
Архиерей также писал беглопоповцам в Румынию и намеревался побывать у них, пытался лично посещать старообрядческие общины. В 1956–1957 годах он побывал в зарегистрированных беглопоповских общинах в г. Камбарка Удмуртской АССР, в посёлке Климово и в г. Новозыбкове Брянской области (к 1957 в СССР было зарегистрировано 14 общин беглопоповцев), посетил незарегистрированные общины в Казахской ССР (Караганда, Лениногорск (ныне Риддер)), Узбекской ССР (Ташкент). Поскольку в этих общинах не было священнослужителей, архиерей совершал там богослужения и требы. Несмотря на запреты уполномоченного, направлял священнослужителей в незарегистрированные общины беглопоповцев, в частности в с. Семёновка Горьковской области, в городах Камышин и Михайловка Сталинградской области (священники Иоанн Боев, Пантелеимон Машинин, Исай Лестев).
Архиепископ Епифаний, духовенство и прихожане (г. Самара, начало 1960-х годов)
Священник Василий Абрамов (брат архиепископа Епифания) был командирован архиереем в общины Оренбургской и Куйбышевской областей, священник Иоанн Блохин — в общины Закавказья, священник Иоанн Изюмов — в общину Сталинградской и Уральской областей. Архиепископ Епифаний совершал хиротонии: на куйбышевский приход он рукоположил священника Иоанна Тулупова и диакона Каллиника Сергеева; зачастую хиротонии не удавалось совершить из-за вмешательства властей.
31 августа 1956 года в московском храме святителя Николы под председательством архиепископа Епифания состоялось совещание епископов и священников Древлеправославной церкви, на котором обсуждались вопросы поставления священнослужителей и архиереев. Летом 1957 года архиепископ Епифаний в московском храме возглавил панихиду по архиепископу Иоанну. Тогда же он обратился в Совет по делам религиозных культов с просьбой разрешить поездку в Тбилиси, Кизляр, Новочеркасск и в Каменскую область (существовавшие там беглопоповские общины не имели регистрации) и получил отказ.
15 марта 1957 года в Куйбышеве архиепископ Епифаний вместе с епископом Евсевием (Самарцевым) совершил епископскую хиротонию Иеремии (Матвиевича) Новозыбковского. 4–6 дек. того же года архиепископ Епифаний провел совещание священнослужителей-беглопоповцев с участием еп. Евсевия (Самарцева). На совещании решались вопросы о кандидатах в епископы и в священники, финансовые проблемы. Архиепископ Епифаний ходатайствовал перед Советом по делам религиозных культов о переводе архиепископии в Москву, ему было отказано ввиду «перегруженности» столицы.
10–14 апреля 1960 года архиепископ Епифаний, епископы Иеремия (Матвиевич) и Евсевий (Самарцев), протоиерей Иоанн Исаев, священники Леонтий Дорофеев, Полиевкт Ефимов и другие священнослужители в мироварне куйбышевского Покровского храма совершили мироварение.
Активность архиепископа Епифания вызывала недовольство Совета по делам религиозных культов, местный уполномоченный требовал для архиерея «сурового наказания, а может быть, и снятия с регистрации». Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на другие религиозные организации, усилилось в кон. 50-х гг., одним из результатов государственной политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев.
Все это стало причиной того, что в январе 1962 г. архиепископ Епифаний, ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушел на покой (15 января послал соответствующее уведомление уполномоченному Совета), 24 марта был снят с регистрации, а 24 марта 1963 года в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведен Иеремия (Матвиевич).
Примечание:
[1], [2] — ГА Самарской обл. Ф. 4089. Оп. 1. Д. 30. Л. 50
Комментарии
Отправить комментарий