"Иросанфион или Новый Рай": ЛАВРА


Для рассматриваемого времени (7 век - ред.) лавра представляет собой тип монашеского поселения, переходный от киновии к строгому отшельничеству. Монахи проводят всю неделю в своих кельях в одиночестве, либо с одним или двумя учениками, собираясь в церкви на субботу и воскресенье для общего богослужения (σύνα ξις) (см.: Kyrillos 1929. P. 102.7; рус. пер.: ПП. Вып. 1. С. 23). Как свидетельствует Созомен, «жилища их настолько удалены одно от другого, что жители их не могут ни видеть, ни слышать друг друга; впрочем, все сходятся в одно место и делают церковные собрания в первый и последний день недели [то есть субботу и воскресенье]. ... Независимо же от этой причины они не беседуют друг с другом...» (Церковная история 4.31; PG 67,1388В; рус. пер.: Созови 1851. С. 451). Там же монахи запасались хлебом и водой на неделю, приносили выполненную ручную работу (εργόχειρου) и запасались всем необходимым для работы (обычно это ветви для плетения корзин – зαία). Лавриоты имели единого настоятеля ( ηγούμενος, άββα), службы, удовлетворяющие их нужды, институт наставничества, общую трапезу. Но акцент этого способа монашеской жизни – не на общности монахов; достаточно распространена схема, описанная Кириллом Скифопольским во многих его житиях: киновия является подготовительным этапом к лавре, а та, в свою очередь, к строгому отшельничеству. «Как цвет предваряет плод, – говорит прп. Савва, согласно житию прп. Иоанна Молчальника, – так жизнь в киновии предваряет отшельническую («Ώσπερ αν$ος προηγείται καρποφορίας, όντως ο κοινοβιαχός βίος τού άναχορητικού προηγείται)» (Kyrillos 1929. Ρ. 206. 8–10; рус. пер.: ПП. Вып. 3. C. 6). Однако нужно остерегаться абсолютизирования данной схемы и распространения ее на всю монашескую жизнь Палестины. Киновия остается все же самостоятельным и независимым от лавры родом монашеского поселения.

(Житие и подвиги иже во святых отца нашего Георгия Кипрского иже в Хозиве, написанное Антонием, его учеником)



Комментарии