Древлеправославный Валаам


Преподобные Сергий и Герман Валаамские

Просветителями и духовными защитниками карельских земель, с древних времен и доныне, явились преподобные Сергий и Герман Валаамские.

Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике, в списке игуменов, упоминаются преподобные Сергий и Герман (ГИМ. Уваровская летопись. 5681; XVII в., лист 185. РНБ. Погодинская летопись. 1403. XVII в. Там же. 1953. XVII в.).

Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. "В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне..." (Российская летопись по списку Софийскому. Сп., 1795). Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии.

Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках "Валаамской беседы", памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало "Беседы", несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности, по-видимому, в 1182 г., что подтверждается - новгородскими летописными источниками (ЛОИИ, Собрание Лихачева №328, оп.1, №243. О святых великоновгородских епископах и архиеписокпов и преп. и чудотворцах. Данное сказание составлено на основе рукописи именуемой "Летописец соборный", XIV-XV века. В настоящее время, к сожалению, утраченного)

Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Данный факт подтверждает шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo - Старый Валаам, и на этом острове указан крест.

В грамоте Новгородского митрополита Варлаама, от 27 мая 1592 года, излагаются некоторые правила Валаамского общежития: "Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа - общежительством. Закон и начало, изстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам" (Акты исторические", изданные Археографической комиссией, Т.1, №142, стр.235-236).

Чрезвычайно широкое распространение "Валаамской беседы", известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.
_____________________________

Есть в Валаамской обители предание, идущее от современников новообрядческого игумена Назария, что когда он созидал соборный Преображения Господня храм на Валааме, то при рытии под основание его рвов видимы были гробницы преподобных Сергия и Германа, стоящие в склепе, прикрытом каменною плитою. Игумен, несмотря на общее желание открыть сию святыню, немедленно велел заложить камнем отверстие, через которое она была видима, и запретил даже об этом говорить.

Впоследствии новообрядческий игумен Ионофан, управляя Валаамскою обителью, сказывал некоторым из своих приближенных, что знавши от очевидцев, как несомненную истину помянутый случай, он сделавшись игуменом, возымел дерзостную мысль извлечь из недр земных богохранимые телеса Валаамских чудотворцев. Для исполнения сего пригласил некоторых из братии и тайною глухою полночью пришли к месту покоища святых мощей, разобрали уже каменный свод над могилою угодников Божиих и готовы были поднять плиту, покрывающую гробницы; но едва коснулись ея - пламень огненный наполнил могилу и остановил неугодна Господу предприятие.

Игумен и его сотрудники в благоговейном ужасе пали ниц и с чистосердечным раскаянием молили преподобных Сергия и Германа о помиловании, огнь небесный пощадил дерзостных, они, уложив камни разобранного свода на плиту, вышли из могилы невредимы и долгое время случившееся хранили в молчании.

В таком виде оставалась верхняя часть могилы до следующего новообрядческого игумена - о. Дамаскина, который при поправке наружной раки заметил беспорядочное положение камней, приказал оные вынуть, а вместо их посыпать белым песком. Один из трудившихся в сем деле сказывал, что над могилою лежит каменная ровная плита длиною около четырех, а шириною до трех аршин, и которая находится под самым тем местом, где в соборе стоит серебряная рака.
______________________________

Валаамские мученики

Известно, что При короле Густаве Ваза (1523-1560) в Швеции была проведена Реформация. Во времена правления его сына Иоанна III военный отряд из новообращенных лютеран, которые "дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере", преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 года "18 человек достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твердость в православной вере". Их имена с пометой "побиты от немец на Валааме старцев и слуг" были внесены в Синодик, оказавшийся впоследствии в Васильевском монастыре.

Их имена: священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Сергий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давыд, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушники Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн.






Комментарии