"Епископ Павел, Бога моля, благословляю" - Из книги Дмитрия Урушева
Свт. Павел не был чужд эпистолярному жанру. Нам известны имена по крайней мере двух его корреспондентов – протопопа Иоанна Неронова и некоего Игнатия Иванова, письма которых хранились в архиве игумена Феоктиста. Все эти послания были написаны уже после Собора 1654 года, во время темничного заключения или ссылки святителя. К сожалению, ни один из этих документов не сохранился.
Однако понятно, что и до своей опалы, находясь на коломенской кафедре и отправляя архиерейское служение, свт. Павел рассылал грамоты и послания по различным вопросам епархиальной жизни и управления. Так в челобитной Даниила Карпова, воеводы города Ефремова, упоминается грамота епископа Павла ефремовскому поповскому старосте, попу Ефрему, присланная в город 23 марта 7161 (1653) года. По этой грамоте воевода Карпов и два подьячих приказной избы отлучались от Церкви за самовольный суд над попом Максимом. Нет необходимости доказывать, что для нашей истории находка новых подобных документов, связанных с именем великого святителя, была б просто неоценима.
Ныне же с Божьей помощью найден уникальный документ, связанный с именем сего славного страдальца за веру. Это грамота коломенского епископа от 19 марта 7161 года к архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Митрофану, хранящаяся в Российском государственном архиве древних актов. Грамота находится в составе рукописного собрания Ф. Ф. Мазурина (фонд 196), куда она попала вместе с частью архива Кирилло-Белозерского монастыря.
Грамота написана на столбце, склеенном из двух листов бумаги (составов), и сложена в виде конверта. На «лицевой» стороне этого конверта написан адрес: «В пречестную великую лавру Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и преподобнаго отца нашего Кирила Белоозерскаго чюдотворца, архимориту Митрофану». Ниже небрежной скорописью сделана помета о получении послания: «161 года апреля в 2 день, а привез ея служка Михало Семеновской». Здесь же, на «лицевой» стороне конверта, сохранился фрагмент епископской прикладной печати черного воска.
Грамота рассказывает нам следующую историю: некий священник покинул Коломенскую епархию, когда ей управлял еще владыка Рафаил. И ушел в Кирилло-Белозерский монастырь, где принял от священноинока Ионы постриг с наречением имени Боголепа. Однако какие-то обстоятельства заставили свт. Павла провести расследование об уходе и постриге отца Боголепа.
Скорее всего, возникло подозрение, что священник покинул епархию без епископского благословения, за что по церковным канонам его надлежало извергнуть из сана, ведь «причетник, оставив свою землю и на иную страну отшед без повеления своего епископа… да не будет прият ни в дом, ни в церковь. Се же творя и пребывая, да извержется» (VII вселенский собор, правило 10). Кроме того, «да егда хотят приити во ин град презвитери или диакони и внити в причет того града церкве, да имеют от своего епископа ставильная послания, рекше грамоты, в них же есть написано поставление их и свидетельство, яко непорочни суть житием и правоверием» (IV вселенский собор, правило 11).
Поэтому свт. Павел и написал грамоту в монастырь к архимандриту Митрофану, прося уточнить обстоятельства пострига Боголепа, выяснить, имеет ли он «грамоты ставленыя и отпускьная» от епископа Рафаила, и узнать, служит ли Боголеп в монастыре. Архимандрит, выполняя просьбу святителя, допросил священноинока Иону и прислал в Коломну подробный отчет – «сказку», заверенную подписями его и Ионы. В письме архимандрит также осведомлялся о «жителстве» епископа Павла. Это послание 18 марта 7161 (1653) года привез святителю монастырский слуга Михаил Семеновский.
А уже 19 марта в Коломне был написан ответ. Однако владыка Павел не стал его подписывать, а только скрепил своей архиерейской печатью и отдал Михаилу Семеновскому, который и доставил это послание в Кирилло-Белозерский монастырь 2 апреля 1653 года. К сожалению, из сей грамоты нельзя заключить о том, как же закончилось дело отца Боголепа.
Особую ценность найденному документу придает сохранившийся фрагмент печати свт. Павла. Здесь, в пяти строках сохранились части некоторых слов, которые можно реконструировать в следующем виде:
[Бож]iею ми
[лост]iю сми
[ренны]и Паве
[лъ епи]скопъ
[колом]енъс
[кiи]
То есть «Божьею милостью смиренный Павел, епископ Коломенский и Каширский». Подобного рода надписи были традиционны для архиерейских печатей.
Следует отметить, что грамота свт. Павла написана в официально-вежливом стиле, с использованием определенных литературных штампов, а посему лишена речевой индивидуальности, и может кому-нибудь показаться невыразительной, неинтересной. Однако не стоит забывать, что именно из таких неинтересных, заурядных «кирпичиков» строится здание истории нашей Церкви, нашей с вами истории.
Грамота епископа Павла архимандриту Митрофану
(л. 1) В пречестную и великую лавру пречистыя владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения и преподобнаго отца нашего Кирила Белоозерскаго чюдотворца, тоя пречистыя лавры архимориту Митрофану коломенской епископъ [Па]велъ, Бога моля, благословляю и челом бью.
Как тобя всесилный Владыка, в Троице славимый, Господь Богъ нашъ и пречистая Богородица в твоих в духовных и в боголюбезных подвизех милостию Своею сохраняет? А пожалуешь, изволишь своею духовною любовию про наше недостойное жителство воспросити. Мы же, милостию всещедраго общего Владыки, Творца и Содетеля нашего, Христа Бога и пречистыя владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения на Коломне, в дому пречистыя Богородицы марта по 19 день жив есмь.
Марта ж во 18 день подал мне Кирилова монастыря слуга Михайла Никиты сынъ Семеновской от тобя, великого господина, отписку, а в отписке твоей написано. Писали мы к тебе, чтобы ты изволил по своей духовной добродетели допросити Кирилова монастыря чернова священника Иону про черного ж священника Боголепа: он ли, Иона, его, Боголепа, постригал, и сынъ ли ему духовной, и грамоты ставленыя и отпускьная бывшего брата нашего Рофаила епископа у него были ль, и в Кирилове монастыре он священствовал ли? А, допрося, пожаловал бы ты по своей духовной добродетели, к намъ отписал. И ты-де, // (л. 2) великий господинъ, его, священника Иону, допрашивалъ и сказку его за своею архиморичьею и за его Иониною рукою к нам прислал с темъ же слугою, с Михаиломъ Семеновьским. И я на твоей духовной добродетели челом бью.
А милость Божия и пречистыя Богородицы и всехъ святых молитвы и нашего смирения благословение да есть и будет с твоим пречестным преподобиемъ всегда, ныне и во веки.
(л. 1 об.) Адрес: В пречестную великую лавру пречистыя владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и преподобнаго отца нашего Кирила Белоозерскаго чюдотворца, архимориту Митрофану.
Помета: 161 года апреля въ 2 день, а привез ея <1 слово нерзб.> служка Михало Семеновской.
Опубликовано: сборник «Духовные ответы», вып. 15. М., 2001
Комментарии
Отправить комментарий