"С любовью к Богу и родной земле" - Протоиерей Иосиф Кузнецов (РДЦ)


С Иосифом Александровичем Кузнецовым, известным больше как отец Иосиф, особенно среди древлеправославных верующих, мне довелось познакомиться несколько лет назад, а написать о нём представился случай лишь недавно. И повод оказался уместным: отцу Иосифу исполнилось 90 лет.

Практически вся жизнь отца Иосифа, если не считать годы службы в армии, связана с деревней Широково, или, если верить табличке на въезде в деревню, – Широкое. Расположена она на границе Уренского округа и г.о.г. Шахунья, в 32 километрах от Уреня. Побывав в деревне, в которой на сегодняшний день всего четыре жилых дома, трудно представить, что когда-то в ней было более пяти десятков хозяйств, проживало более сотни жителей. А ещё были школа, медпункт, магазин. В одном из сохранившихся домов и живёт Иосиф Александрович. 

Дом о. Иосифа

Когда мы вошли в дом, отец Иосиф, сидевший возле иконостаса, отдыхал после утренней молитвы. Его расслабленная, неподвижная поза, задумчивый, отрешённый взгляд говорили о том, что он сосредоточен на своих мыслях, а потому не сразу заметил наше присутствие. Согбенная фигура, борода, волосы с проседью, которые были собраны в хвост, свидетельствовали о солидном возрасте батюшки, а его крепкая мускулистая рука, покоившаяся на большой церковной книге, – о трудолюбии и многолетнем крестьянском труде. Он был одет в традиционную для православного христианина рубашку навыпуск, подпоясанную тканевым поясом. Подняв глаза, отец Иосиф понял, что в доме гости, и тотчас направился к нам неторопливой шаркающей походкой, с интересом вглядываясь в наши лица. Поприветствовав, осведомился, кто мы и откуда, но был всё так же спокоен и немногословен. Дочь отца Иосифа Антонина, собиравшая на стол завтрак, любезно пригласила нас разделить с батюшкой трапезу, попробовать свежеиспечённых пирогов, попить чаю с вареньем и мёдом из одуванчиков. 

– Сложно уже ему одному в таком возрасте жить. Вот мы с мужем и решили к нему переехать, – пояснила Антонина Иосифовна. – А так у нас квартира в Нижнем Новгороде. Он ведь никуда из своего дома не поедет. Сначала каждое лето приезжали. Теперь совсем перебрались. Здесь для меня всё родное. В этой деревне прошли мои детство и юность.

И с улыбкой и шутливыми интонациями в голосе добавила:

– Но он по-прежнему остаётся хозяином, контролирует нас, проверяет, как мы ведём хозяйство. Так что огород продолжаем сажать, держим кур, овец. А раньше у него и телята были, и корова. Как мама умерла, ещё несколько лет корову держал. Пчёлами всю жизнь занимался. За хозяйство крепко держался. И сейчас пытается что-нибудь поделать. По весне увидел разложенный на огороде навоз, вышел раскидывать. Сделать хочется, а силы уже не те.


Во время беседы я заметила, что отец Иосиф медленно, отламывая по кусочку, съел полпирожка, неторопливо запивая водой с вареньем, и не удержалась от вопроса: – Он так мало ест? – Да, он так питается, не переедает, – ответила Антонина Иосифовна. – Ест понемногу, в основном, два раза в день, редко – три. Пьёт только воду с вареньем. Ни чай, ни кофе не признаёт. А, бывает, утром кашу предложу, так он съест половину порции, а остальное на вечер оставляет.

В ходе нашей беседы выясняется, насколько необычен был путь Иосифа Александровича в священничество. Его родители, бабушки и дедушки были людьми глубоко верующими, исповедовали древлеправославную веру и, как могли, приобщали к вере предков своих детей. С детства он был обучен отцом – Александром Ермолаевичем – церковной грамоте. В доме хранились старинные церковные книги, по которым молилась его бабушка Парасковья, Паруша, как ласково он её называл. Теперь по этим книгам молится он. Владела церковной грамотой и жена отца Иосифа – Мария Иосифовна, с которой они прожили почти 50 лет. Болезнь прервала её жизнь в 2007 году. Но так уж сложилось, что долгое время он жил мирской жизнью. Окончив 4 класса, выполнял посильную работу в колхозе. Затем была служба в армии. Три года служил Иосиф Александрович в Германии, был стрелком, что свидетельствует о том, что имел отличное зрение, на него, впрочем, он и сейчас не жалуется.

Вернувшись в родную деревню, он пошёл учиться на курсы механизаторов, затем вновь трудился в колхозе комбайнером. Так бы, наверное, всё и шло, если бы не серьёзная болезнь, круто изменившая его жизнь. Последней надеждой на выздоровление стало обращение к Богу. Тогда он дал себе зарок, что, если выздоровеет, посвятит себя служению Господу. А когда поправился, принял решение поехать учиться в духовную семинарию в г. Новозыбков. Было это в конце 80-х годов прошлого века. Так поселилась в его сердце глубокая вера, обращения к Богу и ежедневные молитвы стали потребностью. Пройдя обучение, протоиерей Иосиф сначала служил в Никольском храме г. Семёнов, 15 лет каждую субботу и воскресенье ездил на богослужения – рано утром шёл пешком почти 6 км из Широкого до станции Обход, там садился на электричку, вечером – обратно. 

Дорога к деревне Широково

Древлеправославный Свято-Никольский храм г. Семенова Нижегородской обл. (РДЦ)

Потом несколько лет был священнослужителем древлеправославного храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в р.п. Арья, куда тоже чаще всего добирался своим ходом. Кроме этого проводил моленья в Широком, организовывая их в своём доме, принимал исповеди, пока не разъехались один за другим жители деревни.

Древлеправославный храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в р.п. Арья (РДЦ)

Каждый свой день, как и многие годы, батюшка начинает и заканчивает молитвой, а в православные праздники совершает молитвы ещё и днём, встаёт к иконам ночью. По-прежнему приезжают к нему на исповедь верующие из г. Семёнов, р.п. Арья, п. Обход. Одной из частых гостей является председатель приходского совета древлеправославного храма р.п. Арья Л.Д. Дурнева, для неё и членов её семьи он стал духовным отцом. Уже, конечно, реже, в силу возраста, но старается посещать службы в арьёвском храме, в основном, в большие праздники. Всегда рад видеть в своём доме приезжающих навестить его священников. Чтобы быть в курсе событий страны и мира, следуя многолетней привычке, слушает радио. А над его кроватью на стене вместо ковра висит карта Российской Федерации, на другой стене – карта Нижегородской области.

Антонина Иосифовна объясняет усердие отца в молитвах его искренней верой, его душевным устремлением. Это даёт ему силы, говорит она, продлевает его жизнь, ведь пока человек имеет цель, он живёт. Потому и сохранил он до сих пор ясный ум, потому и не стареет его душа. Добрыми словами отзываются об отце Иосифе все, кому приходилось с ним общаться. Рассказывают о его доброте и готовности выслушать, дать совет. А его преданность вере, удивительное усердие по отношению к молитве, терпимость и смирение вызывают уважение. Упоминают люди и о некоторых открывшихся у батюшки целительных способностях. Были случаи, что положит он страдающему головной болью человеку руку на голову, и боль отступает. А тех, кто нуждается в помощи, каким-то неведомым образом определяет сам. Вот только говорить об этом, по причине своей скромности, не любит. Не знаю, чем это можно объяснить, но, находясь рядом с батюшкой Иосифом, слушая его тихий, спокойный голос, я испытывала какое-то особое состояние умиротворения: отступила тревога, стали забываться ненужные хлопоты, многое стало казаться наносным и ненужным, а душа невольно наполнялась покоем и благостью. Такому состоянию, я думаю, способствовала и царящая вокруг тишина, и безмятежная красота окружающей природы. На выезде из деревни не удержалась, чтобы ещё раз не окинуть взглядом застывшие в безмолвии крыши домов, едва различимые среди разросшихся деревьев, утопающее в зелени трав поле и сияющее голубизной небо с неторопливо плывущими над этим простором белыми пушистыми облаками. И понимаю: это нельзя не любить, особенно тем, кто здесь родился и вырос, ведь родная земля наполняет силой и продлевает жизнь.

Александра Семёнова

Комментарии