Словцо инока Максима Грека к смеющим трижды произносить «Аллилуйя», вопреки церковному преданию, а в четвертый раз «Слава Тебе Боже»


 Словцо инока Максима Грека к смеющим трижды произносить «Аллилуйя», вопреки церковному преданию, а в четвертый раз «Слава Тебе Боже»

 

Предание апостольское и отеческое мы получили с древ­нейших времен, и велено было нам его блюсти неизменным наравне с письменными установлениями, запечатленными на письме апостольскими и отеческими церковными преда­ниями. «Изменять уставы отцов — лишаться опоры»1, — глаголет Соломон премудрый. То же у блаженного Павла: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам»2. И еще: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или сло­вом или посланием нашим»3.

Много есть различных церковных преданий. Есть среди них древнее предание о том, что нужно дважды повторять «Аллилуйя» и после этого произносить: «Слава Тебе Боже» при чтении псалмов.

Такому церковному обычаю первым был научен блажен­ный Игнатий Богоносец от самих бесплотных ангельских сил, когда, по божественному устроению, они явились ему, разделенные на два хора и поющие божественные псалмы4. Как смеют некоторые изменять переданное ангелами ста­рое церковное предание, произнося трижды «Аллилуйя», а четвертый раз — «Слава Тебе Боже»? Но, быть может, они это произносят, потому что в божественном Апокалипсисе именно так записано святым Иоанном Евангелистом?5 На это их возражение вот что прежде всего отвечу им: что же, знали ли явившиеся блаженному Игнатию святые ангелы, что в Апокалипсисе, по вашим словам, четырехкратная, а не троекратная аллилуйя? Конечно, знали, потому что они же тогда это и пели на небесах сидящему на престоле Богу. По­чему же они так передали блаженному Игнатию, а не как в Апокалипсисе указано? Всяко требуется тут ответ, и я раз­решу это недоумение.

Поразмыслите прилежно: в божественном Апокалипсисе четырежды воспета аллилуйя, потому что там присутству­ют три чина, воссылающие Всевышнему хвалу за то, что Он спалил огнем и окончательно истребил великий Вавилон, город нечестивых. И первый чин поющих описан так: «На небе громкий голос как бы многочисленного народа, кото­рый говорил: аллилуйя!» Каково начало их пения, таков же и конец — это вторая аллилуйя в Апокалипсисе. А третью аллилуйю возглашает второй чин поющих — 24 старца и четверо животных четырех видов при Владычном престо­ле. А четвертую аллилуйю третий чин поющих восклицает, который именуется «голос многочисленного народа, как бы шум вод многих». И первый чин славословит Всевышнего за то, что отомстил за рабов Своих, убитых ради Него, и истребил полностью город нечестивых. Второй чин, покло­няясь Сидящему на престоле, закрепляет пропетое первым чином: «Аминь, аллилуйя». Третий чин возглашает четвер­тую аллилуйю, потому что были истреблены нечестивые и воцарился Господь Бог Вседержитель. К тому же усвойте прилежно, что там каждый чин единожды восклицает ал­лилуйя, а не дважды и не трижды, потому что един Бог и Святая Троица, и единым поклоном Ей надо поклоняться, и единой аллилуйей славословить. Но тогда говорят возра­жающие нам: «Почему же вы не единожды, а дважды воз­глашаете Вышнему аллилуйю? Да еще и третье говорите: «Слава Тебе Боже»? На этот вопрос отвечаем так.

Как в божественном Апокалипсисе три чина воспевают на небесах каждый по одному разу аллилуйя, так и в земной апостольской церкви есть три чина. Первый чин — священ­ники, и от их лица звучит первая аллилуйя. Второй чин — преподобные иноки, и от их лица следует вторая аллилуйя. Третий же чин включает православных верных мирян, от их лица поется: «Слава Тебе Боже», что и значит «аллилуйя». Ибо что по-нашему говорится «Слава Тебе Боже», то у евре­ев выражается как «аллилуйя». К этому еще добавлю для вас, что мы таким образом говорим, соблюдая прилежно переданный от самих святых ангелов блаженному Игнатию обычай, когда они явились к нему, распевая божественные псалмы. Да не будем осуждены, помимо прочих наших гре­хов, еще и за пренебрежение и непочтение к отеческому преданию. Вы же что на это можете возразить или на какое правдивое свидетельство сослаться? Как бы вы богоугодно и основательно ни мудрствовали и ни рассуждали об этом, мы твердо знаем, что вы против отеческих преданий и само­го Божественного Писания выступаете. Этим и себя самих, и других людей прельщаете. Может быть, вы заявите, что святая Божья церковь в ветхом Риме такого обычая держится и так возглашает? Если вы так говорите, то сами признаете, что больше прилежите к латинскому учению, нежели к пе­реданному апостолами неизвращенному пониманию Бога. Судите сами, что вам полезнее и спасительнее — со зловер­ными латинянами петь Святой Троице или с четырьмя пат­риархами православными, благоверно проповедующими истинность слов евангельских? Если же вы так возглашаете аллилуйю, уважая сан римского папы, то пора вам, добрые мои, и с прочими церковными папскими обычаями согла­шаться. И на протяжении всей святой четыредесятницы до Великой субботы не возглашать аллилуйю, потому что и папа ее не возглашает. Также и животворящее Спасово Вос­кресение вместе с папой праздновать в третий час Великой субботы и восклицать не как мы, но так: «Христос воскрес из мертвых», аллилуйя трижды. И не с квасной просфорой, а с опресноком, как папа, совершать священную литургию. И проскомидию считать ненужной, как не считает ее нуж­ной папа. Не нужно ни ектений, ни молитвенных проше­ний, ни выхода с Евангелием, ни переноса честных даров от жертвенника в божественный алтарь. Все это вам надо оста­вить как излишнее и для папы ненужное. И теплоту не надо вливать в священный потир — потому что он не вливает, но трижды вдыхать в потир — как он. Ни в начале священной литургии не нужно возглашать «Благословенно царствие Отца и Сына и Святого Духа» — но говорить с папой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». И отпуск творить не так, как принято от божественных отцов, когда священ­ник говорит пастве: «Христос истинный Бог наш», и прочее, а отпускать, как папа отпускает, обращаясь к людям: «Идите, свершилось». Минеи же и Октоихи, каноны, стихиры, самогласны, догматики, тропари, кондаки6 — украшение всего года и наслаждение духовное святой апостольской Божьей церкви — вы тоже отвергните, считайте ненужными, так как и папа не требует и не приемлет их.

Поскольку все это видится нам странным, неуместным и неприятным для слуха благочестивых людей, будем дер­жаться крепко священного предания блаженных апосто­лов и воссиявших по всей вселенной боговдохновенных отцов наших, повинуясь божественному апостолу Павлу, сказавшему: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим»7И в другом месте он же говорит: «Учениями чуждыми и раз­личными не увлекайтесь»8. Да не прельстит нас высокий сан папы римского, и не будем вовсе слушать ухищренного хитрословия так называемых докторов, и не похулим вместе с ними праведные догматы непорочной веры христианской! Или недостаточным кажется нам согрешение и грядущее за него осуждение, что мы дерзаем вопреки уставу и страш­ным запрещениям со стороны Вселенских священных со­боров извращать вместе с папой исповедание православной веры и соглашаться с тем, что не только от Отца, но и от Сына происходит Святой Дух. По мнению мудрствующих так, Сын тоже является источником божественной природы Святого Духа, вопреки евангельскому богословию, явлен­ному Самим Богом Словом, и вопреки всем в совокупности Вселенским Соборам и наставникам в богословии.

И неужели недостаточно порицают тех, кто согласно с папой мудрствует об очищении огнем чистилища тех грешников, кто жил беззаконно и богомерзко, и о переходе их потом в жизнь вечную. И это несмотря на то, что неумо­лимый Судия явственно в святом Евангелии сказал: «И изы­дут творившие добро в воскресение жизни», то есть в жизнь вечную и царство непоколебимое, «а делавшие зло», то есть те, кто всю жизнь творил беззакония и не покаялся достой­но, отправятся «в воскресение суда», то есть на осуждение и нескончаемые муки9. Как глаголет божественный глас: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный»10. И дальше: «И пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники в муку вечную»11, а не в огонь, очищающий грехи. Лучше всего нам в любом случае вспоминать всегда притчу Спаса о богатом и нищем, и с патриархом Авраамом рассуждать и говорить с дерзновением: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а нищий этот Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и между нами и вами утверждена великая пропасть»12, — и далее то, что гласит, увы, горький этот ответ.

Узнав по этим кратким заметкам немного о странных и нелепых папских учениях и обычаях, оберегайте себя от ереси папы римского и от хитрословия единомышленников его, так называемых докторов, которые прельщают многих скудных разумом. И еще прельщают они всякими светски­ми науками. Не слушайте их хитрых слов, держитесь пере­данной отцами православной веры в простоте и беззлобии сердца, и пейте истинное молоко непорочной невесты не­бесного жениха Исуса Христа истинного Бога, Ему же сла­ва и держава во веки веком, аминь.

 

Примечания

 

1 У Максима Грека: «Уставы отеческыя преставляти несть твер­до». Это парафраз библейского текста: «Не прелагай предел вечныхяже положиша отцы твои», или, в синодальном переводе: «Не пере­двигай межи давней, которую провели отцы твои» (Притч. 22:28).

2 1 Кор. 11:2.

3 2 Фес. 2:15

4 Игнатием Богоносцем, одним из мужей апостольских, в начале II в. в Антиохии в практику богослужения было введено антифон­ное пение. Это было сделано после видения Игнатию двух хоров ангелов, воспевавших Троицу «попеременно звучащими гимнами» (см.: Сократ Схоластик. Церковная история. VI 8:3). В качестве припева в таких песнопениях повторялось слово «аллилуйя».

5 Ср.: Откр. 19:1-6.

6 Минеи и Октоихи — богослужебные книги; стихиры, самогласны, догматики, тропари и каноны — названия различных песнопе­ний при православном богослужении.

7 2 Фес. 2:15.

8 Евр. 13:9.

9 Толкование стиха Ин. 5:29.

10 Мф. 25:41.

11 Ср.: Мф. 25:46.

12 Лк. 16:25-26.


Источник

Комментарии