Рассказ о сенаторше, той, что в пустыне Иорданской


Рассказ о сенаторше*, той, что в пустыне Иорданской

1. Некто из духовных святых отцов по имени Сила, родом араб, живущий в пещерах Фарана под Иерамой, рассказывал братьям, что: «Некоторое время тому назад жил некий отшельник, мой близкий друг, в отшельнических кельях Каламона, и у меня был обычай во время ежегодных праздников навещать его и приносить ему немного еды и благословляться у него. И спеша однажды на святой праздник Пасхи, я взял в своей милоти немного сухарей и хлебов малого благословения и вышел по обычаю, чтобы отправиться к рабу Божию. И случилось мне по некоему промыслу забыть, где находится пещера, и долго проискав и не найдя, опечалился. И когда я блуждал среди тамошних возвышенностей и скал, упредил меня зной, и я сильно хотел пить.

2. И я, страдая от усталости, жажды и солнечного зноя, воззвал к Богу, чтобы не лишал меня драгоценного лицезрения святого мужа. И в это время увидел следы меж холмов и, чрезвычайно обрадовавшись, рассмотрел их и узнал, что не следы взрослого мужчины, но или отрока, или женщины. И следуя по этим следам и разыскивая, не нашел их окончания. И весьма скорбя, вижу множество собранного хвороста. И подойдя и раскидав кучу, по промыслу Божию вижу пещеру, имевшую и небольшой вход. Считая неподобающим сразу входить, позвал: «Благослови меня, отче». А поскольку никто не отвечал, снова позвал, сказав то же слово. И поскольку снова никто не отвечал, снова повторил тот же возглас в третий раз. Тогда, отважившись, захожу и вижу некоего монаха, спокойно сидящего.

3. Когда, сотворив друг другу поклон, мы встали, я предположил, что он евнух. Он предложил мне сотворить молитву. Я же просил лучше ему сотворить, и поскольку я долго на этом настаивал, он говорит мне: «Тебе надлежит сотворить молитву, ибо ты пресвитер». А поскольку я отрицал и пытался скрыть, он просил, говоря: «Ты пресвитер, не обманывай, кири авва, но лучше помолись». Удивившись и устрашившись, я сотворил молитву, и мы оба сели. И я крайне недоумевал, говоря в своих мыслях: «Женщина это? Или евнух?» И молчал. И говорит он мне: «Почто, мой авва, имеешь много помыслов обо мне?» Когда же я отрицал и говорил, что не имею, отвечает: «Да, размышляешь в себе, говоря: Женщина ли это? Или евнух?» Я, удивленный и этим, склонил лицо к земле.

4. Тогда говорит он мне: «Дай мне слово, что никому не расскажешь обо мне, пока я во плоти, и я скажу тебе о себе, кто я, и о своем пришествии сюда». Я же сказал: «Хорошо. Знаешь Святым Духом, что в тебе, что с радостью это узнаю». И когда я обещал никому не открывать известное о нем, тогда он начал говорить так.

5. «Я женщина. Была я дочерью некоего эпарха в Константинополе. И сватал меня некий знатный друг моего отца в жены своему сыну. Я же без радости принимала разговоры о браке, но не открывала своей цели моим родителям. Ибо сама желала только быть праздной от мира и молиться, и просила помощи Божией достичь этого. И говорит мне однажды отец мой: «Приготовься, чадо. Ибо пришло время твоего брака, и обручник твой донимает меня, чтобы ныне сотворить брак». И я сказала ему: «Невозможно, господин мой, выдать меня мужу, когда я не исполню прежде своего обета».

6. Когда же он спрашивал, что за обет, я отвечала, говоря: «Я обещала Богу сперва поклониться святым местам». Он же говорит: «Сочетайся прежде, чадо. И когда совершится брак, возьми с собой своего мужа, и оба с миром отправляйтесь и поклонитесь Богу, как хотите». Я же говорю: «Я обещала, будучи девой, поклониться там Господу моему. Не лишай меня этой цели, о отец, чтобы не случился со мной из-за этого несчастный случай». Он же, слыша это, согласился отпустить меня, не без печали отложив покуда брак. И дает мне отец отроков и отроковиц и евнухов в услужение, и для охраны и три тысячи номисм монетами, чтобы жертвовать их, куда требуется.

7. И вот я вошла в Святой град и, поклонившись святым местам, обошла пустыни, пожертвовав святым отцам. И пришли мы в те края, в пещеры Копрота, в так называемую Лавру египтян. Ибо там жили некогда три старца, из которых один был святой во вретище, имевший и две книги пандект**. Я же, имея внутри попечение отречься от обольщения суетной жизни, искала найти некого монаха, могущего совершить это таинство не соблазнившись, и дать мне святую схиму. Увидев старца во вретище, сказала себе: «Сей исполнит мою цель, если благоволит Бог».

8. Когда же мы совершили раздачу [пожертвований], мы возвратились во Святой град. И пробыв там несколько дней, бывшие со мной спешили возвратиться домой. И думали они, что и я спешу это сделать. И я написала тайно два письма, одно своим родителям и одно старшему, бывшему со мной, где было сказано: «Принесла себя Богу всех. Не ищите более меня, ибо не найдете. Ибо я ухожу отсюда туда, куда Господь поведет меня». И когда предстояло нам выйти из города, устлали мне носилки, и остальное имущество вперед нас отправили к воротам.

9. И говорю я старшему: «Есть у меня желание, чтобы снова, до того как отправиться в путь, насладиться поклонением святой Голгофе и святому Гробу». Отвечает он мне: «Наши вещи опередили нас, и здесь нет твоей одежды. И как сможешь ты так пойти, когда нет тех, кто должен идти с тобой, но пойдешь как простолюдинка?» Говорю ему: «Да, иду, как простолюдинка, чтобы никто не узнал, кто я». Отвечает он: «Возьми же одну служанку, оставшуюся с нами, и ступай, и скорее приходи, чтобы мы догнали наших животных».

10. Я же, взяв два письма, которые написала, свернула и положила в свою дорожную одежду, и так отправилась со служанкой. И приходим мы к святой Голгофе, и я останавливаю там служанку, говоря: «Подожди меня немного здесь, пока я пойду и облобызаю святой Гроб и приду». И так, выйдя из города, отправилась пешком в Иерихон.

11. И с помощью Божией пришла в Копрота к старцу, носившему вретище. Тот, видя меня, крайне изумился, говоря: «Ты хочешь здесь быть?» Я же сказала ему: «Пришла я, ища Бога. И прошу тебя, встав, одеть меня в схиму. Ибо я с давнего времени жажду этого». Старец же говорит мне: «Смотри, чтобы ты не несла искушение для монахов». Ибо я чрезвычайно расцвела в самой роскошной поре юности. Я же, припав к нему и протягивая триста номисм, сказала: «Знай, святой отец, что и схимы меня удостоишь, и оденешь в свое вретище, и дашь мне твои книги». Так и произошло. Ибо видя мое желание и плач, встав, дал мне святую схиму из власяницы. Я же с радостью дала ему деньги, и свои мирские одежды, и украшения, что были на мне.

12. И исполнив с ним тот день, на следующий прошу его, говоря: «Встань и сотвори мне молитву, и я отправлюсь». Старец же, услышав, движимый сочувствием, начал плакать, говоря: «Куда отправишься, о чадо?» Я же сказала: «Куда бы ни путеводствовал мне Бог твоими молитвами».

13. И когда старец помолился за меня и дал мне книги, я возвергла всю заботу на Господа и, помолившись, чтобы Он сокрыл меня от зрения людей, удалилась в эту пустыню. И молитвами святого старца путеводил меня Бог до сего места, и, увидев эту пещеру, я с радостью вселилась в ней. А было мне тогда восемнадцать лет. Ныне вот уже двадцать восемь лет, как я здесь. Доселе не видела я здесь человека, кроме тебя».

14. Лицо же ее как будто источало искры. Когда же она окончила рассказ, я просил ее разделить со мной трапезу из той еды, что я нес. Но она не согласилась, сказав: «Сам ешь. Ведь ты устал». Когда же я долго настаивал, чтобы поела со мной, нисколько не соглашалась, говоря: «Если отведаю плотской снеди, что ты принес, питающий меня все время, что я здесь, не пошлет мне более обычной пищи». Я же, слыша это, вздохнул про себя и просил ее хотя бы благословить мне пищу. Она и это едва сделала. И так я ел ее, улучив ее благословение, как духовную пищу. Разглядев же ее лицо, я поражен был красотой ее. Ибо было удивительно, как, столько лет проведя в таком подвиге и молчании, осталась она в расцвете своей красоты.

15. И как только я вошел к ней в пещеру, вся моя палящая жажда прошла. Когда же я беспокоился после того как поел, чтобы, когда я отправлюсь, снова не подпасть жажде, сказала мне преподобная: «Будь уверен, что не будешь жаждать, доколе не войдешь в дверь своей кельи». И собираясь уходить, я просил ее, говоря: «Сотвори милость со мной и не уходи из этого места, чтобы, придя спустя время, благословиться у тебя». Она же согласилась, и после того, как мы сотворили молитву, я отправился и не чувствовал жажду в пути, пока не вошел в свою келью, по проречению святой Христовой дщери.

16. И спустя несколько дней я пришел, ища ее, в это место, но не нашел ее, или бежала она во внешнюю пустыню, или скрылась другим каким образом, не знаю».

Слава управившему так во веки веком. Аминь.

___________________________________


* [в заглавии] …сенаторше ( συγκλητική) – По сходству жития естественно предположить, что речь идет о прп. Синклитикии и что это другая версия ее жития. В некоторых публикациях об этой новелле так и говорится, см.: Лурье 2000. С. 222 (первая версия – та, что долгое время приписывалась без должных оснований прп. Афанасию Великому, и в результате сохранившая название «псевдоафанасиевой»). Однако в издании Флюзена в заглавии жития данное слово стоит с маленькой буквы. Из вступительной статьи также ясно, что он понимает это слово не как имя, а как обозначение положения в обществе героини новеллы. Также и П. В. Пасхос в своем издании «Нового Митерикона» приводит это слово с маленькой буквы и не дает, соответственно, в примечании данных о дате празднования святой, как делает в других случаях. Мы в данном случае вынуждены следовать за Флюзеном, с издания которого был сделан перевод, и поэтому переводим слово συγκλητική как «сенаторша». (Следует еще отметить, что это не единственная сенаторша в «Новом Митериконе» – таковой является и героиня новеллы 75).
Что касается прп. Синклитикии, то память ее празднуется 5 (18) января (кроме нее существует Синклитикия-мученица, память которой 24 октября [6 ноября]). Празднование ее памяти можно найти в греческих месяцесловах ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв., а именно в греч. служебной Минее XII в., где содержится и служба преподобной, в греч. Иеросалимском уставе в рукоп. 1298 г. и др. Пространное житие ее, как сообщает архиеп. Сергий, содержится в «Великом синаксарии Дукакиса ( Μέγας συναξαριστής) 1889–1896 гг., см. Архиеп. Сергий 1901. Т. II. С. 462.
Житие прп. Синклитикии имеет отличия от приводимого в данном издании. Так, в житии прп. Синклитикия удалилась в пещеру только после смерти родителей; перед смертью ее три года изнуряла лихорадка, а затем еще три месяца она страдала от гниения десны и щеки (или рака).
Скончалась преподобная в возрасте 80-ти или 84-х лет, около 350 г., см.: Архиеп. Сергий 1901. Т. II. С. 12–13; Dom Baudot 1925. P. 602–603.

** "... две книги пандект" – Πανδέκτια – «все-содержащие», то есть полное собрание чего-либо; например, так мог называться свод законов, канонических правил, лексикон. В монашеской библиотеке – собрание аскетических произведений. В данном случае, очевидно, имеется в виду Священное Писание: Ветхий и Новый Завет – как употребляет это слово прп. Иоанн Кассиан в «Об установлениях киновитян» (1.14.2). Сумма, оставленная преподобной, была, видимо, несоизмерима с ценностью этих книг. Так, книга, которой обладал отшельник Феодор из «Луга Духовного», содержавшая весь Новый Завет, стоила три номисмы.


("Иросанфион, или Новый Рай")

Комментарии