Храм святителя Николы Чудотворца Сибирской епархии Русской Древлеправославной Церкви (Бурятия, с. Куйтун)


Совершая долгий путь переселения за Байкал, старообрядцы взяли с собой приверженность и преданность старой вере, к старопечатным книгам. Царские власти и господствующая церковь не сразу разрешили староверам строить свои церкви.

В Куйтуне первая старообрядческая часовня была построена в 1780 г., в 1914 г. — церковь Рожества Христова. Простые и неграмотные люди были прекрасными архитекторами и художниками. Только богатая душа, внутреннее достоинство людей могли воплотить столь красочное творение. И как ни была забита, обременена заботами и нуждой их жизнь, они строили храм своей мечты, своей надежды. В церкви было много икон, старославянских книг, церковной утвари. Семейские в обязательном порядке приходили на все богослужения, приводили детей.

Но после революции 1917 г. начались антирелигиозные гонения, преследования служителей церкви и разрушения храмов. В 1964 г. старообрядческий храм в с. Куйтун был разрушен. Первым делом власти поспешили уничтожить церковные книги и иконы. Ныне покойная Сучкова Степанида Григорьевна рассказывала: «На церковном дворе был колодец, и в него бросали книги, иконы, подсвечники. Многие прихожане плакали и молча крестились. Некоторые тайно бросали иконы за ограду церкви, а ночью приносили домой». Когда начали рушить стены церкви, то это оказалось не под силу одному трактору. Церковь цепко держалась за землю. Тогда крючья четырех тракторов вцепились в стены. Скрипя и оседая, деревянное здание храма рухнуло.

Жил в селе такой человек — Афанасьев Леон Власович. Будучи уставщиком, несмотря на запреты, совершал церковные требы: крестил детей, отпевал усопших, исповедовал больных. Многое изменилось в селе, когда его посетила Бирута Креслинг. А было это весной 1990 года.

Рассказ лучше начать с родителей Бируты Креслинг. Отец, — Александр Карлович Креслинг, происходил от обрусевших немцев. Он служил в царской армии офицером, но после Октябрьского переворота покинул Россию. Обосновался в Германии. А вот тяга ко всему русскому — культуре, языку — осталась на всю жизнь. И постоянно скучал по России. Иначе чем объяснить то, что в 1930 г. он в Германии, во Фрейбурге, при университете организовал старообрядческий хор. Репертуар он записал в юности: собирал песни, обряды, воспоминания старообрядцев. Эти знания он привил жене Уте Креслинг и дочери Бируте.

Начались первые шаги к дружественным отношениям между жителями Фрейбурга и старообрядцами Забайкалья. «Русский хор» из ФРГ был приглашен на гастроли в Тарбагатайский р-н летом 1991 г. И в Куйтуне готовились к долгожданной встрече. Приехав в село с концертом, первым делом Бирута Креслинг встретилась с уставщиком Леоном Власовичем. А разговор шел о восстановлении церквей, о проблемах старообрядцев. Миссия хора из Фрейбурга была благородной: возрождение старообрядческой церкви в селе Куйтун. Начало – дело великое. Бирута Креслинг приглашает Куйтунский семейский народный хор в Германию. Сказано — сделано. В феврале 1993 г. в далекий Фрейбург собираются куйтунские хористки. Леон Власович принял женщин-певуний у себя дома, благословив их в дальнюю дорогу. А в Германии знали, с какой миссией приехали пожилые женщины, и старались внести благотворительную лепту в благородное дело. По возвращению куйтунского хора из Германии, сразу было куплено пустующее здание комбината быта под молельный дом. Леон Власович написал об этом в Новозыбковскую Архиепископию. Владыка Александр, глава Русской Древлеправославной Церкви приехал, освятил здание и благословил молодого священника священноиерея Сергия (Попкова) на богослужение в с. Куйтун. Его полюбил дед Леон (так стали любезно звать Афанасьева Л.В.), взял к себе на жительство, и стали они перестраивать здание комбината быта под молельный дом: подремонтировали полы, сделали купол, алтарь… Вскоре начались богослужения. Зазвонил колокол, который из районного музея привез Чебунин Иван Степанович. Но на этом не остановились. Ходили по инстанциям, просили место под строительство церкви. Было выделено здание бывшей котельной, которое в советское время построили на месте безжалостно разрушенной церкви. И, видимо, не случайно именно на этом месте Богом дано было восстановление нового храма очищения души. Все возвращается на круги своя.

В 1996 г. началось строительство. Но внезапно 12 ноября оборвалась жизнь уставщика села Афанасьева Леона Власовича. Под колокольный звон жители проводили в последний путь человека, всю жизнь посвятившего служению Богу. Светлая память о нем остается в сердцах людей.

Настоятель храма священноиерей Сергий (Попков), несмотря на все трудности, сумел воплотить задуманное. В день празднования Святой Троицы 7 июня 1998 г., с Божьей помощью, храм во имя святителя Николы Чудотворца предстал перед людьми во всем своем величии.

И сегодня церковь святого Николы Чудотворца продолжает приобщать сельчан к старой православной вере. С 2003 г. настоятель храма, отец Иоанн Шурыгин, совершает церковные требы: святое крещение, венчание, отпевание усопших. Это так сегодня востребовано у мирян. В воскресные и праздничные дни Храм торжественно распахивает перед прихожанами свои врата, возвещая о богослужении звоном колокола. А в будни отец Иоанн озабочен отоплением здания церкви, благоустройством ограды, ремонтными и малярными работами, приобретением церковной утвари. Спаси Христос за помощь и поддержку депутата НХ РБ С.А. Дудника и всех добрых людей.


Величаво вознесся храм. Возвратили святыню на землю предков. А теперь предстоит возвратить храм в свои сердца. Это очень тяжелый труд и усилие над собой. Но это так необходимо: учиться творить добро, иметь чистые помыслы и мир в душе. Этому научит Церковь. Но прежде надо войти в этот Храм, чтобы он возвратил нам веру, правду, любовь. Очень хочется, чтобы молодежь, люди среднего и пожилого возраста присоединились к тем немногочисленным прихожанам, на которых держится приход. Церковь открыта для всех, врачует и исцеляет души всех. Воскресные проповеди священноиерея отца Иоанна Шурыгина помогут понять, что настоящая жизнь есть место борьбы со злом. «Тот не может иметь Бога Отцом, кто не имеет матерью Церковь» (Святой Киприян).

Е.Р. Трифонов

Комментарии