Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О лжице


Новообрядец: Шестой вселенский собор 101-м правилом установил принимать святое Тело в руку, но в настоящее время это не исполняется, а принимают святое Причастие прямо в уста со лжицы. Вот видите: прямое нарушение здесь постановления Вселенского собора, однако вы, старообрядцы, себя не признаете еретиками, хотя тоже не следуете в этом Шестому Вселенскому собору, а причащаете тоже со лжицы. Поэтому и Никона патри­арха вы обвинять не должны за то, что он не следовал бывшим до него преданиям и обрядам.

Древлеправославный: Мы с вами должны будем прочитать 101-е правило Шестого Вселенского собора сполна, но прежде чем читать правило, я спрошу вас: запрещается ли этим правилом преподаяние святого Причастия со лжицы?

Новообрядец: Буквального воспрещения причащать со лжицы в правиле нет.

Древлеправославный: Справедливо вы сказали, что воспрещения причащать со лжицы нет. Теперь мы с вами приступим к прочтению 101-го правила и толкования на него Вальсамона. Итак, читаю: «Чело­века, созданного по образу Божию, божественный апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Выше убо всякия чувственныя твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоин­ства сподобившийся, и ядуший и пиющий Христа, непрестанно пре­образуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением бо-жественныя благодати. Посему, аще кто хощет во время литургии причаститися пречистаго Тела, и едино с ним чрез Причастие быти, руки да слагает в образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества вместо руки некая вместилища устрояющих для приятия божественнаго дара и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвя­тое Причащение преподающий приносящим таковыя вместилища, да будет отлучен и сей, и приносящий оныя». 

Вместо того, чтобы это правило пояснять своими словами, мы с вами прочтем все толкование Вальсамона, откуда вы увидите, что пример, указанный вами, не может служить оправданием реформы бывшего патриарха Никона. Вальсамон пишет: «В те времена некоторые богатые люди из презрения, как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота или из какого-нибудь другого вещества вместилища, под видом благоговения и страха Божия пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время святого приобщения пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Вначале, может быть, это и было придумано некоторы­ми из благоговения, так как могли думать, что рука, касающаяся неко­торых неприличных и недостойных предметов, недостойна для приня­тия Господняго Тела. Но с течением времени это благоговение обра­тилось в душевную пагубу, поелику делавшие это искали предпочте­ния пред беднейшими и иначе как-нибудь тщеславились. Итак, поелику отцам показалось, что в этом лежит причина многих соблазнов, при ­том и оскорбительно для нашего тела, созданного по образу Божию, то они сказали, что тогда великий апостол Павел называет человека телом Христовым и образом Божиим, честнейшим всякого создания, так как он удостаивается и приобщения божественных Таин и от сего освяща­ется и душею и телом, — никто не должен предпочитать ему без­душных и служебных вещей, сделанных из золота и из каких-либо других веществ; иначе делающие вопреки сему должны быть отлучае­мы, т. е. как сами пользующиеся какими-либо подобными веществен­ными предметами для принятия Тела Христова, так и те, которые пре­подают оное им. Не удивляйся и не спрашивай о причине, по которой в некоторых церквах святое Тело Христово преподается мирянам, а не вручается им согласно с мыслию сего правила; ибо правая вера и страх Божий и несомнительное благоговение предало это, а не недостоинство мирян». Что вы скажете на прочитанное мною толкование Вальсамона?

Новообрядец:
Я должен сказать на это, что святые отцы самое тщательное наблюдение и заботливость имели о том, чтобы пастыри и пасомые в данном случае поступали как можно с большим благоговением и соблюдением страха Божия и не злоупотребляли бы таким великим делом, как принятие святого Причастия. Кроме того, из прочитанного толкования видно, что в древнее время святое При­частие подавалось христианам и со лжицы, как видно из последних слов Вальсамона.

Древлеправославный: Справедливо вы поняли мое чтение. Теперь я в дополнение ваших последних слов, должен вам доказать, что Прича­щение со лжицы даже нельзя назвать не апостольским преданием, потому что все верующие христиане со времени самого учреждения божественной литургии считали неизменною своею обязанностью причащаться святых Таин; несомненно в числе их должны были быть и младенцы, которые не могли своими руками принимать в уста святое Тело и, кроме того, также несомненно, были и такие болящие, которые тоже не могли по тяжести своей болезни правильно управлять своими руками. И если святые апостолы нигде не сказали того, чтобы младен­цев и болящих лишать святого Причастия, то ясно, что и они по необ­ходимости должны были употреблять лжицу для Причащения их.

Новообрядец: Это только ваш вывод, хотя, положим, нельзя считать его безусловно неверным, потому что как же, в самом деле, можно причастить младенца иначе, как не со лжицы; но, тем не менее, требуется это чем-либо подтвердить.

Древлеправославный: Извольте, я вам прочту слова преподобного Ефрема Сирина, бывшего ранее не только Шестого, но и Второго Все­ленского собора. Он пишет следующее: «Безплотный серафим углем горящим освяти Исаию. Угль же не едино естество имать в себе, но два: древо бо есть и огнь. Такожде и хлеб сей святый не едино естество имать хлебное, но и божественное. Плоть бо единоестественна с боже­ственным, не едино естество имать, но два. Да убо приступающии христолюбцы, не яко от человека приемлем страшное оно Причаще­ние, или от священника, но яко от самого онаго серафима, со огненныя тоя лжицы, юже виде Исаия» (Слово 107, лист 317). Исаия же видел серафима не со лжицею, но с клещами. И если преподобный Ефрем Сирин заменил их лжицею, то ясно, что причащаться был тогда в церкви обычай не только из рук, но и со лжицы.

Новообрядец: Какие же причины послужили тому, чтобы обычай преподания святого Тела в руки заменить лжицею? Не може­те ли вы что-нибудь прочитать по поводу этого?

Древлеправославный: Я вам уже читал из толкования Вальсамона на приведенное вами 101-е правило Шестого Вселенского собора, что это предало «благоговение, правая вера и страх Божий». Но что дей­ствительно в древности некоторые принимали Евхаристию без стра­ха Божия, об этом написано в летописи Барония следующее: «Прельщен бысть от некоего Марка от Мемфис, ученика манихейскаго чародея, Прискиллиан, великий разумом и витийством, и ро­дом честен, и два епископи, Инстантий и Сальвиан, иже тай на бесе­ды собирахуся, жены простыя и оплазивыя, и на зло преклонныя к себе превращающе. О том епископи уведавше... собор сотвориша, на который егда онии осужденнии епископи, и два мирстии Елпидий и Прискиллиан приити не хотяху, проклята суть... Приимаху сии ере­тики (прискиллианисты) в церкви Евхаристию, но не снедающе в дом ю приношаху: и cиe запретиша, повелевающе абие в церкви Причащение в уста приимати и потребляти» (Лето Господне 381, число 20). 

Разумеется, что вследствие большого промежутка време­ни между получением и принятием святого Тела во уста могли утра­чиваться мельчайшие частицы этого святого Дара. А чрез это утрачи­валось и самое благоговение к ним и даже страх Божий. Кроме того, чрез такое употребление святого Причастия были даже и случаи самого возмутительного кощунства, как это видно из Четии-Минеи, ноября 9-го дня; там пишется в конце жития преподобной Феоктисты следующее: «Пишется о том в Лимонаре, в главе 79, яко в Селевкии некоего еретика купца раб правоверный взем святое Прича­щение, храняше е в ковчежце, и по некоем времени уведавшу о сем господину его, и сожещи святая тайны хотящу, вся части пречистаго Тела Христова под видом хлеба в ковчежце том хранимыя прорастиша класы: явственно убо, каков бе обычай христиан первых. Потом же святии отцы возбраниша неосвященным приимати в руце и отно­сити из церкве Тело Христово, а наипаче святый Златоустый то за­прети, вины ради сицевыя: во время патриаршества его в Цареграде жена некая славна приемши в церкви часть пречистаго Тела Христо­ва, несе в дом свой, и смеси е с некиим чарованием волхвования ради, еже уведав святый Златоуст, заповеда по всем церквам, от того времене да не влагаются в руце части Тела Христова, но лжицею да подаются во уста, вкупе с божественною, под видом вина, Кровию, прежде бо того не бяше лжиц в церкви, но тако части Тела Христова в руце верных влагахуся, святая же Кровь чашею подавашеся, а от того времени повелением Златоуста святаго нача лжицею божест­венное Причащение подаватися, и точию освященным носити е повелено, а неосвященным никакоже коснутся, да не будет некое свя­тым тайнам безчестие». Итак, на ваш вопрос, какие были причины к отменению преподавания святого Тела в руки, — я ответил.

Новообрядец: Ваши два последние доказательства, как мне кажется, между собою имеют противоречие.

Древлеправославный: В чем же?

Новообрядец: В последнем вашем доказательстве видит­ся, что до св. Златоуста лжиц вовсе не было, а в первом, взятом от слов преподобного Ефрема Сирина, доказывается, что лжицы были ранее Златоуста. Как же примирить эти два доказательства?

Древлеправославный: Я полагаю, что примирить это нетрудно. Представив себе, что распоряжение Златоуста касалось только Церк­ви Цареградской, как это и должно быть, то мы увидим, что о других Церквах этого же сказать нельзя, потому что Феодор Вальсамон в своем толковании на 101 правило Шестого собора прямо свидетель­ствует, что употребление святых Даров было различное, а ведь он был патриарх Антиохийский, а не Цареградский; поэтому вполне можно заключить, что распоряжение св. Златоуста тогда имело силу только в своей патриархии. Вообще же в заключение своих слов я должен напомнить вам, что я не отвергаю того и другого, а наоборот, утверждал и утверждаю, что в древней Церкви было и то, и другое употребление святых Даров: и со лжицы, и чрез руку, но почему впоследствии оставлен лишь один способ принятия святых Даров со лжицы, это из приведенных мною свидетельств ясно видно. Так что нарушения какого-либо обязательного для всех Предания св. Церкви здесь не видно, а видно лишь одно большее усовершенствование преподания святых Даров, установленное во избежание вышеприве­денных мною случаев. 

Усовершенствование же каких-либо преданий и обычаев в Церкви Христовой не преступно, а дозволительно, как мы видим об этом у преподобного Викентия Лиринского; он, объяс­няя слова апостола Павла «О, Тимофее, предание сохрани...» (1 Тим., 6, 20), говорит: «В Церкви Христовой должно быть преуспеяние, и притом, весьма большое... Только преуспеяние это должно быть преуспеянием, а не переменою веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается в самом себе, а переме­на в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени пусть преуспевают по годам и векам разумение, ведение, мудрость как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде, то есть в одном и том же учении, в одном и том же смысле, в одном и том же понятии. Ибо если однажды дать волю нечестивой лжи изменять, уродовать, искажать их, то ужасаюсь сказать, какая большая по­следует опасность разрушения и уничтожения религии. Тогда, от­вергши одну какую-нибудь часть кафолического учения, как бы по обычаю уже и с позволения, начнут постепенно отвергать одну за другою и прочия части его. А затем, когда отвергнут части поодиночке, что иное последует, наконец, если не совокупное отвержение целаго? С другой стороны, если начнут примешивать к древнему новое, к домашнему чужое и к освященному непотребное, то обычай сей необходимо распространится по всему, так что после ничего уже не останется у Церкви — ни целого, ни неповрежденного, ни неис­порченного, ни нерастленного, но где прежде было святилище чис­той и нерастленной истины, там будет, наконец, непотребный дом нечестивых и гнусных заблуждений. Да отвратит от умов наших непо­требство это благость Божия! Пусть остается оно безумием нечестив­цев!... А кафоликам, напротив, действительно свойственно сохранять предания и поручения святых отцев, осуждать непотребные новизны и, согласно слову апостола, дважды изреченному им, анафематствовать того, кто благовестит не то, что принято» («Памятные записки», главы 22, 23 и 24). 

Итак, повторяю, принятие святых даров со лжицы, вместо руки, есть действительно усовершенствование или, скажу словами Викентия Лиринского, преуспеяние в Церкви Христовой, установлен­ное во избежание того кощунства над святыми Дарами, какое мною уже указано выше. А ваша церковь во время бывшего патриарха Нико­на разве сделала какое усовершенствование или преуспеяние? Нет, напротив, ваша церковь, или, вернее, пастыри вашей церкви, вместо преуспеяния произвели, опять скажу словами Викентия Лиринского, изменение, уродование и искажение древних преданий св. Церкви, освященных веками и огражденных даже клятвою святых отец; вместо мира ваши пастыри бросили нож в Христову Церковь, вместо едине­ния произвели раскол. Можно ли, имея душу и совесть, сказать, что приведенный пример оправдывает реформу бывшего патриарха Нико­на? Нет, это могут сказать только миссионеры.

(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).

Комментарии