Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О лжице
Новообрядец: Шестой вселенский собор 101-м правилом установил принимать святое Тело в руку, но в настоящее время это не исполняется, а принимают святое Причастие прямо в уста со лжицы. Вот видите: прямое нарушение здесь постановления Вселенского собора, однако вы, старообрядцы, себя не признаете еретиками, хотя тоже не следуете в этом Шестому Вселенскому собору, а причащаете тоже со лжицы. Поэтому и Никона патриарха вы обвинять не должны за то, что он не следовал бывшим до него преданиям и обрядам.
Древлеправославный: Мы с вами должны будем прочитать 101-е правило Шестого Вселенского собора сполна, но прежде чем читать правило, я спрошу вас: запрещается ли этим правилом преподаяние святого Причастия со лжицы?
Новообрядец: Буквального воспрещения причащать со лжицы в правиле нет.
Древлеправославный: Справедливо вы сказали, что воспрещения причащать со лжицы нет. Теперь мы с вами приступим к прочтению 101-го правила и толкования на него Вальсамона. Итак, читаю: «Человека, созданного по образу Божию, божественный апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Выше убо всякия чувственныя твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся, и ядуший и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением бо-жественныя благодати. Посему, аще кто хощет во время литургии причаститися пречистаго Тела, и едино с ним чрез Причастие быти, руки да слагает в образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества вместо руки некая вместилища устрояющих для приятия божественнаго дара и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвятое Причащение преподающий приносящим таковыя вместилища, да будет отлучен и сей, и приносящий оныя».
Вместо того, чтобы это правило пояснять своими словами, мы с вами прочтем все толкование Вальсамона, откуда вы увидите, что пример, указанный вами, не может служить оправданием реформы бывшего патриарха Никона. Вальсамон пишет: «В те времена некоторые богатые люди из презрения, как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота или из какого-нибудь другого вещества вместилища, под видом благоговения и страха Божия пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время святого приобщения пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Вначале, может быть, это и было придумано некоторыми из благоговения, так как могли думать, что рука, касающаяся некоторых неприличных и недостойных предметов, недостойна для принятия Господняго Тела. Но с течением времени это благоговение обратилось в душевную пагубу, поелику делавшие это искали предпочтения пред беднейшими и иначе как-нибудь тщеславились. Итак, поелику отцам показалось, что в этом лежит причина многих соблазнов, при том и оскорбительно для нашего тела, созданного по образу Божию, то они сказали, что тогда великий апостол Павел называет человека телом Христовым и образом Божиим, честнейшим всякого создания, так как он удостаивается и приобщения божественных Таин и от сего освящается и душею и телом, — никто не должен предпочитать ему бездушных и служебных вещей, сделанных из золота и из каких-либо других веществ; иначе делающие вопреки сему должны быть отлучаемы, т. е. как сами пользующиеся какими-либо подобными вещественными предметами для принятия Тела Христова, так и те, которые преподают оное им. Не удивляйся и не спрашивай о причине, по которой в некоторых церквах святое Тело Христово преподается мирянам, а не вручается им согласно с мыслию сего правила; ибо правая вера и страх Божий и несомнительное благоговение предало это, а не недостоинство мирян». Что вы скажете на прочитанное мною толкование Вальсамона?
Новообрядец: Я должен сказать на это, что святые отцы самое тщательное наблюдение и заботливость имели о том, чтобы пастыри и пасомые в данном случае поступали как можно с большим благоговением и соблюдением страха Божия и не злоупотребляли бы таким великим делом, как принятие святого Причастия. Кроме того, из прочитанного толкования видно, что в древнее время святое Причастие подавалось христианам и со лжицы, как видно из последних слов Вальсамона.
Древлеправославный: Справедливо вы поняли мое чтение. Теперь я в дополнение ваших последних слов, должен вам доказать, что Причащение со лжицы даже нельзя назвать не апостольским преданием, потому что все верующие христиане со времени самого учреждения божественной литургии считали неизменною своею обязанностью причащаться святых Таин; несомненно в числе их должны были быть и младенцы, которые не могли своими руками принимать в уста святое Тело и, кроме того, также несомненно, были и такие болящие, которые тоже не могли по тяжести своей болезни правильно управлять своими руками. И если святые апостолы нигде не сказали того, чтобы младенцев и болящих лишать святого Причастия, то ясно, что и они по необходимости должны были употреблять лжицу для Причащения их.
Новообрядец: Это только ваш вывод, хотя, положим, нельзя считать его безусловно неверным, потому что как же, в самом деле, можно причастить младенца иначе, как не со лжицы; но, тем не менее, требуется это чем-либо подтвердить.
Древлеправославный: Извольте, я вам прочту слова преподобного Ефрема Сирина, бывшего ранее не только Шестого, но и Второго Вселенского собора. Он пишет следующее: «Безплотный серафим углем горящим освяти Исаию. Угль же не едино естество имать в себе, но два: древо бо есть и огнь. Такожде и хлеб сей святый не едино естество имать хлебное, но и божественное. Плоть бо единоестественна с божественным, не едино естество имать, но два. Да убо приступающии христолюбцы, не яко от человека приемлем страшное оно Причащение, или от священника, но яко от самого онаго серафима, со огненныя тоя лжицы, юже виде Исаия» (Слово 107, лист 317). Исаия же видел серафима не со лжицею, но с клещами. И если преподобный Ефрем Сирин заменил их лжицею, то ясно, что причащаться был тогда в церкви обычай не только из рук, но и со лжицы.
Новообрядец: Какие же причины послужили тому, чтобы обычай преподания святого Тела в руки заменить лжицею? Не можете ли вы что-нибудь прочитать по поводу этого?
Древлеправославный: Я вам уже читал из толкования Вальсамона на приведенное вами 101-е правило Шестого Вселенского собора, что это предало «благоговение, правая вера и страх Божий». Но что действительно в древности некоторые принимали Евхаристию без страха Божия, об этом написано в летописи Барония следующее: «Прельщен бысть от некоего Марка от Мемфис, ученика манихейскаго чародея, Прискиллиан, великий разумом и витийством, и родом честен, и два епископи, Инстантий и Сальвиан, иже тай на беседы собирахуся, жены простыя и оплазивыя, и на зло преклонныя к себе превращающе. О том епископи уведавше... собор сотвориша, на который егда онии осужденнии епископи, и два мирстии Елпидий и Прискиллиан приити не хотяху, проклята суть... Приимаху сии еретики (прискиллианисты) в церкви Евхаристию, но не снедающе в дом ю приношаху: и cиe запретиша, повелевающе абие в церкви Причащение в уста приимати и потребляти» (Лето Господне 381, число 20).
Новообрядец: Я должен сказать на это, что святые отцы самое тщательное наблюдение и заботливость имели о том, чтобы пастыри и пасомые в данном случае поступали как можно с большим благоговением и соблюдением страха Божия и не злоупотребляли бы таким великим делом, как принятие святого Причастия. Кроме того, из прочитанного толкования видно, что в древнее время святое Причастие подавалось христианам и со лжицы, как видно из последних слов Вальсамона.
Древлеправославный: Справедливо вы поняли мое чтение. Теперь я в дополнение ваших последних слов, должен вам доказать, что Причащение со лжицы даже нельзя назвать не апостольским преданием, потому что все верующие христиане со времени самого учреждения божественной литургии считали неизменною своею обязанностью причащаться святых Таин; несомненно в числе их должны были быть и младенцы, которые не могли своими руками принимать в уста святое Тело и, кроме того, также несомненно, были и такие болящие, которые тоже не могли по тяжести своей болезни правильно управлять своими руками. И если святые апостолы нигде не сказали того, чтобы младенцев и болящих лишать святого Причастия, то ясно, что и они по необходимости должны были употреблять лжицу для Причащения их.
Новообрядец: Это только ваш вывод, хотя, положим, нельзя считать его безусловно неверным, потому что как же, в самом деле, можно причастить младенца иначе, как не со лжицы; но, тем не менее, требуется это чем-либо подтвердить.
Древлеправославный: Извольте, я вам прочту слова преподобного Ефрема Сирина, бывшего ранее не только Шестого, но и Второго Вселенского собора. Он пишет следующее: «Безплотный серафим углем горящим освяти Исаию. Угль же не едино естество имать в себе, но два: древо бо есть и огнь. Такожде и хлеб сей святый не едино естество имать хлебное, но и божественное. Плоть бо единоестественна с божественным, не едино естество имать, но два. Да убо приступающии христолюбцы, не яко от человека приемлем страшное оно Причащение, или от священника, но яко от самого онаго серафима, со огненныя тоя лжицы, юже виде Исаия» (Слово 107, лист 317). Исаия же видел серафима не со лжицею, но с клещами. И если преподобный Ефрем Сирин заменил их лжицею, то ясно, что причащаться был тогда в церкви обычай не только из рук, но и со лжицы.
Новообрядец: Какие же причины послужили тому, чтобы обычай преподания святого Тела в руки заменить лжицею? Не можете ли вы что-нибудь прочитать по поводу этого?
Древлеправославный: Я вам уже читал из толкования Вальсамона на приведенное вами 101-е правило Шестого Вселенского собора, что это предало «благоговение, правая вера и страх Божий». Но что действительно в древности некоторые принимали Евхаристию без страха Божия, об этом написано в летописи Барония следующее: «Прельщен бысть от некоего Марка от Мемфис, ученика манихейскаго чародея, Прискиллиан, великий разумом и витийством, и родом честен, и два епископи, Инстантий и Сальвиан, иже тай на беседы собирахуся, жены простыя и оплазивыя, и на зло преклонныя к себе превращающе. О том епископи уведавше... собор сотвориша, на который егда онии осужденнии епископи, и два мирстии Елпидий и Прискиллиан приити не хотяху, проклята суть... Приимаху сии еретики (прискиллианисты) в церкви Евхаристию, но не снедающе в дом ю приношаху: и cиe запретиша, повелевающе абие в церкви Причащение в уста приимати и потребляти» (Лето Господне 381, число 20).
Разумеется, что вследствие большого промежутка времени между получением и принятием святого Тела во уста могли утрачиваться мельчайшие частицы этого святого Дара. А чрез это утрачивалось и самое благоговение к ним и даже страх Божий. Кроме того, чрез такое употребление святого Причастия были даже и случаи самого возмутительного кощунства, как это видно из Четии-Минеи, ноября 9-го дня; там пишется в конце жития преподобной Феоктисты следующее: «Пишется о том в Лимонаре, в главе 79, яко в Селевкии некоего еретика купца раб правоверный взем святое Причащение, храняше е в ковчежце, и по некоем времени уведавшу о сем господину его, и сожещи святая тайны хотящу, вся части пречистаго Тела Христова под видом хлеба в ковчежце том хранимыя прорастиша класы: явственно убо, каков бе обычай христиан первых. Потом же святии отцы возбраниша неосвященным приимати в руце и относити из церкве Тело Христово, а наипаче святый Златоустый то запрети, вины ради сицевыя: во время патриаршества его в Цареграде жена некая славна приемши в церкви часть пречистаго Тела Христова, несе в дом свой, и смеси е с некиим чарованием волхвования ради, еже уведав святый Златоуст, заповеда по всем церквам, от того времене да не влагаются в руце части Тела Христова, но лжицею да подаются во уста, вкупе с божественною, под видом вина, Кровию, прежде бо того не бяше лжиц в церкви, но тако части Тела Христова в руце верных влагахуся, святая же Кровь чашею подавашеся, а от того времени повелением Златоуста святаго нача лжицею божественное Причащение подаватися, и точию освященным носити е повелено, а неосвященным никакоже коснутся, да не будет некое святым тайнам безчестие». Итак, на ваш вопрос, какие были причины к отменению преподавания святого Тела в руки, — я ответил.
Новообрядец: Ваши два последние доказательства, как мне кажется, между собою имеют противоречие.
Древлеправославный: В чем же?
Новообрядец: В последнем вашем доказательстве видится, что до св. Златоуста лжиц вовсе не было, а в первом, взятом от слов преподобного Ефрема Сирина, доказывается, что лжицы были ранее Златоуста. Как же примирить эти два доказательства?
Древлеправославный: Я полагаю, что примирить это нетрудно. Представив себе, что распоряжение Златоуста касалось только Церкви Цареградской, как это и должно быть, то мы увидим, что о других Церквах этого же сказать нельзя, потому что Феодор Вальсамон в своем толковании на 101 правило Шестого собора прямо свидетельствует, что употребление святых Даров было различное, а ведь он был патриарх Антиохийский, а не Цареградский; поэтому вполне можно заключить, что распоряжение св. Златоуста тогда имело силу только в своей патриархии. Вообще же в заключение своих слов я должен напомнить вам, что я не отвергаю того и другого, а наоборот, утверждал и утверждаю, что в древней Церкви было и то, и другое употребление святых Даров: и со лжицы, и чрез руку, но почему впоследствии оставлен лишь один способ принятия святых Даров со лжицы, это из приведенных мною свидетельств ясно видно. Так что нарушения какого-либо обязательного для всех Предания св. Церкви здесь не видно, а видно лишь одно большее усовершенствование преподания святых Даров, установленное во избежание вышеприведенных мною случаев.
Новообрядец: Ваши два последние доказательства, как мне кажется, между собою имеют противоречие.
Древлеправославный: В чем же?
Новообрядец: В последнем вашем доказательстве видится, что до св. Златоуста лжиц вовсе не было, а в первом, взятом от слов преподобного Ефрема Сирина, доказывается, что лжицы были ранее Златоуста. Как же примирить эти два доказательства?
Древлеправославный: Я полагаю, что примирить это нетрудно. Представив себе, что распоряжение Златоуста касалось только Церкви Цареградской, как это и должно быть, то мы увидим, что о других Церквах этого же сказать нельзя, потому что Феодор Вальсамон в своем толковании на 101 правило Шестого собора прямо свидетельствует, что употребление святых Даров было различное, а ведь он был патриарх Антиохийский, а не Цареградский; поэтому вполне можно заключить, что распоряжение св. Златоуста тогда имело силу только в своей патриархии. Вообще же в заключение своих слов я должен напомнить вам, что я не отвергаю того и другого, а наоборот, утверждал и утверждаю, что в древней Церкви было и то, и другое употребление святых Даров: и со лжицы, и чрез руку, но почему впоследствии оставлен лишь один способ принятия святых Даров со лжицы, это из приведенных мною свидетельств ясно видно. Так что нарушения какого-либо обязательного для всех Предания св. Церкви здесь не видно, а видно лишь одно большее усовершенствование преподания святых Даров, установленное во избежание вышеприведенных мною случаев.
Усовершенствование же каких-либо преданий и обычаев в Церкви Христовой не преступно, а дозволительно, как мы видим об этом у преподобного Викентия Лиринского; он, объясняя слова апостола Павла «О, Тимофее, предание сохрани...» (1 Тим., 6, 20), говорит: «В Церкви Христовой должно быть преуспеяние, и притом, весьма большое... Только преуспеяние это должно быть преуспеянием, а не переменою веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается в самом себе, а перемена в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени пусть преуспевают по годам и векам разумение, ведение, мудрость как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде, то есть в одном и том же учении, в одном и том же смысле, в одном и том же понятии. Ибо если однажды дать волю нечестивой лжи изменять, уродовать, искажать их, то ужасаюсь сказать, какая большая последует опасность разрушения и уничтожения религии. Тогда, отвергши одну какую-нибудь часть кафолического учения, как бы по обычаю уже и с позволения, начнут постепенно отвергать одну за другою и прочия части его. А затем, когда отвергнут части поодиночке, что иное последует, наконец, если не совокупное отвержение целаго? С другой стороны, если начнут примешивать к древнему новое, к домашнему чужое и к освященному непотребное, то обычай сей необходимо распространится по всему, так что после ничего уже не останется у Церкви — ни целого, ни неповрежденного, ни неиспорченного, ни нерастленного, но где прежде было святилище чистой и нерастленной истины, там будет, наконец, непотребный дом нечестивых и гнусных заблуждений. Да отвратит от умов наших непотребство это благость Божия! Пусть остается оно безумием нечестивцев!... А кафоликам, напротив, действительно свойственно сохранять предания и поручения святых отцев, осуждать непотребные новизны и, согласно слову апостола, дважды изреченному им, анафематствовать того, кто благовестит не то, что принято» («Памятные записки», главы 22, 23 и 24).
Итак, повторяю, принятие святых даров со лжицы, вместо руки, есть действительно усовершенствование или, скажу словами Викентия Лиринского, преуспеяние в Церкви Христовой, установленное во избежание того кощунства над святыми Дарами, какое мною уже указано выше. А ваша церковь во время бывшего патриарха Никона разве сделала какое усовершенствование или преуспеяние? Нет, напротив, ваша церковь, или, вернее, пастыри вашей церкви, вместо преуспеяния произвели, опять скажу словами Викентия Лиринского, изменение, уродование и искажение древних преданий св. Церкви, освященных веками и огражденных даже клятвою святых отец; вместо мира ваши пастыри бросили нож в Христову Церковь, вместо единения произвели раскол. Можно ли, имея душу и совесть, сказать, что приведенный пример оправдывает реформу бывшего патриарха Никона? Нет, это могут сказать только миссионеры.
(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).
Комментарии
Отправить комментарий