Спор новообрядца с древлеправославным христианином: Об обрезании
Новообрядец: Допустим, что вы, старообрядцы, справедливо обвиняете нашу церковь в лице московских соборов 1656 и 1667 гг. в отвержении и осуждении ею древних православных преданий церковных, а также и в отлучении всех лиц, содержащих эти предания, но несправедливо обвиняете ее в том, что она вновь благословила немощным чадам своим употреблять отмененные обряды и предания; ибо церковь на это имеет полное право: в одно время отменять какие-либо обряды и предания и в другое время опять разрешать употребление их. Это было и в древние времена, времена святых апостолов, как об этом написано в Деяниях апостольских: «Прииде же (ап. Павел) в Дервию и Листру: и се ученик некий бе ту, именем Тимофей, сын жены некия иудеаныни верны, отца же еллина: иже свидетельствован бе от сущих в Листрех и Иконии братии. Сего восхоте Павел с собою изыти: и прием обреза его, иудей ради сущих на местех онех; ведяху бо вси отца его, яко еллин бяше» (16, 1-3). Видите, как поступил святой апостол Павел; он допускал употребление уже отмененного предания и даже сам исполнил его над учеником своим Тимофеем, и никто из святых апостолов его за это не только не осуждал, но даже и не обвинял. Поэтому и вы несправедливо обвиняете нашу церковь в том, что она благословляет для употребления предания и обряды, отмененные ею. Верно ли я говорю?
Древлеправославный: Что святой апостол Павел обрезал своего ученика Тимофея, это вы сказали совершенно верно, но что вашей церкви тут есть оправдание, это неверно.
Новообрядец: Объясните мне, пожалуйста, почему это так?
Древлеправославный: Вот почему: приведенный вами пример составляет исключение, бывшее в практике Церкви Христовой, способствовавшее обращению иудеев к вере во Христа. Оно допускалось (и только допускалось) не потому, чтобы отмененное обрезание считалось необходимым для христиан, а потому, чтобы его окончательно прекратить, как об этом пишет св. Иоанн Златоуст в беседах на Деяния апостольские на указанное вами место: «Достойна удивления мудрость Павла! Он, столько восстававший против обрезания, употреблявший все меры и успокоившийся не прежде, как достигнув цели, тогда, когда это учение было утверждено, обрезывает ученика. Не только другим не возбраняет, но и сам делает это. Нет никого мудрее Павла; он во всем смотрел на пользу, не делал ничего просто, по предубеждению. Сего восхоте, говорит (писатель), с собою изыти. Удивительно, что он даже привел его с собою. Иудей ради, говорит, сущих на местех онех. Это — причина обрезания; они не стали бы слушать слово от необрезанного. Но что? Посмотри на самое дело: он обрезал, чтобы прекратить обрезание, потому что проповедовал определения апостолов» (Творения его, т. IX, стр. 306, изд. 1903 г.).
То же самое пишется у него далее: «Когда (апостол) называет (Исуса Христа) служителем обрезания, то разумеет, что Он Своим пришествием, исполнением всего закона, принятием обрезания и тем, что сделался семенем Авраамовым, снял клятву, избавил людей от гнева Божия и, наконец, тех, которые готовы были принять обетование, сделал способными к этому и однажды навсегда освободил их от преткновений. А чтобы обвиняемые не сказали: как же сам Христос был обрезан и соблюдал весь закон? — (апостол) выводит отсюда противоположное заключение. Христос исполнил это, — говорит он, — не для того, чтобы закон оставался в силе, но чтобы отменить его, избавить тебя от лежащей на тебе клятвы и совершенно освободить от владычества закона» (там же, стр. 820). Отсюда видно, что как святой апостол Павел, так и сам Исус Христос, исполнивши закон обрезания, уже этим окончательно прекратили надобность в исполнении сего для иудеев, уверовавших во Христа. И если ваши пастыри находят в этих действиях апостола Павла оправдание себе в благословении отмененных и воспрещенных с клятвою преданий и обрядов для употребления чадам своим, то они непременно должны прекратить употребление их и вовсе искоренить из своей проповеди. Между тем мы видим совершенно противоположное. Там допустили с тем, чтобы прекратить, и прекратили, а здесь благословили, но не прекращают, а наоборот, продолжают распространять запрещенные предания и обряды.
Новообрядец: И наша церковь допустила запрещенные ею предания и обряды тоже с тем, чтобы совсем прекратить их. Об этом пишется в правилах, на которых основано единоверие, следующее: «(церковь) разсудила за благо учинить некоторое таковым в неведении погрешающим снисхождение, однако без соблазна правоверных..., дабы возыметь благую надежду, что таковые со временем Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с церковию приидут согласие» (заключение митрополита Платона). То же самое говорится и в книге «Доказательства о древности трехперстного сложения»: «Слышно, что некоторые развратники провозглашают, будто бы ныне святейший синод двуперстно молиться разрешил, и кто как хочет, тот так и молись. Нет, напрасно так они говорят! От святейшего синода такового разрешения для правоверных сынов святой церкви никогда не было, а только одним раскольникам, присоединяющимся к святой церкви, из снисхождения на их просьбу позволено не точию двуперстным сложением молиться, но и особенные иметь церкви под названием единоверческих, с тем намерением, что они со временем, оставя свое заблуждение, совершенно присоединятся во единство святой соборной и апостольской Церкви... (пастыри) только из снисхождения, яко немощнейших допускают их в церковь и до приобщения божественных таин, в том разуме, что они от недугования сего со временем оздравеют, т. е. раскаются, оставят двуперстие свое и будут молиться, как святая церковь повелевает» (с. 14-15). Таким образом, приведенный мною пример об обрезании вполне оправдывает нашу церковь в разрешении запрещенных обрядов.
Древлеправославный: Позвольте вас спросить; обрезание - христианский обряд или нет?
Новообрядец: Обрезание - обряд ветхозаветный, иудейский.
Древлеправославный: А почему и для кого он допускался?
Новообрядец: По снисхождению, для уверовавших иудеев.
Древлеправославный: А двоеперстное сложение для крестного знамения и другие обряды и предания православны или еретически?
Новообрядец: Православны.
Древлеправославный: Почему и для кого ваша церковь их разрешила?
Новообрядец: По снисхождению, для обратившихся к нашей церкви старообрядцев.
Древлеправославный: Ну, вот теперь смотрите беспристрастно, насколько может оправдывать приведенный вами пример вашу церковь. Там по снисхождению для уверовавших иудеев допущен был их иудейский обычай. Ваша же церковь вполне православные предания допускает для употребления своих чад только по снисхождению.
Теперь я вас спрошу: может ли ваша церковь в настоящее время благословить обрезание для своих чад, хотя бы по снисхождению?
Новообрядец: Ввиду вышеприведенных вами святоотеческих свидетельств в вопросе о праздновании Пасхи, я не думаю, чтобы обрезание, обычай иудейский, могла благословить наша церковь для своих чад.
Древлеправославный: Последние ваши слова прекрасно свидетельствуют, что и этот пример не оправдывает вашу церковь, потому что там святые апостолы допустили обрезание по снисхождению и этим допущением навсегда прекратили его, а ваша церковь благословила православные предания по снисхождению, но не прекращает; видите ли какая разница? Там святые апостолы смотрели на обрезание, т. е. на иудейский обычай, как на бремя неудобоносимое для уверовавших во Христа и просто считали его ненужным, а здесь ваша церковь на православные предания смотрит как на бремя и считает их соблазном для «правоверных». И тогда только признает их вполне «правоверными», когда они окончательно прекратят употреблять православные предания (см. выше заключение митрополита Платона). На что это похоже?
Новообрядец: Да, это верно, если наша церковь признала предания и обряды, бывшие до патриарха Никона, неправославными, то по некотором снисхождении для старообрядцев должна была прекратить употребление их, тогда бы только и мог этот пример оправдывать ее.
Древлеправославный: Вина вашей церкви усугубляется еще тем, что сколько бы незаконных распоряжений она ни издавала, сколько бы преступлений против чистоты истины ни совершала, но всегда признает себя непогрешимою, как об этом читаем в богословии Филарета Черниговского: «Если Бог открыл учение, необходимое для спасения нашего, то Он мог предоставить объяснение его только учительству, состоящему под руководством Святаго Духа и потому непогрешимому» (ч. 2, стр. 299). Но такое учение противоречит учению святых отец.
Новообрядец: И наша церковь допустила запрещенные ею предания и обряды тоже с тем, чтобы совсем прекратить их. Об этом пишется в правилах, на которых основано единоверие, следующее: «(церковь) разсудила за благо учинить некоторое таковым в неведении погрешающим снисхождение, однако без соблазна правоверных..., дабы возыметь благую надежду, что таковые со временем Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с церковию приидут согласие» (заключение митрополита Платона). То же самое говорится и в книге «Доказательства о древности трехперстного сложения»: «Слышно, что некоторые развратники провозглашают, будто бы ныне святейший синод двуперстно молиться разрешил, и кто как хочет, тот так и молись. Нет, напрасно так они говорят! От святейшего синода такового разрешения для правоверных сынов святой церкви никогда не было, а только одним раскольникам, присоединяющимся к святой церкви, из снисхождения на их просьбу позволено не точию двуперстным сложением молиться, но и особенные иметь церкви под названием единоверческих, с тем намерением, что они со временем, оставя свое заблуждение, совершенно присоединятся во единство святой соборной и апостольской Церкви... (пастыри) только из снисхождения, яко немощнейших допускают их в церковь и до приобщения божественных таин, в том разуме, что они от недугования сего со временем оздравеют, т. е. раскаются, оставят двуперстие свое и будут молиться, как святая церковь повелевает» (с. 14-15). Таким образом, приведенный мною пример об обрезании вполне оправдывает нашу церковь в разрешении запрещенных обрядов.
Древлеправославный: Позвольте вас спросить; обрезание - христианский обряд или нет?
Новообрядец: Обрезание - обряд ветхозаветный, иудейский.
Древлеправославный: А почему и для кого он допускался?
Новообрядец: По снисхождению, для уверовавших иудеев.
Древлеправославный: А двоеперстное сложение для крестного знамения и другие обряды и предания православны или еретически?
Новообрядец: Православны.
Древлеправославный: Почему и для кого ваша церковь их разрешила?
Новообрядец: По снисхождению, для обратившихся к нашей церкви старообрядцев.
Древлеправославный: Ну, вот теперь смотрите беспристрастно, насколько может оправдывать приведенный вами пример вашу церковь. Там по снисхождению для уверовавших иудеев допущен был их иудейский обычай. Ваша же церковь вполне православные предания допускает для употребления своих чад только по снисхождению.
Теперь я вас спрошу: может ли ваша церковь в настоящее время благословить обрезание для своих чад, хотя бы по снисхождению?
Новообрядец: Ввиду вышеприведенных вами святоотеческих свидетельств в вопросе о праздновании Пасхи, я не думаю, чтобы обрезание, обычай иудейский, могла благословить наша церковь для своих чад.
Древлеправославный: Последние ваши слова прекрасно свидетельствуют, что и этот пример не оправдывает вашу церковь, потому что там святые апостолы допустили обрезание по снисхождению и этим допущением навсегда прекратили его, а ваша церковь благословила православные предания по снисхождению, но не прекращает; видите ли какая разница? Там святые апостолы смотрели на обрезание, т. е. на иудейский обычай, как на бремя неудобоносимое для уверовавших во Христа и просто считали его ненужным, а здесь ваша церковь на православные предания смотрит как на бремя и считает их соблазном для «правоверных». И тогда только признает их вполне «правоверными», когда они окончательно прекратят употреблять православные предания (см. выше заключение митрополита Платона). На что это похоже?
Новообрядец: Да, это верно, если наша церковь признала предания и обряды, бывшие до патриарха Никона, неправославными, то по некотором снисхождении для старообрядцев должна была прекратить употребление их, тогда бы только и мог этот пример оправдывать ее.
Древлеправославный: Вина вашей церкви усугубляется еще тем, что сколько бы незаконных распоряжений она ни издавала, сколько бы преступлений против чистоты истины ни совершала, но всегда признает себя непогрешимою, как об этом читаем в богословии Филарета Черниговского: «Если Бог открыл учение, необходимое для спасения нашего, то Он мог предоставить объяснение его только учительству, состоящему под руководством Святаго Духа и потому непогрешимому» (ч. 2, стр. 299). Но такое учение противоречит учению святых отец.
Святой Афанасий Великий говорит об этом следующее: «В настоящее время ересь произвела на свет желание нечестия, подчинила себе злые стремления, породила многообразное зло самозванного нововведения, и чтобы все следовали единству, властно требует повиновения. Принимайте, — говорит она, — просто проповедуемое, пусть никто из вас не изследует, что в нем подходящее и что не подходящее. Верою называет он неиспытуемое одобрение нетвердого и недоказанного. Буду ли верить я без всяких оснований, не изследуя возможности, полезности, пристойности, угодности Богу или соответствия природе, согласования с истинной целесообразностью, не справляясь об отношениях к таинству и благочестию? Какая может быть мне от этого польза? Какой плод может принести такая вера духу, ничего не принимающему в расчет? Такова одна причина заблуждения противников и бедствия всех. Кто из всех исповедующих себя врагами кафолической Церкви не требует, чтобы слова его принимались на веру без всякого разсуждения? Он отвергает разсмотрение, чтобы не быть обличенным в заблуждении» («Духа не угашайте», Аксакова, стр. 71).
Вот указанное здесь заблуждение еретиков и содержит ваша церковь. Святые апостолы, и те, допуская по снисхождению обрезание для уверовавших иудеев, не считали себя в этом непогрешимыми, несмотря на то, что такое их действие было проникнуто глубокою мудростью и присущим им благоразумием в деле обращения к вере во Христа. Об этом читаем в толковании блаженного Феофилакта, архиепископа болгарского, на послание апостола Павла к галатам следующее: «Сущее: от мнящихся же быти что, якови некогда беша, ничтоже ми разнствует: лица Бог человеча не приемлет». Толкование: «Так как естественно было кому-нибудь возразить ему и сказать: каким же образом апостолы повелевали обрезывать, он устраняет это возражение, хотя и не указывает истинную причину, что они действовали так по особому распоряжению и из снисхождения, (опасаясь) как бы верующие из иудеев, услышав то, что апостолы не в видах истины, а в видах благоустройства допускают обрезание, не отступили и от них, как от разрушителей закона; ибо доселе они потому и держались их, что они охраняли закон. Посему эту причину Павел скрывает, но сильно налегает на апостолов, говоря: ничтоже ми разнствует, т. е. мне нет никакой нужды до знаменитых, до великих, очевидно, апостолов: проповедуют ли они обрезание, или нет; так как они сами дадут ответ Богу, и хотя они велики и первенствующие, Бог не уважит лица их, ибо нелицеприятен. И заметь: не сказал якови суть, но — якови некогда беша, показывая, что впоследствии и они перестали так проповедовать, когда проповедь повсюду возсияла» (Гал., 2, 6).
Пастыри же вашей церкви нигде и никогда не считали себя ответственными пред Богом за свои преступления против чистоты истины, а прямо признают себя «непогрешимыми». Одним словом, пожелают признать православие ересью, а ересь — православием, никто не вправе им сказать: «стой, что ты делаешь!» Это нам доказала вся история жалкого существования вашей церкви. В заключение к сему нашему с вами рассуждению я прочитаю вам слова блаженного Феодорита в толковании его на те же слова апостола Павла к галатам (2, б): «Посему, хотя я сказал это, — говорит апостол, — о других, худо пользующихся законом, но огорчаюсь тем, что собственные мои ученики терпят от сего вред. Ибо сие и выразил словами: (14) почто языки нудиши иудейски жительствовати? Твое это постановление, чтобы не законом водились они в жизни; а дела твои противоречат тому, что уже написано. Великий Петр молчанием подтверждает сии Павловы слова, как бы так говоря уверовавшим из иудеев и бывшим тогда с апостолами: справедливо укоряет меня Павел, невозможно и противоречить словам его. А что Петр, имея в виду пользу слушающих, остался доволен словами Павловыми, — это явно для всякого. Итак, поелику один укорял, а другой принимал это в молчании, то сим уготовлялось врачевство, полезное для уверовавших и из иудеев, и из язычников. Написал же сие божественный апостол галатам, давая тем знать, что великие и первые апостолы по немощи иудеев дозволяли иногда хранить закон, но не всегда так поступали» (Творения, ч. VII, стр. 383-384). Что вы скажете на прочитанное?
Новообрядец: Я скажу одно, что, действительно Деяния святых апостолов не могут служить оправданием нашей церкви уж хотя бы по одному тому, что там святые апостолы допускали иногда, а наша церковь благословляет всегда; там допускали иудейское обрезание по немощи самих же иудеев, а здесь же благословляется употребление православного предания по немощи «заблуждающихся». Удивляюсь, как, в самом деле, трудно оправдывать неправду!
Древлеправославный: А теперь я слушаю, что вы еще приведете.
Новообрядец: Я скажу одно, что, действительно Деяния святых апостолов не могут служить оправданием нашей церкви уж хотя бы по одному тому, что там святые апостолы допускали иногда, а наша церковь благословляет всегда; там допускали иудейское обрезание по немощи самих же иудеев, а здесь же благословляется употребление православного предания по немощи «заблуждающихся». Удивляюсь, как, в самом деле, трудно оправдывать неправду!
Древлеправославный: А теперь я слушаю, что вы еще приведете.
(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).
Комментарии
Отправить комментарий